Характеристика детей с I уровнем развития речи.
Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания. Такие дети в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания.
Организация коррекционно - развивающей работы с детьми (I уровень развития речи)
Необходимость раннего (с 3-летнего возраста) коррекционного воздействия определяется возможностью компенсации речевого недоразвития на данном возрастном этапе.
Режим дня и расписание занятий в младшей группе детского сада составлены таким образом, чтобы, с одной стороны, максимально эффективно осуществлять коррекционную работу, а с другой — создавать оптимальные условия для сохранения и развития здоровья дошкольников.
Логопедические занятия с детьми I уровня развития речи проводятся индивидуально или небольшими подгруппами. Первые занятия проводятся лишь в форме игры с привлечением любимых кукольных персонажей.
Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы:
- развитие понимания речи;
- развитие активной подражательной речевой деятельности;
-развитие внимания, памяти, мышления детей.
Характеристика детей со II уровнем развития речи
Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы: «Да пить моко» — дай пить молоко; «во изй асаня мясик» — вот лежит большой мячик.
В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты («тидйт а туе» — сидит на стуле) сложные предлоги отсутствуют.
|
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (II уровень речевого развития)
Задачи и содержание коррекционно-развивающего обучения детей 4 лет с данным уровнем планируются с учетом результатов их логопедического обследования, позволяющих выявить потенциальные речевые и психологические возможности детей.
Логопедические занятия в средней группе для этих детей подразделяются на индивидуальные и подгрупповые.
Индивидуальные занятия носят опережающий характер, основная их цель — подготовить детей к активной речевой деятельности на подгрупповых занятиях.
На индивидуальных занятиях проводится работа по:
- активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;
- подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;
- постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов.
В зависимости от характера и выраженности речевого дефекта, количество в подгруппах варьируется по усмотрению логопеда (от 2—3 до 5—6 человек). В начале учебного года количество человек в подгруппе может быть меньше, чем к концу обучения.
Содержание логопедических занятий определяется задачами коррекционного обучения детей:
-развитие понимания речи;
-активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
- развитие произносительной стороны речи;
-развитие самостоятельной фразовой речи.
Выделяются следующие виды подгрупповых логопедических занятий по формированию:
|
-словарного запаса;
- грамматически правильной речи;
-связной речи;
- звукопроизношения, развитию фонематического слуха и слоговой структуры.
Подгрупповые занятия проводятся логопедом в соответствии с расписанием, индивидуальные — ежедневно, в соответствии с режимом дня в данной возрастной группе дошкольного учреждения.
Характеристика детей с III уровнем развития речи
Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. В высказываниях детей появляются слова, состоящие; из трех-пяти слогов («акваиюм» — аквариум, «вадапавод» — водопровод).
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (III уровень развития речи)
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является продолжение работы по развитию:
1) понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
2) произносительной стороны речи;
3) самостоятельной развернутой фразовой речи;
4) подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
На первом году обучения пятилетние дети нарушением речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на занятиях со всей группой. Сказываются трудности концентрации внимания, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому целесообразно делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.
Предусматриваются следующие виды занятий по формированию:
• связной речи;
• словарного запаса, грамматического строя;
• произношения.
Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения.