ГОУ СПО «Ревдинский государственный педагогический колледж»




ГОУ СПО «Ревдинский государственный педагогический колледж»

 

Методические рекомендации

Для организации

Самостоятельной работы студентов на практике

«Познание подростка»

 

 

Составитель:

Попкова М.П.,

педагог-психолог

 

 

Ревда


Пожелания автора

Дорогие студенты! Это брошюра разрабатывалась специально для вас. Цель ее создания – облегчить вам доступ к необходимой минимальной информации, которая так часто теряется в недрах случайных листочков и оборотной стороны лекционных тетрадей.

К разработке методических рекомендаций по практике «Познание подростка» меня подтолкнул опыт работы со студентами прошлых лет. Когда мне приходилось десять раз за день отвечать на одни и те же вопросы студентов, разбирать и улаживать споры по поводу требований педагогов-методистов практики, указывать на одни и те же ошибки, я поняла, что потребность в специальной брошюре достаточно велика, чтобы ее создать.

Почаще заглядывайте в нее в период прохождения практики, в ней вы найдете ответы на большинство трудных, на первый взгляд, вопросов! Надеюсь, методические рекомендации по практике помогут вам научиться работать самостоятельно.

Желаю успехов!

Попкова М.П.,

преподаватель психологии


Введение

 

Практика «Познание подростка» является психолого-педагогической, а это значит, что для ее прохождения необходимы все теоретические знания, которыми студенты успели овладеть до начала практики: знания по педагогике, общей и возрастной психологии, методике преподавания и т.д.

Это один из самых сложных видов практики, т.к. требует не только твердых знаний, но также наблюдательности, умения видеть частности в целом и умения целостно воспринимать ситуацию, требует навыков анализа и обобщения, навыков проектирования и навыков самообразования, коммуникативных навыков и навыков самоорганизации.

В этой брошюре будут описаны типичные затруднения студентов в работе с методиками, рекомендации по работе с результатами диагностики, даны образцы написания заключений и оформления наблюдений, приложены некоторая теоретическая информация, но брошюра не содержит в себе всего необходимого для прохождения практики инструментария. Методический инструментарий оформлен как отдельный пакет.

Главное, что должны помнить студенты, приступая к выполнению диагностической программы, – цель состоит не только в том, чтобы овладеть навыками диагностики, но и научиться использовать полученные диагностические результаты в работе с ребенком.


Оформление дневника

Оформление дневника практики является важной задачей, поскольку дневник, по сути, представляет собой способ самоорганизации. Он помогает спланировать работу, отследить результаты деятельности, организовать взаимодействие с методистом.

Опираясь на опыт работы, можно сделать несколько полезных замечаний:

1) Для ведения дневника лучше взять тетрадь обычного ученического формата. В такой тетради будет удобно вести запись, ее удобно взять с собой на консультацию к методисту. Не стоит брать тетрадь на кольцах, т.к. методисту из-за колец будет трудно делать пометки на полях, к тому же тетрадь с обычным типом скрепления листов легче держит конверты с протоколами. На дневник уходит, как правило, около восьмидесяти листов, но если почерк крупный лучше не экономить на толщине тетради.

2) Дневник следует заполнять ежедневно. Аналитическая деятельность отнимает много времени, особенно если она является для студента новой. В последний день практики написать все заключения невозможно. Заключения по итогам диагностики предыдущего дня целесообразно ежедневно показывать методисту, т.к. это поможет избежать дублирования ошибок и позволит обеспечить более качественную оценку деятельности студента на практике.

3) После окончания ежедневных записей в дневнике необходимо оставить свободную страницу, на которой методист сможет оставить отзыв о качестве заключений и об особенностях работы студента в период практики. Далее можно написать характеристику развития ребенка.


Требования к оформлению дневника:

1. На первой странице тетради оформляется титульный лист (образец смотри на рисунке 1).

2. Вторая страница отводится под описание цели и задач практики. На этой же странице удобно указать базу практики (номер школы), класс, фамилию, имя, отчество классного руководителя, фамилию и имя ребенка, возраст ребенка.

3. Третью и несколько следующих станиц займет индивидуальный план деятельности. В методическом пакете содержится программа практики, где расписаны обязательные диагностические мероприятия и методики, но последовательность их проведения не определена. Эту работу должен выполнить самостоятельно каждый студент (смотри рекомендации в разделе «Индивидуальный план деятельности»).

4. Далее оформляется отдельно каждый день работы. На каждый день выделяется новая страница тетради. На странице сверху указывается дата и день недели. Далее на четверть или треть страницы полезно указать какие-то важные наблюдения или результаты бесед, которые помогли бы понять наблюдаемые факты или ответы ребенка. Например, успешность выполнения диагностических заданий часто зависит от самочувствия и эмоционального состояния ребенка, поэтому можно указать в каком настроении пришел ребенок в школу, какие успехи и неудачи он пережил за день, можно в свободной форме описать наблюдения по поводу самоорганизации ребенка, общения с одноклассниками и т.п.

После этого оформляются методики (смотри раздел «Оформление методик»), для каждой из которых рекомендуется отвести отдельную страницу даже если предыдущая заполнена лишь на треть. Такой способ организации позволит легко найти результаты нужной методики, например, при собеседовании.

 


Рисунок 1. Образец оформления титульного листа дневника по практике «Познание подростка»

 

 

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГОУ СПО «Ревдинский государственный педагогический колледж»

 

Дневник

психолого-педагогической практики

Познание подростка

студентки 5курса 51 группы

Садыковой Марии Михайловны

специальности 050709

«Преподавание в начальных классах»

 

 

методист

Попова Евгения Викторовна

 

Ревда

 


Индивидуальный план деятельности

Составляя индивидуальный план деятельности, студент решает ряд очень важных задач. Во-первых, студент планирует свою работу, чтобы успеть осуществить все заложенные в программе мероприятия. Во-вторых, распределяет нагрузку для ребенка таким образом, чтобы обеспечить оптимальные условия для исследования его психологических особенностей. В-третьих, обеспечивает для себя и методиста возможность ориентироваться в последовательности и полноте выполнения программы. В-четвертых, обеспечивает возможность отражать изменения в плане деятельности.

Требования к составлению и оформлению индивидуального плана деятельности (ИПД):

1. ИПД должен быть составлен и утвержден методистом за день до выхода на практику! (это значит, что составить и сдать ИПД нужно еще раньше, с таким расчетом, чтобы методист успел проверить ИПД, а студент внести соответствующие коррективы).

2. ИПД представляется в табличном варианте (смотри рисунок 2). Важно: в содержании деятельности должны быть внесены именно виды деятельности, а не названия методик! Для удобства работы в скобках после указания вида деятельности нужно указать название методики. При этом нет необходимости выписывать полное название методики, достаточно указать краткое название. Например: вместо «методика исследования свойств нервной системы учащихся в критериальных учебных ситуациях», достаточно указать «исследование силы-слабости нервной системы (протокол С-С)». Важно: если методика рассчитана на два и более дня, этот вид деятельности указывается каждый день, когда он осуществлялся. При этом можно указать, когда выполнение этого вида деятельности было начато, а когда закончено. В содержание деятельности следует внести также консультации методиста и оформление отчетной документации.

В третьей колонке ИПД указываются дополнительно проведенные мероприятия, отметки о выполнении работы, отметки об изменениях плана на этот день. При переносе работы на другой день, указывается день, когда методика будет проведена.

Рекомендации по планированию работы:

1. В первый день обязательно проводится беседа, поэтому она должна быть составлена, так же как и ИПД, за день до начала практики и утверждена методистом.

2. Первый день следует начать с методик, в основе которых лежит наблюдение, потому что ребенок плохо знает вас и ему трудно будет в вашем присутствии сосредоточиться на работе. По этой же причине не следует брать в первый день методики, выполнение которых требует концентрации или самораскрытия (на память, внимание, самооценку и т.д.)

3. Не следует брать в один день две методики, в основе которых лежит наблюдение, потому что будет трудно выполнить оба наблюдения с достаточным качеством.

4. Методики следует распределить таким образом, чтобы не повторялась исследуемая область (например, не стоит проводить две методики на исследование самооценки в один день, может быть, именно сегодня у ребенка произошла какая-нибудь неудача).

5. Методики следует распределить таким образом, чтобы не повторялась форма работы (например, две опросные методики).

6. На каждый день следует заготовить материал не только для методик, предусмотренных планом, но и еще двух-трех, запланированных позднее. Это связано с тем, что ребенок может в один день работать с большой охотой, а на другой день вообще отказаться от сотрудничества в силу усталости, плохого настроения или собственных планов.

 


Рисунок 2. Образец оформления нескольких дней индивидуального плана деятельности

Дата и день недели Содержание деятельности Примечания
Понедельник 27.11.06 1.Исследование типа нервной системы (протокол С-С) 2.Исследование уровня успеваемости ребенка (анализ классного журнала) 3.Сбор данных о ребенке (методика Ахенбаха) 4.Исследование типа памяти (методика выявления доминирования логической/механической памяти) 5.Оформление отчетной документации 6.Консультация методиста начинаю   отдаю учителю для заполнения   перенесено на 30.11.06
Вторник 28.11.06 1. Исследование типа нервной системы (протокол С-С) 2. Исследование сформированности интересов подростка (Анкета интересов и направленности учащегося) 3. Фотография урока 4. Оформление отчетной документации 5. Консультация методиста завершаю, начало 27.11.06   Дополнительно проведена методика исследования акцентуаций характера (запланировано 29.11.06)

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: