ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА»
ЦИКЛА ОБЩИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Структура содержания Интернет-тренажера по дисциплине «Информатика» представляет тематическое наполнение отдельных ее разделов (дидактических единиц), и перечень учебных элементов. Выделенные разделы дисциплины (дидактические единицы), их тематическое раскрытие зафиксированы в структуре и положены в основу содержания тестовых заданий банка дисциплины, используемого для работы в рамках системы «Интернет-тренажеры в сфере образования».
Содержание Интернет-тренажера по дисциплине включает код элемента содержания и название элемента содержания (темы задания). Первый разряд в записи кода элемента содержания указывает на номер группы заданий, связанных с уровнем сложности заданий изучаемой дисциплины (1 уровень – для начинающих, 2 – базовый). Второй разряд в записи кода элемента содержания указывает на номер дидактической единицы (раздела) дисциплины, а третий разряд идентифицирует номер темы задания. Например, код элемента содержания 2-03-02 указывает на то, что элемент содержания принадлежит базовому уровню, третьей дидактической единице (ДЕ) «Программные средства реализации информационных процессов» и второй теме в этой ДЕ, которая называется «Понятие системного программного обеспечения. Операционные системы». Все коды элементов содержания и наименования элементов содержания распределяются в предложенном порядке для каждой дидактической единицы.
Перечень учебных элементов отражает требования к знаниям и умениям, которые студент должен приобрести в результате освоения дисциплины или отдельных ее разделов.
Содержание Интернет-тренажера по дисциплине | Перечень учебных элементов Студент должен: | |
Код элемента содержания | Элементы содержания дисциплины (темы) | |
1. Основные понятия и методы теории информации и кодирования. Сигналы, данные, информация. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации | ||
1-01-01 | Сообщения, данные, сигнал, атрибутивные свойства информации, показатели качества информации, формы представления информации. Системы передачи информации | знать: законы получения, передачи и использования информационных ресурсов, кодирование, передачу, хранение, извлечение и отображение информации, характеристики информации |
1-01-02 | Меры и единицы количества и объема информации | знать: единицы измерения количества и объема информации уметь: измерять информацию |
1-01-03 | Кодирование данных в ЭВМ | знать: принципы кодирования текстовой, числовой, графической, звуковой информации уметь: кодировать целые числа, измерять объемы кодов |
1-01-04 | Позиционные системы счисления | знать: позиционные системы счисления, запись чисел в позиционных системах уметь: переводить числа из одной системы счисления в другую, выполнять основные арифметические операции в различных позиционных системах счисления |
1-01-05 | Основные понятия алгебры логики | знать: основные понятия алгебры логики, высказывание, логические операции, таблицы истинности логических операций; истинность и ложность высказываний уметь: определять истинность и ложность высказываний, применять логические операции |
1-01-06 | Логические основы ЭВМ | знать: таблицы истинности, логические функции, логические основы работы ЭВМ уметь: применять логические операции; представлять логические выражения в виде формул; выполнять упрощение формул, строить логические схемы |
1-01-07 | История развития ЭВМ | знать: историю развития средств вычислительной техники |
2-01-01 | Сообщения, данные, сигнал, атрибутивные свойства информации, показатели качества информации, формы представления информации. Системы передачи информации | знать: законы получения, передачи и использования информационных ресурсов, носители информации, каналы связи, данные, кодирование, передачу, хранение, извлечение и отображение информации, характеристики информации |
2-01-02 | Меры и единицы количества и объема информации | знать: единицы измерения количества и объема информации уметь: измерять информацию |
2-01-03 | Кодирование данных в ЭВМ | знать: принципы кодирования текстовой, числовой, графической, звуковой информации уметь: кодировать целые числа, измерять объемы кодов |
2-01-04 | Позиционные системы счисления | знать: позиционные системы счисления, запись чисел в позиционных системах уметь: переводить числа из одной системы счисления в другую, выполнять основные арифметические операции в различных позиционных системах счисления |
2-01-05 | Основные понятия алгебры логики | знать: основные понятия формальной логики, высказывание и суждение, логические операции, истинность и ложность высказываний уметь: определять истинность и ложность высказываний, применять логические операции |
2-01-06 | Логические основы ЭВМ | знать: таблицы истинности, логические формулы, логические основы работы ЭВМ уметь: применять логические операции; представлять логические выражения в виде формул; выполнять упрощение формул, строить логические схемы |
2-01-07 | История развития ЭВМ | знать: историю развития средств вычислительной техники |
2. Технические средства реализации информационных процессов | ||
1-02-01 | Понятие и основные виды архитектуры ЭВМ. Принципы работы вычислительной системы | знать: архитектуры ЭВМ, составляющие вычислительной системы, принципы работы вычислительных систем |
1-02-02 | Состав и назначение основных элементов персонального компьютера, их характеристики. Центральный процессор. Системные шины. Слоты расширения | знать: состав и назначение системных шин ПК; назначение и характеристики основных элементов персонального компьютера; |
1-02-03 | Запоминающие устройства: классификация, принцип работы, основные характеристики | знать: внутренние и внешние запоминающие устройства |
1-02-04 | Устройства ввода/вывода данных, их разновидности и основные характеристики | знать: разновидности устройств ввода-вывода, их назначение и основные характеристики: клавиатуру, координатные устройства ввода, видео- и звуковые адаптеры, сканеры, принтеры, плоттеры, мониторы уметь: применять устройства для ввода-вывода информации различного вида |
2-02-01 | Понятие и основные виды архитектуры ЭВМ. Принципы работы вычислительной системы | знать: архитектуры ЭВМ, составляющие вычислительной системы, принципы работы вычислительных систем |
2-02-02 | Состав и назначение основных элементов персонального компьютера, их характеристики. Центральный процессор. Системные шины. Слоты расширения | знать: назначение и характеристики основных элементов персонального компьютера; состав и назначение системных шин ПК |
2-02-03 | Запоминающие устройства: классификация, принцип работы, основные характеристики | знать: внутренние и внешние запоминающие устройства |
2-02-04 | Устройства ввода/вывода данных, их разновидности и основные характеристики | знать: разновидности устройств ввода-вывода, их назначение и основные характеристики: клавиатуру, координатные устройства ввода, видео- и звуковые адаптеры, сканеры, принтеры, плоттеры, мониторы уметь: применять устройства для ввода-вывода информации различного вида |
3. Программные средства реализации информационных процессов | ||
1-03-01 | Классификация программного обеспечения. Виды программного обеспечения и их характеристики | знать: классификацию, состав и назначение программного обеспечения компьютера |
1-03-02 | Понятие системного программного обеспечения. Операционные системы | знать: назначение, основные функции, классификацию операционных систем, базовые технологии работы в ОС уметь: настраивать интерфейс пользователя операционной системы |
1-03-03 | Служебное (сервисное) программное обеспечение | знать: основные функции утилит уметь: использовать сервисные программы – форматирование диска, дефрагментация диска, антивирусы, архиваторы |
1-03-04 | Файловая структура операционной системы. Операции с файлами | знать: понятия файловой системы и файловой структуры уметь: выполнять операции с файлами и папками |
1-03-05 | Технологии обработки текстовой информации | знать: назначение и основные функции текстовых процессоров, приемы ввода, редактирования и форматирования текста уметь: производить ввод и редактирование текста, работать с текстовыми блоками; устанавливать основные параметры форматирования шрифтов, абзацев, страниц, таблиц |
1-03-06 | Электронные таблицы. Формулы в MS Excel | знать: назначение, структуру и основные функции электронных таблиц; способы ввода данных, формул и их последующего редактирования; типы ссылок на ячейки и диапазоны уметь: осуществлять вычисления с помощью стандартных функций; использовать формулы; использовать в формулах абсолютные и относительные ссылки |
1-03-07 | Диаграммы в MS Excel. Работа со списками в MS Excel | знать: назначение, структуру и основные функции электронных таблиц; основные типы диаграмм; работу со списками в электронных таблицах уметь: строить диаграммы различных типов; применять возможности сортировки и фильтрации данных |
1-03-08 | Технологии обработки графической информации | знать: графические редакторы, способы представления и хранения графической информации, форматы графических файлов уметь: использовать графические редакторы, выполнять операции с графическими объектами |
1-03-09 | Технологии создания и обработки мультимедийных презентаций | знать: назначение стиля оформления и основные возможности MS PowerPoint уметь: создавать свои и применять готовые стили оформления презентаций; размещать на слайдах различные объекты; работать с разными режимами презентации |
1-03-10 | Общее понятие о базах данных. Основные понятия систем управления базами данных. Модели данных | знать: основные модели хранения данных; основные понятия реляционной модели данных; общие сведения о проектировании баз данных уметь: использовать модели хранения данных и знаний; проектировать структуры таблиц баз данных; устанавливать связи между таблицами базы данных |
1-03-11 | Основные понятия реляционных баз данных | знать: основные принципы работы с объектами СУБД MS Access; основные возможности СУБД Access уметь: определять типы данных; создавать связи между таблицами с обеспечением целостности данных |
1-03-12 | Объекты баз данных. Основные операции с данными в СУБД | знать: основные принципы работы с объектами СУБД MS Access; основные возможности СУБД Access уметь: создавать связи между таблицами с обеспечением целостности данных; выполнять сортировку таблиц баз данных; создавать запросы различных типов |
1-03-13 | Назначение и основы использования систем искусственного интеллекта. Базы знаний. Экспертные системы | знать: назначение и основы использования систем искусственного интеллекта |
2-03-01 | Классификация программного обеспечения. Виды программного обеспечения и их характеристики | знать: классификацию, состав и назначение программного обеспечения компьютера: системное, служебное (сервисное) прикладное и инструментальное программное обеспечение |
2-03-02 | Понятие системного программного обеспечения. Операционные системы | знать: назначение, основные функции, классификацию операционных систем, базовые технологии работы в ОС уметь: настраивать интерфейс пользователя операционной системы |
2-03-03 | Служебное (сервисное) программное обеспечение | знать: основные функции утилит уметь: использовать служебные программы архивирования данных, дефрагментации диска, очистки диска, проверки диска, антивирусной защиты данных |
2-03-04 | Файловая структура операционной системы. Операции с файлами | знать: понятия файловой системы и файловой структуры уметь: выполнять операции с файлами и папками |
2-03-05 | Технологии обработки текстовой информации | знать: назначение и основные функции текстовых процессоров, приемы ввода, редактирования и форматирования текста; приемы обработки информации в таблицах уметь: производить ввод и редактирование текста, работать с текстовыми блоками; устанавливать основные параметры форматирования шрифтов, абзацев, страниц, таблиц |
2-03-06 | Электронные таблицы. Формулы в MS Excel | знать: назначение, структуру и основные функции электронных таблиц; способы ввода данных, формул и их последующего редактирования; типы ссылок на ячейки и диапазоны; различные типы данных в ячейках уметь: осуществлять вычисления с помощью стандартных функций; использовать формулы; использовать в формулах абсолютные и относительные ссылки; осуществлять вычисления для различных типов данных |
2-03-07 | Диаграммы в MS Excel. Работа со списками в MS Excel | знать: назначение, структуру и основные функции электронных таблиц; основные типы диаграмм; работу со списками в электронных таблицах уметь: строить диаграммы различных типов; применять возможности сортировки и фильтрации данных |
2-03-08 | Технологии обработки графической информации | знать: графические редакторы, способы представления и хранения графической информации, форматы графических файлов уметь: использовать графические редакторы, выполнять операции с графическими объектами |
2-03-09 | Технологии создания и обработки мультимедийных презентаций | знать: назначение и основные возможности MS PowerPoint уметь: создавать свои и применять готовые стили оформления презентаций; размещать на слайдах различные объекты; работать с разными режимами презентации |
2-03-10 | Общее понятие о базах данных. Основные понятия систем управления базами данных. Модели данных | знать: общие сведения о проектировании баз данных; основные свойства, принципы построения и функционирования баз данных, возможности систем управления базами данных; основные модели хранения данных; их достоинства и недостатки; особенности их использования при решении задач уметь: использовать модели хранения данных и знаний; проектировать структуры таблиц баз данных; устанавливать связи между таблицами базы данных; выбирать СУБД для решения задач построения информационных систем |
2-03-11 | Основные понятия реляционных баз данных | знать: основные понятия реляционной модели данных; основные принципы работы с объектами СУБД MS Access; основные возможности СУБД Access уметь: определять типы данных, назначать ключевые поля в таблицах, создавать связи между таблицами с обеспечением целостности данных |
2-03-12 | Объекты баз данных. Основные операции с данными в СУБД | знать: основные принципы работы с объектами СУБД MS Access; основные операции с данными в базе данных уметь: создавать связи между таблицами с обеспечением целостности данных; осуществлять сортировку данных; составлять запросы различных видов; организовывать отбор и поиск данных по различным условиям |
2-03-13 | Назначение и основы использования систем искусственного интеллекта. Базы знаний. Экспертные системы | знать: назначение и основы использования систем искусственного интеллекта |
4. Модели решения функциональных и вычислительных задач | ||
1-04-01 | Моделирование как метод познания | знать: понятие объекта и модели; свойства объекта; назначение моделирования, цели моделирования; этапы моделирования уметь: выделять свойства и параметры объекта, определять действия объекта, создавать модель для исходного объекта, выделять этапы моделирования, определять основные стадии для каждого этапа моделирования |
1-04-02 | Классификация и формы представления моделей | знать: классификацию моделей, формы представления моделей уметь: различать виды и типы моделей |
1-04-03 | Методы и технологии моделирования | знать: основные методы и технологии создания моделей уметь: выбирать виды и формы моделей для решения конкретной задачи |
1-04-04 | Информационная модель объекта | знать: основные формы информационных моделей уметь: выбирать формы информационных моделей для решения конкретной задачи; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов |
2-04-01 | Моделирование как метод познания | знать: понятие объекта и модели; свойства объекта; назначение моделирования, цели моделирования; этапы моделирования уметь: выделять свойства и параметры объекта, определять действия объекта, создавать модель для исходного объекта, выделять этапы моделирования, определять основные стадии для каждого этапа моделирования |
2-04-02 | Классификация и формы представления моделей | знать: классификацию моделей, формы представления моделей уметь: различать виды и типы моделей |
2-04-03 | Методы и технологии моделирования | знать: основные методы и технологии создания моделей уметь: выбирать виды и формы моделей для решения конкретной задачи |
2-04-04 | Информационная модель объекта | знать: основные формы информационных моделей уметь: выбирать формы информационных моделей для решения конкретной задачи; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов |
5. Алгоритмизация и программирование. Языки программирования высокого уровня. Технологии программирования | ||
1-05-01 | Этапы решения задач на компьютерах. Трансляция, компиляция и интерпретация | знать: основные этапы создания программных продуктов; понятия «трансляция», «компиляция», «интерпретация»; их различие уметь: выделять основные этапы создания программных продуктов |
1-05-02 | Понятие алгоритма и его свойства. Способы записи алгоритма. Блок-схема алгоритма | знать: понятие алгоритма, формы записи алгоритма, свойства алгоритма, основные элементы блок-схемы алгоритма уметь: «читать» схемы алгоритмов; составить схему алгоритма; выполнять алгоритм, заданный в виде блок-схемы |
1-05-03 | Эволюция и классификация языков программирования. Основные понятия языков программирования | знать: классификацию языков программирования; основные понятия языков программирования; основные этапы развития языков программирования; области их применения уметь: записывать арифметические выражения |
1-05-04 | Алгоритмы разветвляющейся структуры | знать: основные конструкции ветвления; основные операторы ветвления; порядок выполнения операций алгоритмической структуры «ветвление» уметь: выполнять алгоритм с ветвлением, заданный в виде схемы; выделять организацию ветвлений в алгоритме, записанном на языке высокого уровня; записывать на алгоритмическом языке алгоритм решения простой задачи с ветвлением |
1-05-05 | Алгоритмы циклической структуры | знать: порядок выполнения операций циклической алгоритмической структуры, виды циклов уметь: выполнять циклический алгоритм, заданный в виде схемы алгоритма или программы |
1-05-06 | Понятие о структурном программировании. Модульный принцип программирования. Подпрограммы. Принципы проектирования программ «сверху-вниз» и «снизу-вверх» | знать: технологию структурного программирования, понятия «подпрограмма», «локальные» и «глобальные переменные», «формальные» и «фактические параметры» уметь: разрабатывать небольшие программы с использованием технологии структурного программирования и подпрограмм; выделять параметры программы и подпрограммы, определять локальные и глобальные переменные |
1-05-07 | Объектно-ориентированное программирование | знать: технологию объектно-ориентированного программирования; основные понятия объектно-ориентированного программирования: «классы», «объекты», «свойства», «методы», «события», «наследование», «инкапсуляция», «полиморфизм» уметь: отличать программы, разработанные с использованием технологии объектно-ориентированного программирования |
1-05-08 | Интегрированные среды программирования | знать: основные элементы систем программирования, назначение элементов систем программирования уметь: составлять, редактировать и выполнять отладку программы в интегрированных средах программирования |
1-05-09 | Типовые алгоритмы (работа с массивами, рекурсивные алгоритмы и т.д.) | знать: основные алгоритмы обработки одномерных массивов, поиска максимума и минимума, сортировки, сдвига уметь: записывать типовые алгоритмы на алгоритмическом языке, использовать их при решении простейших задач; находить максимальный (минимальный) элемент массива; сумму, количество элементов массива, удовлетворяющих заданному условию |
2-05-01 | Этапы решения задач на компьютерах. Трансляция, компиляция и интерпретация | знать: основные этапы создания программных продуктов; понятия «трансляция», «компиляция», «интерпретация»; их различие уметь: выделять основные этапы создания программных продуктов |
2-05-02 | Алгоритм и его свойства. Способы записи алгоритма | знать: понятие алгоритма, формы записи алгоритма, свойства алгоритма, основные элементы блок-схемы алгоритма уметь: «читать» схемы алгоритмов; составить схему алгоритма; выполнять алгоритм, заданный в виде блок-схемы |
2-05-03 | Эволюция и классификация языков программирования. Основные понятия языков программирования | знать: классификацию языков программирования; основные понятия языков программирования; основные этапы развития языков программирования; области их применения уметь: записывать арифметические выражения |
2-05-04 | Алгоритмы разветвляющейся структуры | знать: основные конструкции ветвления; основные операторы ветвления; порядок выполнения операций алгоритмической структуры «ветвление» уметь: выполнять алгоритм с ветвлением, заданный в виде схемы; выделять организацию ветвлений в алгоритме, записанном на языке высокого уровня; записывать на алгоритмическом языке алгоритм решения простой задачи с ветвлением |
2-05-05 | Алгоритмы циклической структуры | знать: порядок выполнения операций циклической алгоритмической структуры, виды циклов; особенности использования операторов циклов уметь: выполнять циклический алгоритм, заданный в виде схемы или программы; записывать на алгоритмическом языке алгоритм решения простой задачи с циклом |
2-05-06 | Понятие о структурном программировании. Модульный принцип программирования. Подпрограммы. Принципы проектирования программ «сверху-вниз» и «снизу-вверх» | знать: технологию структурного программирования, понятия «подпрограмма», «локальные» и «глобальные переменные», «формальные» и «фактические параметры» уметь: разрабатывать небольшие программы с использованием технологии структурного программирования и подпрограмм; выделять параметры программы и подпрограммы, определять локальные и глобальные переменные |
2-05-07 | Объектно-ориентированное программирование | знать: технологию объектно-ориентированного программирования; основные понятия объектно-ориентированного программирования: «классы», «объекты», «свойства», «методы», «события», «наследование», «инкапсуляция», «полиморфизм» уметь: отличать программы, разработанные с использованием технологии объектно-ориентированного программирования |
2-05-08 | Интегрированные среды программирования | знать: основные элементы систем программирования, назначение элементов систем программирования уметь: составлять, редактировать и выполнять отладку программы в интегрированных средах программирования |
2-05-09 | Типовые алгоритмы (работа с массивами, рекурсивные алгоритмы и т.д.) | знать: основные алгоритмы обработки одномерных массивов, поиска максимума и минимума, сортировки, сдвига уметь: записывать типовые алгоритмы на алгоритмическом языке, использовать их при решении простейших задач |
6. Локальные и глобальные сети ЭВМ. Защита информации в сетях | ||
1-06-01 | Сетевые технологии обработки данных. Компоненты вычислительных сетей | знать: назначение и краткую характеристику основных компонентов вычислительных сетей |
1-06-02 | Принципы организации и основные топологии вычислительных сетей. Принципы построения сетей | знать: логическую архитектуру компьютерных сетей; базовые виды топологий, систему имен в Интернете |
1-06-03 | Сетевой сервис и сетевые стандарты. Средства использования сетевых сервисов | знать: назначение и особенности использования основных сетевых сервисов уметь: использовать средства сетевых сервисов |
1-06-04 | Защита информации в локальных и глобальных компьютерных сетях. Электронная подпись | знать: средства и способы защиты информации в компьютерных сетях уметь: применять методы безопасного использования сервисов Интернета |
2-06-01 | Сетевые технологии обработки данных. Компоненты вычислительных сетей | знать: назначение и краткую характеристику основных компонентов вычислительных сетей |
2-06-02 | Принципы организации и основные топологии вычислительных сетей. Принципы построения сетей | знать: логическую архитектуру компьютерных сетей; базовые виды топологий, систему имен в Интернете |
2-06-03 | Сетевой сервис и сетевые стандарты. Средства использования сетевых сервисов | знать: назначение и особенности использования основных сетевых сервисов уметь: использовать средства сетевых сервисов |
2-06-04 | Защита информации в локальных и глобальных компьютерных сетях. Электронная подпись | знать: средства и способы защиты информации в компьютерных сетях уметь: применять методы безопасного использования сервисов Интернета |