«Obstinatus» - лат.: упрямый, упорный
Этот тип вариаций был подготовлен в духовной хоровой музыке Средних веков и Возрождения, достиг расцвета в XVII-XVIII вв., был забыт на протяжении почти полутора столетий и возродился вновь в конце XIX- в ХХ веке.
Источник формы остинатных вариаций – полифонические вариации на заданную мелодическую линию, т.н. cantus firmus в профессиональной вокальной духовной музыке Средних веков и эпохи Возрождения. В качестве cantus firmus, звучавшего обычно в теноре (альте) первоначально использовались грегорианские песнопения, а с XV века – и светские песни. Например, многими композиторами Нидерландской полифонической школы (Дюфаи, Окегем, Обрехт), а также Жоскеном де Пре во Франции и Палестриной в Италии написаны Мессы «Вооруженный человек» («L’homme armeé») на тему «хита» XV века.
Первый исторический этап вариаций на остинатный бас – эпоха барокко. Вариации этого типа идеально отвечали эстетике того времени: сосредоточенность на одном состоянии, дление одного аффекта, в данном случае, чаще всего – печали, страдания. (Встречаются вариационные циклы, воплощающие аффект радости: Перселл, Триумфальный танец из оперы «Дидона и Эней»). Обычно образный строй вариаций на остинатный бас - сдержанная возвышенная скорбь, нередко это образы смерти («Плач Дидоны», Crucifixus). Характерен «единовременный контраст»: неизменная мелодия баса, неумолимо возвращающаяся – и постоянно меняющаяся ткань верхних голосов; строгость, сдержанность – и огромная напряженность, драматизм, экспрессия. Конфликт носит внутренний, психологический характер.
Тема: может быть одноголосной или многоголосной. Иногда тема развернута и интонационно характерна (Бах, Пассакалия c-moll для органа, Чакона из Партиты d-moll для скрипки соло, тема 1), иногда фигурирована (Перселл). Но значительно чаще тема лаконична (фраза, предложение, период-2 – 4 – 8-тактов) и обобщенна (мелодическая формула - опевание I и V ступеней лада или нисходящий верхний тетрахорд мажора или натурального минора (фригийский), диатонический или хроматизированный). Тетрахорд может быть замаскирован (Гендель, Пассакалия из сюиты g-moll) В одном вариационном цикле может быть несколько тем-формул (Бах, Чакона из Партиты d-moll для скрипки соло); тема-формула может переходить из баса в другие голоса, растворяться в фигурации. Минорные темы встречаются чаще, чем мажорные. Разомкнутые темы – чаще, чем замкнутые: характерен вторгающийся каданс (двойная связь), что способствует слитности, непрерывности развития.
|
Основные жанровые разновидности: чакона и пассакалия – по названиям трехдольных танцевальных жанров того времени. (В английской традиции вариации на остинатный бас носят название «граунд»).
Пассакалия: обычно более импозантна, монументальна, темп медленный; для инструментального ансамбля или органа; тема излагается одноголосно, начинается с третьей доли (стопа амфибрахий).
Чакона: обычно носит камерный характер, более подвижна; для ансамбля, клавесина или скрипки соло; тема излагается сразу многоголосно (тетрахорд – бас гармонической последовательности), начинается со второй доли (стопа анапест); содержит характерную синкопу, роднящую ее с сарабандой. Характерна группа иноладовых вариаций в середине цикла.
|
Четкой грани между жанрами нет: тема Пассакалии d-moll Букстехуде изложена многоголосно; Чакона из Партиты d-moll для скрипки соло Баха поистине монументальна; Пассакалия g-moll Генделя написана в духе торжественной французской увертюры на 4/4 с пунктирным ритмом; тема излагается гармонически.
Вариации на остинатный бас – «вариации над темой ». Индивидуальность произведения обуславливается не столько темой-формулой, сколько ее обработкой, полифоническим взаимодействием двух пластов, остинатного и изменчивого.
Приемы организации единого целостного цикла: см. билет!
Главное - укрупнение формы: количество ее разделов обычно не совпадает с числом проведений темы; развитие в комплексе верхних голосов идет более крупными фазами, образуется форма II плана.
Отличительная особенность вариаций на остинатный бас – их полифоническая природа, значительная независимость верхних голосов по отношению к басу. Грани между вариациями и проведениями темы, кульминации и цезуры в разных пластах могут не совпадать. Возможно диссонантное многоголосие, перечения как результат самостоятельного голосоведения. Полифонические приемы: комплементарная ритмика, имитационные переклички, вертикальные перестановки голосов.
Основные средства динамизации:
а)гармоническое варьирование – перегармонизация, учащение пульсации, усиление функциональной напряженности и диссонантности гармонии (особенно для хроматических тем; см. Crucifixus)
б)фактурное варьирование (разрастание и раскрепощение комплекса верхних голосов; уплотнение или разрежение ткани)
|
в)диминуиция
г)тематическая активизация (возвращение темы-властелина в басовый голос после переноса в другие голоса или «растворения» в фигурациях)
В эпоху классицизма и раннего романтизма вариации на остинатный бас не были востребованы: в эти эпохи безраздельно царили мелодия и гармонический склад. (Произведения, обладающие отдельными признаками остинатных вариаций – 32 вариации c-moll для фортепиано Бетховена, песня "Двойник" Шуберта и финал симфонии №4 Брамса – исключение из общего правила).
Во второй половине XIX - в ХХ в.в. в связи с интересом к традициям эпохи барокко, к полифонии и остинатности, происходит возрождение формы в творчестве Регера, Танеева, Хиндемита, Шостаковича (в русле необарокко), Шенберга, Берга, Веберна, Шнитке (в связи с идеей додекафонии). У композиторов 20 в. обычны всевозможные изменения басовой темы; многотемные формы (Шостакович, Шнитке). Наиболее яркие пассакалии XX века созданы Шостаковичем, который трактует этот жанр как переломный эпизод сонатно-симфонического цикла. (IV часть Симфонии № 8, III часть Скрипичного концерта и др.).
Вариации на остинатный бас в вокальной и хоровой музыке ХХ века: Стравинский, «Симфония псалмов», ч.III, кода; Хиндемит, песни из цикла «Житие Марии»; Бриттен, хоровая пассакалия из "Гимна св. Цецилии"; Шостакович, «Снег идет» из «Семи стихотворений на стихи Блока», Свиридов, «Зорю бьют» из «Пушкинского венка».