Общие требования к беседе




1. Вопросы должны быть логически связаны между собой. Один вопрос вытекает из другого. Обсуждается сначала одна часть содержания, потом другая, потом третья, пока не будет получен вывод, а не перескакивают в одной части на другую.

2. Вопросы должны отвечать цели исследования, никакие другие вопросы не задаются и не обсуждаются (иначе можно отклониться от обсуждаемой темы). Например, если вы хотите выяснить отношение ребенка к представителям других национальностей, то ни к чему спрашивать его, есть ли у него братья и сестры.

3. Вопросы должны иметь связки с предшествующими вопросами, иначе беседа будет выглядеть как допрос и доброжелательной атмосферы не получится. Например «Ты мне только что сказал, что тебе нравится посещать школьные кружки. Ты ходишь один или вместе с друзьями? Сколько времени вы уже дружишь с ними? За такой долгий срок люди, как правило, успевают узнать друг о друге многое, даже какие-то плохие качества. Опиши мне качества своих друзей: какие они по характеру? А какие качества человека помешали бы тебе завести с ним дружбу?»

4. Вопросы должны быть по возможности открытыми (в зависимости от возраста ребенка), чтобы у ребенка не было возможности давать односложные ответы. Иначе беседа превратится в опросник и истинного результата исследователь не получит. (Вместо вопроса «Любят ли твои друзья играть в футбол?», следует задать вопрос «Чем любят заниматься твои друзья в свободное время?» Иначе вам придется перечислять все виды спорта, все виды игр, все виды эстетических увлечений и т.д.)

5. Вопросы не должны иметь внушающего характера («Не кажется ли тебе…?», «Считаешь ли ты…?», «Нравится ли тебе…?»)

Особые требования к беседе с ребенком в рамках практики:

1. Не задавайте вопросов по той тематике, которая заложена в методиках диагностического пакета (а для того, чтобы подобных повторений не происходило до начала практики нужно внимательно изучить весь методический пакет). В беседе с подростками, кроме того, не следует задавать вопросы о школьной успеваемости и любимых учебных предметах, т.к. эти вопросы часто раздражают подростков и затрудняют установление контакта.

2. Беседу с подростком следует составить примерно на 15 минут. Хотя работа с подростком может быть и более продолжительной, беседу следует составить небольшую, чтобы можно было провести ее в перемену.

 

Так же как и индивидуальный план деятельности, беседа оформляется в виде таблицы (рисунок 3). Лучше всего сначала выполнить черновой вариант беседы, а затем оформить ее в чистовом варианте в дневнике. Это позволит оформить все дополнительные вопросы, которые возникли в ходе беседы.

Рисунок 3. Образец оформления беседы

вопросы ответы примечания
Текст представления 1) Давай познакомимся немного ближе. Расскажи мне, чем ты любишь заниматься в свободное время? Я, например, люблю смотреть телевизор, а ты?   А я люблю гулять с друзьями, читать книги, танцевать.   Рассказывает с видимым удовольствием, но немного застенчиво.
2) Ты сказала, что любишь читать книги. Можешь перечислить последние книги, которые тебе понравились? Я люблю приключения, но чтобы было и про любовь. Смеется, прикрывая глаза рукой - засмущалась.
3) Я тоже люблю читать про любовь, но не всем моим друзьям нравятся такие же книги. А твои друзья разделяют твои литературные пристрастия? Да, все девочки любят читать про чувства. Улыбается уже открыто. Оглядывается на ребят, которые проявляют любопытство к беседе. Прогнала их.
4) Какие еще совместные занятия у вас с друзьями есть? Мы зимой на каток вместе ходим, а летом почти не встречаемся – все разъезжаются. Заскучала.
5) А чем вы любите заниматься вместе после школы? Гулять, по аське переписываться, разговаривать. Оживилась, расцепила руки (раскрылась).

Фотография урока

Фотография является одной из форм организации наблюдения. Суть заключается в сплошном подробном фиксировании наблюдаемых фактов. Однако на практике «Познание подростка» нет задачи изучения технологии ведения урока, поэтому стоит ограничиться сплошной подробной фотографией поведения самого ребенка. Следует помнить, что именно конкретный ребенок является объектом наблюдения.

В первую колонку записываются все факты поведения ребенка. К числу фактов следует отнести конкретные действия, высказывания, эмоциональные и поведенческие реакции. Однако наблюдение необходимо вести так, чтобы поведение ребенка не выглядело схематичным, а так, чтобы обнаруживалась индивидуальность ребенка. Каждый из фактов желательно отделить от других свободной строкой или чертой, чтобы не сливались отдельные наблюдаемые факты и их интерпретации.

Все интерпретации, замечания, мысли, суждения вписываются в колонку «примечания».

Во второй колонке следует зафиксировать только те действия окружающих ребенка субъектов, которые вызывают или должны вызывать у него реакцию. Если инициатором является не ребенок можно указать стрелкой от кого и к кому была направлена реакция.

Образец наблюдения дан на рисунке 4.

Дополнительно к фотографиям урока можно сделать фотографию перемены, это позволит сделать выводы о поведении ребенка в нерегламентированной ситуации, о взаимоотношениях с одноклассниками, об особенностях самоорганизации, о мотивации учения и т.д.


Рисунок 4. Образец ведения наблюдения в форме фотографии

активность ребенка активность других субъектов примечания
Митя продолжает заниматься своими делами учитель заходит в класс, здоровается игнорирует учителя
неторопливо открывает тетрадь, пишет учитель говорит: запишите число, тема урока…  
просит: повторите! ® учитель отвечает: я на доске для кого пишу? не повышая тона
фыркает в ответ, долго что-то говорит себе под нос себе   ворчит, недоволен, но это не сбивает с деятельности
не поднимает руку, не смотрит на отвечающих, пишет что-то в тетради, подперев одной рукой голову учитель задает вопрос по пройденной теме не слушает? похоже ему скучно
сразу же дает ответ, поправляет ошибки одноклассника учитель обращается к Мите по поводу ответа одноклассника хорошо распределяет внимание, внимательно слушает ответы, хотя этого не видно
закончив ответ, начинает беседовать с соседом по парте, указывает в учебник, отрицательно качает головой, снова указывает в учебник   что-то объясняет, делает это терпеливо, спокойно


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: