Священник Даниил Сысоев, кандидат богословия.




Антропология Адвентистов Седьмого дня и свидетелей Иеговы

 

Священник Даниил Сысоев, кандидат богословия.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

ПРИРОДА ПЕРВОЗДАННОГО ЧЕЛОВЕКА

 

1.1. Душа и тело. Две природы или одна.

 

1.2. Что является причиной человеческой мысли?

 

1.3. Душа человека и душа животного

 

1.4. Сотворение человека

 

1.5. Образ Божий

 

1.6. Бытие человека до грехопадения

ГРЕХОПАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

 

2.1. Грехопадение. Смерть души

 

2.2. Первородный грех

 

2.3. Смерть и сон

 

2.4. Представление о смерти в Ветхом Завете

ШЕОЛ

ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА, РАССМАТРИВАЕМЫЕ СЕКТАНТАМИ

 

4.1. Свидетельства псалмов

 

4.2. Кто явился Саулу у Аэндорской волшебницы?

 

4.3. Ветхозаветные воскресения

 

4.4. Истинный смысл слов Екклесиаста

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА ХРИСТА

 

5.1. Понимание сектантами тайны Воплощения Бога Слова

 

5.2. Душа Господа Иисуса Христа и Ее свойства

 

5.3. Смерть Господа Иисуса Христа

 

5.4. Сошествие во ад

 

5.5. Воскресение Христово в представление сектантов

НОВОЗАВЕТНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА

 

6.1. Свидетельства бессмертия души во время земной жизни Спасителя

 

6.2. Свидетельства в учении Господа

 

6.2.1. Притча о богаче и Лазаре

 

6.2.2. Мученичество как свидетельство бессмертия души

 

6.3. Свидетельства чудес

 

6.3.1. Воскрешение Лазаря

 

6.3.2. Явление души Моисея на Фаворе

 

6.4. Свидетельства во дни подвига Искупления

 

6.4.1. Обещание благоразумному разбойнику

 

6.5. Свидетельства апостолов. Души в ожидании воскресения

УСВОЕНИЕ ПЛОДОВ ИСКУПЛЕНИЯ

 

7.1. Что дало искупление человеку?

 

7.2. Вера и дела

 

7.3. Покаяние

 

7.4. Оправдание

 

7.5. Освящение

 

7.6. Крещение

 

7.7. Евхаристия и преображение человека

ВОСКРЕСЕНИЕ

 

8.1. Понятие «воскресение»

 

8.2. Вопрос самотождественности

 

8.3. Всеобщность воскресения

ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВО

 

9.1. «Первое воскресение»

ВЕЧНЫЕ МУЧЕНИЯ

 

10.1. Уничтожение или вечное существование?

 

10.2. Согласуется ли Божия любовь с вечными мучениями?

 

10.3. Библейские аргументы против учения о вечных мучениях, приводимые сектантами

ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ

 

11.1. Два типа спасенных

 

11.2. Учение сектантов о вечном блаженстве

 

Заключение

 

Библиография

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Как после окончания зимы сходящий снег оставляет после себя слой многомесячной грязи, так и в наше время разброда и шатания общественного сознания особенно расцвели различные секты и ложные религии, что, конечно, связанно с тем хаосом, который царит в общественном сознании, только недавно и еще не окончательно освободившемся от коммунистической идеологии. Не удивительно, что среди новых религиозных течений особенно получили развитие те доктрины, которые, с одной стороны, претендуют на христианское происхождение (ведь большинство жителей России исторически и культурно связаны с Православием), а с другой, – близки по духу к прежней коммунистической идеологии. Именно этим признакам отвечают две наиболее распространенные ныне секты – Адвентисты Седьмого дня и свидетели Иеговы, которые, претендуя на то, что только они точно следуют Библии, при этом возрождают старые доктрины гуманистического хилиазма (строительства Царствия Божия на земле) и отрицания бессмертия души. В нашей работе мы рассмотрим антропологические построения данных еретиков.

 

Согласно библейским представлениям, человек не есть нечто статичное. Его природа, как получившая начало, подвержена изменениям, хотя основные ее характеристики должны оставаться неизменными, чтобы мы могли говорить о тождественности сущности и идентичности личности. А если мы придерживаемся таких взглядов на человеческую природу, то и антропология не может ограничиться описанием как бы «среза» человека. Например, проблема бессмертия человеческой души неразрывно связана в учении Церкви со всей историей нашего спасения. И поэтому нельзя рассматривать этот вопрос одномоментно. Ведь душа наша имеет бессмертие различным образом. В одном смысле она имела его, выйдя из рук Творца, в другом – после того, как ее чрез грехопадение настигла смерть, по-иному она возвратила себе бессмертие в результате подвига Искупителя и, наконец, иное состояние у той души, которая отвергла свое спасение. Потому и проблему бессмертия (или лучше сказать неуничтожимости) человеческой души должно рассматривать динамически в рамках всего Домостроительства нашего спасения и по мере этого рассмотрения показывать нелепости и заблуждения, свойственные обличаемым сектантам.

 

При рассмотрении антропологических построений адвентистов и иеговистов мы должны помнить, что им не свойственен богословский гений и талант систематизатора. Многое в их учении существует или для того, чтобы оправдать несбывшиеся пророчества (например, представления о небесном святилище у адвентистов существуют для оправдания Великого Разочарования в 1844 г.[1] и учение о «духовном Пришествии Христа» в 1914 г. у иеговистов), или в целях полемики с учением римо-католиков (часто совпадающего в этом с верой православных). И поэтому иногда нам приходилось не излагать собственное учение сектантов (которое часто очень запутано и внутренне противоречиво), чтобы не писать за них их собственного вероисповедания, а приводить их аргументы против догматов Церкви. Особенно это касается тех моментов, когда сектанты пытаются анализировать аргументы, направленные против их доктрин[2]. Но всегда, когда сектанты связно излагают собственные мнения, мы сперва излагали их взгляды, а уже затем анализировали их с точки зрения православного Предания.

 

Догматика свидетелей Иеговы приводится по состоянию на 2000 год, и, возможно, скоро некоторые части нашей работы могут устареть в том, что касается их эсхатологии и учения о «небесном правительстве 144000». Это учение в данный момент пересматривается руководящей Корпорацией в связи со скорой смертью последних иеговистов, крещенных до 1935 года (а только они да еще очень малая часть других сектантов, занявших место отпавших, могут занять руководящие посты в Корпорации).

 

При написании данной работы мы пользовались рядом сектоведческих работ как отчественных, так и зарубежных авторов. Из первых стоит отметить работу Д.С. Бондаря «Адвентизм 7-го дня» (СПб. 1911), в которой больше внимания уделяется истории адвентистской секты, чем анализу ее вероучения. Тем же акцентом на истории отличается чрезвычайно идеологизированная работа А.Б. Белова «Адвентизм» (М. «Наука». 1964). Антропологическим заблуждениям адвентизма посвящен ряд разделов в великолепных обзорных противосектантских работах дореволюционных миссионеров: Н. Варжанского «Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис» (М. 1998), «Оружие правды» («Паломник». М. 1993), диакона Игоря Смолина «Меч духовный» (Краснодар. 1995), «Миссионерский путеводитель по Библии» (Нижний Новгород. 1997), которыми мы неоднократно руководствовались в опровержении заблуждений сектантов. Специально опровержению антропологических заблуждений адвентистов посвящено сочинение старообрядческого еп. Иннокентия «О бессмертии души», которое, впрочем, является больше публицистическим, чем научным.

 

Вопросы бессмертия души также разобраны в основательной работе В.Ф. Давыденко «Святоотеческое учение о бессмертии души» (Вера и разум. 1908. №17), в которой подробно описывается патристическая позиция по данной теме. Кратко выводы Давыденко повторяет иеродиакон Павел (Максименко) в своей кандидатской работе «Освящение вопроса о Бытии Божием и бессмертии души в русской апологетической литературе» (Загорск. 1967).

 

Из современных русских авторов стоит отметить брошюру священника Олега Стеняева ««Свидетели Иеговы». Кто они?» (М.1996), учебник А. Л. Дворкина «Сектоведение» (Нижний Новгород. 2000), в котором дано подробное изложение истории Свидетелей Иеговы, (последнее также можно найти в работе иеромонаха Германа (Дворцова) «Лжесвидетели. Краткая история Общества Свидетелей Иеговы» (М. 1998)), кандидатскую работу священника Михаила Маркевича «Секта Свидетелей Иеговы» (Сергиев Посад. 1996). Также вопросов, рассмотренных в данной работе, касался диакон Андрей Кураев в своих сочинениях: «Раннее христианство и переселение душ» (М. 1996), «Куда уходит душа?» (М.2001), «Протестантам о Православии» (М. 1997) и священник Игорь Ефимов в сочинении, посвященном пятидесятникам «В вере ли вы?» (М. 1995). Одна из лучших работ, рассматривающая догматические заблуждения этих сект, принадлежит о. Д.Б. Евменову («История создания и учение «Общества Сторожевой башни»). Она была защищена как кандидатская в ПСТБИ и сейчас вывешена в Интернете, на антииеговистском сайте Свято-Даниловского монастыря.

 

Огромный материал, посвященный критике данных сект, существует в западном сектоведении. Большое место посвящают анализу антропологических построений сектантов Уолтер Мартин («Царство культов» (СПб. “Логос” 1992)) и Г. Берри («Во что они верят» (М. 1994)). Однако их аргументацией необходимо пользоваться с крайней осторожностью из-за их собственных заблуждений. Так, например, У. Мартин отвергает вечное рождение Бога Сына, а Г. Берри придерживается хилиастической ереси. Оба данных автора (как и практически все протестантские сектоведы) отвергают единство видимой Церкви и реальность преображения человеческой природы, а потому, если некритично подходить к их построениям, то можно войти в противоречие с догматическим сознанием Православной Церкви (примеры чего уже имеют место в отечественной антисектантской публицистике).

 

Особенно стоит выделить уникальную работу Е.Б. Прайс «Свидетели Иеговы» («Церковь АДС», 1994), в которой одна из разбираемых сект критикует другую.

 

Но, несмотря на обилие литературы, посвященной критике учения данных сект, нам не удалось найти работы, в которой бы была проанализирована антропология этих еретиков. Обычно в критике адвентизма особый акцент придается их субботничеству и эсхатологическим представлениям. А в иеговизме обычно опровергаются его триадологические и христологические заблуждения и подчеркивается огромное число лжепророчеств связанных опять-таки с их эсхатологическими построениями. Удивительно, но радикальное извращение сектантами учения о нашей собственной природе и наших судьбах проходит как-то по периферии внимания сектоведов. А ведь то, как человек осмысляет самого себя, определяет во многом и его богословие, и тем более его сотериологию. Вот этот досадный пробел и призвана заполнить данная работа.

 

1. ПРИРОДА ПЕРВОЗДАННОГО ЧЕЛОВЕКА

 

 

1.1. Душа и тело. Две природы или одна

 

 

Первое и основное отличие антропологии рассматриваемых сектантов от веры Православной Церкви и большинства других христианских конфессий заключается в отрицании ими сложности человеческой природы. Эта изначальная ошибка порождает большую часть заблуждений в области антропологии, которые будут рассмотрены в дальнейшем. Как мы знаем, Святая Православная Церковь, верная хранительница и толковательница Божественного Откровения, учит, что “душа есть сущность живая (Быт. 2,7), простая и бестелесная (Быт. 6,17), по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная (Мф. 10,28), одаренная и разумом (1 Кор. 2,11), и умом, не имеющая формы, пользующаяся снабженным органами чувств телом и доставляющая этому жизнь (Пс. 103,29; Лк. 8,55), и приращение, и чувствование, и производительную силу, имеющая ум (Пс. 138,14), не иной по сравнению с нею самой, но – чистейшую часть ее, ибо как глаз в теле, так ум в душе; независимая и одаренная способностью желания (2 Цар. 3, 21), также и способностью действования, изменчивая, то есть обладающая слишком изменчивой волею, потому что она – и сотворена, получившая все это от благодати Сотворившего ее (Иов. 12, 10), от Которого она получила и то, что существовала, и то, что была таковой по природе”[3]. Подробнее это определение мы будем обосновывать и раскрывать на протяжении всей работы.

 

Посмотрим же, что под словом “душа” понимают рассматриваемые нами сектанты. Взгляды их довольно запутаны, что, впрочем, и неудивительно, учитывая многозначность этого термина в Священном Писании. Так, один из адвентистских авторов пишет: “Если мы зададимся вопросом: “что же такое человек?” и попытаемся дать ответ на него не в старом богословском, но в новом физиологическом смысле, то мы увидим, что у евреев человек представляет собою некий синтез. Тело в нем – комплекс частей, которые черпают жизнь и энергию из дыхания – души, не существующей вне тела. Евреи не мыслили себе души, лишенной тела”[4]. Итак, душа здесь однозначно объявляется принципом жизни, связанным с дыханием. Но буквально через страницу автор одобрительно приводит слова Уиллера Робинсона, помещающего душу в крови. – “Человек не имеет тело – он есть тело. Он представляет собой плоть, оживленную душой. И то, и другое воспринимается как психофизическое единство… Нет причин предполагать, что душа является субстанцией, составляющей сущность личности, или что душа (нефеш) бессмертна, а плоть (басар) смертна. Душа не может пережить человека – она просто уходит, вытекая вместе с кровью”[5]. Подобно этому рассуждают и Свидетели Иеговы: “Слово “душа”, как оно употребляется в Библии, относится ко всему человеку или животному, а также используется для обозначения жизни, которой наделены люди и животные”.[6] Однако Библия ясно говорит, что у человека есть также и дух, который отождествляется с душой. Конечно, сектантам необходимо дать свое объяснение этому термину, который явно противопоставляется плоти. Свидетели Иеговы пишут: “Итак, “дух” может относиться к жизненной силе, которая есть у всех живых созданий – как у людей, так и у животных – и которая поддерживается дыханием”[7]. Правда, непонятно, зачем Слово Божие употребляет для обозначения одного и того же явления два разных слова, второе из которых вдобавок явно противопоставлено понятию тела и просто провоцирует ввести учение об отдельной от плоти сущности, оживляющей последнюю. Если бы Бог не хотел, чтобы все люди (кроме сектантов) верили в существование неуничтожимой человеческой души, имеющей духовную природу, то Он, конечно, не стал бы в Своем Откровении употреблять столь двусмысленного слова. Тем более что в той же Библии Он называет духом Самого Себя (Ин. 4, 24), явно не имея в виду отвергнуть Собственное бессмертие и бесплотность.

 

Из приведенных определений мы видим, что сектанты выделяют из всего спектра значений, содержащихся в Писании, лишь те, которые им удобны, а уже затем пытаются свести к полученному значению все остальные употребления этих слов, что ведет к явному насилию над священным текстом, многочисленные примеры чего будут приведены ниже.

 

Так впервые слово “душа” употребляется при описании Пятого дня творения, где сказано: “Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую” (Быт. 1,20).Таким образом, по учению Слова Божия, своей душой обладают и пресмыкающиеся, и птицы, и рыбы, и звери. Эта животная душа обитает в крови (Лев. 17,11) и подвержена смерти (Екк. 3,20). “В отличие от человеческой, душа неразумных живых существ есть жизнь тела, ею одушевленного. Эта душа ничего другого не может воспринимать, кроме действия тела, и поэтому при разложении тела вместе с ним распадается и душа. Другими словами, душа животных не менее смертна, чем тело”[8]. Однако так как само происхождение ее отличается от происхождения души человеческой, отождествление их свойств некорректно (хотя именно так, как мы увидим далее, поступают сектанты). Но об этом мы скажем подробнее чуть позже.

 

Надо сказать, что, кроме этих двух значений, слово “душа” в Писании часто употребляется вместо слова “человек”, заменяя целое частью. Так, например, употребляется это слово при описании переселения Израиля в Египет: “в семидесяти пяти душах пришли отцы твои в Египет” (Втор. 10,22). Очевидно, что здесь под этим словом явно имеется в виду весь человек.

 

Само слово, соответствующее в нашем переводе “душа” по-еврейски wePen (“нефеш”), происходит от древней формы глагола “дышать”, но в значении дыхания оно употребляется только один раз (Иов. 41,13[9]), близко к этому значение “духи, благовония” (Ис. 3,20). В других случаях оно имеет следующие значения:

 

1.“Жизненная сила, душа, жизнь живых существ, как обусловленная кровообращением”, которая покидает живое существо в момент смерти (Быт. 35, 18; Быт. 9,4; Лев. 17, 11; 2 Цар. 18, 13; 23, 17; 3 Цар. 2,23; Плач. 5, 9; Суд. 5, 18 и др.).

 

2. “Душа, как средоточие ощущений, например, любви (Песнь 1,7), ненависти (2 Цар. 5,8), радости (Ис. 61,10), надежды (Пс. 130,5); как сила воли (Иер. 15,1; Быт. 23,8; Втор. 21,14); как начало чувственных стремлений, например, к еде или к материальным благам (Втор. 12,20; Пс. 27,7; Авв. 2,5; Ис. 5,14; Пс. 17,9)”.

 

3. “Душа в смысле личности, живого существа (Исх. 1,5; Исх. 12, 4), тоже относится и к животным (Лев. 11,46), и к мертвецу (Числ. 6,6), поэтому wePen часто заменяет собою личные местоимения (Иов. 16,4; Ис. 26,9; Пс. 35,3)”[10].

 

Подобное значение оно имеет и в греческом языке, где ему соответствует слово ψΰχή, первым значением которого действительно является “дыхание”[11]. Однако, как заметил еще Ориген, ψΰχή происходит от ψύχος (холод, стужа, прохлада), что, по его мнению, подтверждало его космогонию[12]. Конечно, мы не можем согласиться с его идеями, которые осуждены Церковью, но при этом должны отметить, что и в греческом языке слово “душа” имеет более широкое значение, чем просто дыхание даже в своем происхождении.

 

Кроме слова “душа”, то же значение имеет, в некоторых случаях, и слово “дух”, хотя в некоторых местах Священного Писания они и различаются между собой (1 Фес. 5, 23: Евр. 4,12), но различение это мы не можем понимать как различие двух отдельных природ. (Подобное мнение было осуждено как часть ереси Аполлинария). Напротив, традиционно дух воспринимался как высшая, разумная часть души. Так, блаж. Феофилакт, комментируя слова апостола: “Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа” (1 Фес. 5, 23), пишет так: “Дух, то есть дар Святого Духа, Которого мы получили чрез крещение. Если мы сохраним светильник Его ярким и неугасимым, то мы войдем в чертог Жениха: и душа, и тело тогда будут непорочны, если дух в нас будет сиять. Григорий Нисский говорит: так как человек состоит из всякого вида душ – души физической, чувственной и разумной, то Апостол словом “дух” обозначил разумную часть; “душою” - чувственную, “телом” – физическую жизнь в нас. Итак, он молится о том, чтобы все они и во всем сохранились непорочными, во всем благоугодными Богу”[13]. Подобным же образом понимаются и другие слова первоверховного апостола: “Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4,12). Под духом блаж. Феофилакт понимает или благодать Святого Духа, которой предварительно лишаются наказываемые, или то, что слово Божие проникает и бесплотные существа[14].

 

В еврейском подлиннике слову “дух” соответствует �xVr (руах), которое, среди многих других значений, имеет и нужное нам. “Душа, жизненная сила человека (Екк. 12,7) и животного (Екк. 3,21). Поэтому о мертвецах сказано, что нет в них духа, т.е. жизни (Иез. 37,8); об ободряющемся после усталости, уныния говорится: “возвратился дух его” (Суд. 15,19) или “и ожил дух его” (Быт. 45,27)”. Для нашей темы интересно также другое значение этого слова: “дух, в значении «существо бестелесное, противоположное ršsšB (плоть)» (Ис. 31,3)”[15].

 

Православная Церковь принимает все Откровение целиком, так как оно написано, и Ее учение с ним полностью согласно. Поэтому мы принимаем те верные положения, которые сохранились у еретиков: единство природы человека (которое, впрочем, для нас не означает невозможности его разделения)[16], связь человеческой души с сердцем и кровью, (хотя и не делает кровь самой душой[17]), душа и для нас является жизнью тела и дает ему способности к росту, размножению и движению, и этим подобна душам животных. Но, кроме этого, человеческая душа имеет и свойства, отличающие ее от душ прочих неразумных творений. Здесь и находится различие между истиной и ложью. Церковь в отличие от сектантов больше доверяет Богу и верит, что Он дал человеку больше сходства с Собой, чем позволяют Ему сектанты, не признающие других отличий человека от животного, кроме разума и возможности нравственного выбора[18]. Мы же верим, что Отец духов (Евр. 12,9) дал тем, кого Он сотворил по образу Своему, еще и духовную природу, оживляющую перстное тело, как и Сам Он дает жизнь материальной Вселенной, и которая, подобно Ему, бессмертна (хотя и не по природе, а по Его неизменной благодати).

 

1.2 Что является причиной человеческой мысли?

 

Вопрос, вынесенный в заглавие отдела, является одним из важнейших в антропологии. Согласно мнению большинства народов Земли, ответом на него является утверждение, что источником мысли является нематериальная душа, использующая в качестве своего инструмента головной мозг. И это мнение вполне обосновывает возможность объективного знания. Ведь если мышление наше не обусловлено материей и не детерминизированно, тогда мы можем познавать реальность и создавать его точную оценку. Но, как мы знаем, рассматриваемые нами сектанты отвергают существование этой нематериальной реальности. А раз так, то откуда же берется у нас способность мышления? Ответ их совпадает с представлениями материалистов. «Хотя многие тайны мозга остаются неразгаданными, этот удивительный орган наделяет нас способностью думать, размышлять и вспоминать узнанное»[19],. – пишут иеговисты. Да, они признают отличие человека от животных. К ним они относят наличие языковых способностей, «замонтированных» Создателем в мозг[20], альтруизм, также «заложенный в нас»[21], способность абстрактно мыслить, ставить перед собой цели, творить искусство и созерцать красоту, у него есть чувство времени и вечности, он хочет понять, зачем он появился на свет. И «все это является результатом того, что человек одарен дивным мозгом и несет «образ» того, кто его создал»[22]. Таким образом, для сектантов источником мышления и свободы и даже религиозного чувства является мозг – кусок высокоорганизованной материи.

 

Но может ли нечто полностью детерминизированное быть причиной свободы? (А ее существование у человека признают и сектанты[23]). Может ли набор неразумных атомов и электромагнитных полей быть причиной разума? Здесь антропологию сектантов ожидает страшный провал. Они грешат против обычной математики. Ведь сколько бы мы ни складывали нулей, в конечном итоге получим все тот же ноль! А если человек – только кусок материи, то откуда в нем способность подниматься над ней? Как может оценивать время тот, кто полностью поглощен его потоком? Ответа в сектантской антропологии мы не найдем.

 

Более того, само их учение теряет тем самым всякую объективную ценность. Ведь если все их сочинения – результат деятельности высокоорганизованной материи, то их аксиологическая ценность равна нулю. Ибо какой критерий мы будем иметь для оценки сравнительной истинности учений, если любая доктрина – результат движения электронов? Чем одно движение их лучше другого? Ссылка на Божественное Откровение здесь не поможет. Ведь не всякое откровение сектанты считают истинным, а выбрать из множества случайных колебаний мозга (а именно так будет восприниматься любое откровение человеком) правильное, притом, что отсутствуют хоть какие-то гарантии объективности нашего мышления, просто не возможно!

 

Точно так же теряет всякий смысл декларируемая сектантами свобода воли человека. Перед нами стоит та же дилемма: или человек имеет нематериальную часть своей природы, которая собственно и будет отвечать за свободу воли, или мы придем к марксистскому пониманию свободы как «осознанной необходимости», причем реально от свободы ничего не останется. А если верно последнее, тогда совершенно напрасно еретики стараются навязывать своим адептам нравственные нормы. Ведь если свобода – следствие деятельности мозга, тогда полностью прав герой Достоевского, говоривший: «Сначала накорми людей, а потом уже спрашивай с них нравственность». Ибо тогда на самом деле любое преступление происходит из-за того, что «среда заела». Да, сектанты не договаривают своих мыслей до конца, но это только свидетельство слабости их интеллектуальной позиции. Но не с ощущением ли этой бессмысленности своей жизни связано страшное пьянство и повышенный уровень самоубийства среди Свидетелей Иеговы, отмечавшийся многими западными исследователями[24]?

 

Ответа сектанты не дают, хотя проблему они замечают: «Свобода воли должна была быть основана на сознательном выборе. Мы не были сотворены бездумными роботами, которые не имеют своей свободной воли. Мы также не были сотворены, чтобы действовать инстинктивно, как животные. Наоборот, наш удивительный мозг был сконструирован, чтобы работать во взаимодействии с нашей свободой выбора»[25]. Если эти слова не оговорка, то мы должны предположить, что Свидетели Иеговы предполагают иной, кроме тела, источник «свободы выбора». А если это так, то он будет или телесным (кровь или дыхание), или духовным. Первое приводит ко всем, приведенным выше неразрешимым противоречиям и фактически делает бессмысленным всякое представление о человеческой свободе, а второе является просто замаскированным признанием существования независимой от материального тела души.

 

1.3. Душа человека и душа животного

 

После того, как выяснилось различие учения Церкви и еретиков в понимании того, что такое душа, надлежит сравнить эти доктрины с учением Священного Писания и выяснить, что согласно с его Полнотой, а что нет. И для этого, конечно, необходимо возвратиться к самому началу и посмотреть, как появилась душа человека и как – животных. Ведь сектанты на основании тождественности термина пытаются установить тождество сущности (или, точнее, бессущественности) души человека и животного. Если происхождение их тождественно, то, конечно, тождественна будет и их природа, а если в их возникновении есть принципиальная разница, то было бы неразумным считать подобной и природу их.

 

Итак, еще до сотворения человека, в пятый и шестой день творения Бог впервые создает то, что получило имя «душа». Вот что говорит об этом Писание: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.… И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт. 1,20-21,24).

 

Итак, обращаясь к книге Бытия, мы видим, что души животных появились вместе с их телами и возникли они из той же стихии, что и плоть их. Рыбы и птицы и души, и тела свои получили, по действию слова Божия, из воды, а скоты, гады и звери – из земли. В их природе нет ничего такого, что могло бы дать им неуничтожимость, нет ничего сродного с Божественной природой, поэтому и бессмертие животные могли иметь только в том мире, в котором не было смерти. Но и тогда бессмертие это зависело не от них самих, а от нетварной энергии Творца, подаваемой им чрез первого человека.

 

Однако если мы посмотрим на то, как появлялся человек, то увидим, что то отождествление душ человека и животного, которое совершают сектанты, вполне не обосновано.

 

Если и тела, и души животных воззваны к бытию из праха земного или из водной стихии, т.е. из материального мира, которому свойственна текучесть и который не может иметь природного бессмертия, то, конечно, нельзя сравнивать с ними человеческую душу, чье происхождение явно отлично от происхождения тела. (Из этого вовсе не следует, что любое существо, обладающее материальной природой, обязательно подвергнется смерти[26], однако должно заметить, что только материальные существа дальше находятся от Бессмертной Природы, чем существа духовные). Таким образом, все построения сектантов, основывающиеся на библейских цитатах, относящихся к душам животных (например, «душа их в крови»), некорректно рассматривать как свидетельства о природе человека. Как некорректным будет распространять запрет на употребление в пищу крови животного[27] на переливание крови человека[28].

 

1.4. Сотворение человека

 

Но вернемся к священным словам Откровения. Известно, что книга Бытия содержит и более подробное повествование о сотворении человека. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». (Быт. 2, 7). Для непредвзятого человека очевидно, что, согласно этим словам Библии, сущность человека изначально сложна. В ней есть нечто сродное и с животным миром, – то, что взято из праха. И нечто богоподобное, – то, что Бог вдунул в лицо человека Своим дыханием. Первое называется телом, а второе – душой. Но поскольку Бог выше праха земного, следовательно то, что от Него, выше и главнее, чем то, что от земли, и потому управляет последним. «Весь человек наименован живою душою, потому что, по соединении души с телом, он сделался единым существом, состоящим из души и тела, но существом, в котором преобладание имеет душа. Тело – дом души, ее орудие. Так именуют его и Священное Писание, и святые Отцы. Два верховных апостола назвали его своей хижиной (2 Петр. 1,13-14; 2 Кор. 5,1-4)»,. – справедливо пишет свят. Игнатий[29]. Такое, вполне естественное, понимание библейского текста было свойственно и Ветхозаветной Церкви. Так повествуя о создании Адама, автор книги Премудрости Соломона пишет: «Он не познал Сотворившего его и вдунувшего в него деятельную душу и вдохнувшего в него дух жизни». (Прем. 15,11) Так же учил и Екклесиаст: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Екк. 12, 7).

 

Но еретики выдумали удивительное толкование этих ясных слов. По мнению иеговистов, эти слова означают, что Иегова – Бог «взял с земли пыль и сделал из нее совершенное человеческое тело. Затем дунул в нос Адама, и он стал живым»[30]. Адвентисты же пишут: «Давая жизнь созданному из элементов земли неподвижному телу, Бог «вдунул» дыхание жизни в ноздри Адама. Это «дыхание жизни» в Библии названо еще «дыханием Вседержителя» (Иов. 33, 4), другими словами, искрой жизни. (?! – с. Д.) Его можно сравнить с электрическим током, который, проходя через различные элементы электрической цепи, превращает серый стеклянный экран телевизора в пульсирующий поток цвета и движения, стоит только нажать выключатель. Электрический заряд рождает звук и движение там, где до этого не было ничего».[31] Аргументация здесь страдает полным отсутствием логики. В каком языке «дыхание Вседержителя» является синонимом «искры Жизни»?

 

Может ли дыхание жизни быть подобно электрическому току? Когда мы включаем телевизор, то наличие электричества вовсе не говорит о том, что мы сможем посмотреть программу. Для этого в первую очередь необходим содержащий информацию телесигнал, улавливаемый антенной, а наличие энергии является лишь одним из условий «превращения серого стеклянного экрана телевизора в пульсирующий поток цвета и движения». Если не будет первого, то из приемника будет раздаваться лишь треск и шипение. Мы развиваем этот образ не случайно. Ведь уникальной особенностью человека, в отличие от животных, является способность «вырабатывать информацию». Вряд ли было бы логично считать, что ей обладало «неподвижное тело», так что правильнее было бы думать, что «дыхание жизни», вложенное в человека, и есть эта «телебашня», посылающая мысли, приемником для которых является телесный организм. Но из этого можно сделать логичный вывод: как телесигнал может существовать и без приемника, так и «дыхание жизни» способно обходиться без тела, о чем, собственно, и говорит Екклесиаст (12, 7) и все Божественное Откровение.

 

Этот вывод станет особенно ясным, если мы рассмотрим приведенный текст в подлиннике. Выражение нашего перевода «дыхание жизни» неточно. Еврейский текст называет это явление «нишмат хайим,¡yY™x – дыхание жизней» (Быт.2,7). Множественное число говорит о том, что в человека вдунута вовсе не одна (как думают сектанты), а много жизней. «Ибо человек, – по верному слову свят. Филарета Московского, – действительно совокупляет в себе жизнь растений, животных и ангелов, жизнь временную и вечную, жизнь по образу мира и по образу Божию».[32] Подробнее раскрывает нам то, в чем проявляется весь этот чудесный букет жизней, преп. Иоанн Дамаскин. Он пишет: «Должно знать, что человек и имеет общее с неодушевленными предметами, и участвует в жизни бессловесных существ, и получил мышление существ, одаренных разумом. Ибо с неодушевленными предметами он имеет общее со стороны своего тела, также и потому, что соединен из четырех стихий[33]; а с растениями, как в этом отношении, так и со стороны силы питающей и произращающей, и заключающей в себе семя или способность рождать; с бессловесными же существами имеет общее и в этом, а сверх того, и в отношении к желанию, то есть гневу и похоти, и в отношении к движению, соответствующему побуждению… Через посредство разума человек соединяется с бестелесными и постигаемыми только умом природами, мысля и обдумывая, и произнося приговор относительно всего порознь, и следуя за добродетелями, и любя благочестие – вершины добродетелей; посему человек и есть малый мир».[34] Итак, в нас соединились не одна и не две, а все виды жизней, а потому на утверждение сектантов о том, что человек – это животное, обладающее разумом и оживленное «искрой Жизни» (выражение это, кстати, совершенно не понятно для еретиков, не признающих различия сущности и энергии, и является скорее просто бессмысленной метафорой), не раскрывает всей глубины библейского текста, что делает (и может сделать) только апостольская Церковь, Носительница Духа Святого – Автора Библии, Который, собственно, и есть истинное начало нашего существования. Ведь, по учению Церкви, «нетварная благодать включена в самый творческий акт, и душа получает жизнь и благодать одновременно, ибо благодать – это дыхание Божие, «божественная струя», животворящее присутствие Духа Святого»[35].

 

1.5. Образ Божий

 

Одним их основных отличий библейской антропологии от представлений о человеке любой другой религии или философии является учение о том, что человек сотворен по образу Божию. Это Откровение, с одной стороны, отлично от пантеистических теорий, постулирующих единосущие человека Божеству, а с другой – от материализма, отождествляющего жизнь человека с жизнью животного. К последнему относятся и иеговисты, и адвентисты, для которых богообразность человека становится камнем преткновения. Но обратимся сперва к священному повествованию о сотворении нашей природы. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему: и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1,26-27).

 

Итак, вспомним, что сотворение природы животных не сопровождалось каким-то совещани<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: