Филиал в г. Северодвинске Архангельской области




Филиал в г. Северодвинске Архангельской области

Гуманитарный институт

_____________________________________________

(наименование высшей школы / филиала / института / колледжа)

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

По дисциплине/междисциплинарному курсу/модулю «Проекты»
 
 
  На тему   «Авторская песня в современной школе: сценарий концерта как форма проектной деятельности в 11 классе»
 
     
    Выполнила обучающаяся: Мальгина Ксения Александровна
  (Ф.И.О.)
  Направление подготовки: 44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль «Филологическое образование»)
  (код и наименование)
  Курс: 3
  Группа: 521701
    Руководитель: Смирнова С.А., доцент, к. филол. н.
  (Ф.И.О. руководителя, должность / уч. степень / звание)

 

 

Признать, что проект выполнен и защищен с отметкой  
    (отметка прописью) (дата)
Руководитель     С.А. Смирнова
    (подпись руководителя) (инициалы, фамилия)

 

 

Северодвинск


 

Содержание

 

Введение........................................................................................................... 3

Ключевые слова проекта................................................................................. 6

Тип проекта..................................................................................................... 6

*****

Проблема проекта......................................................................................... 13

Этапы реализации проекта........................................................................... 14

Необходимые ресурсы.................................................................................. 15

Теоретическая значимость проекта.............................................................. 16

Практическая значимость проекта............................................................... 16

Перспектива дальнейшего развития проекта............................................... 17

Список использованных источников............................................................ 18

Приложение 1. Конспект урока по теме «…».............................................. 20

Лист замечаний (экспертная оценка консультанта проекта)....................... 31

 


 

Введение

 

Что известно современным школьникам о периоде «оттепели»? Как правило, несколько дат, процесс десталинизации, ослабление цензуры и фамилия председателя ЦК КПСС Н. С. Хрущева.

Среди учащихся наблюдается возрастающая тенденция к нежеланию знать о своем недалеком прошлом, о времени, которое породило множество гениальных писателей, поэтов, кинорежиссеров и музыкантов. Именно в этот период получила широкое распространение так называемая «авторская песня». Данное наименование условно. Оно подразумевает творчество «поющих поэтов», которые являли собой автора текста, автора музыки, исполнителя и аккомпаниатора в одном лице. Поэты – барды утверждали, что должны «петься все стихи, поскольку поэзия восходит к песне, с нее началась, генетическая память о песне живет во всякой лирике, самой рассудочной и переусложненной».[] Барды вернули поэзии музыку. А словесная сторона «авторской песни» принадлежит области художественной литературы.

Наши родственники, представители старшего поколения, хранят тексты песен Булата Окуджавы, Александра Городницкого, Александра Галича, Новеллы Матвеевой, Юрия Визбора, Евгения Клячкина, Владимира Высоцкого, Юлия Кима и многих других у себя в сознании. Но современные дети лишены такой памяти. Поэтому урок литературы призван им эту память компенсировать: дать не только развернутое представление о «неофициальной» песне 50 – 90 –х гг. XX века, но и позволить погрузиться в процесс ее непосредственного воплощения здесь и сейчас.

Школьные программы по литературе предусматривают изучение «авторской песни» как культурного явления XX столетия в конце 11 класса. Учащиеся на момент окончания школы уже сформировали определенные эстетические и нравственные ценности, поэтому им несложно будет оценить по достоинству сравнительно молодой литературный жанр. Они смогут попробовать себя в разных ролях: в роли участников проектной деятельности по разработке сценария концерта, в роли организаторов данного внеклассного мероприятия и в роли исполнителей – бардов.

Подобные проекты призваны привлечь к деятельности всех учащихся, сплотить коллектив и показать, что школьное образование многоаспектно и разнообразно.

Объект нашего проекта ‒ процесс обучения литературе в 11 классе, предмет ‒ методический аспект рассмотрения «авторской песни» в рамках проектной деятельности.

Цель проекта ‒ разработать сценарий школьного концерта «авторской песни».

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

1. изучить научную и методическую литературу для характеристики основных понятий проекта и теоретических положений по теме исследования;

2. определить место «авторской песни» в программе по литературе для 10—11 классов (профильный уровень): В. Я, Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин;

3. познакомить учащихся 11- х классов с творчеством бардов;

4. определить значение концерта как типа внеклассного мероприятия в современной школе;

5. подготовить материалы и оборудование для реализации школьного концерта «авторской песни»;

6. определить этапы работы над творческим проектом;

7. апробировать материалы проекта на научно-исследовательской конференции «Проектная деятельность в современной школе».

Материал проекта – содержание научной и методической литературы; программа «Литература» для 10—11 классов (профильный уровень) В. Я, Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин; тексты песен Булата Окуджавы, Александра Городницкого, Александра Галича, Новеллы Матвеевой, Юрия Визбора, Евгения Клячкина, Владимира Высоцкого, Юлия Кима и др. (на выбор учащихся).

Источники материала – научные и методические публикации; программа «Литература» для 10—11 классов (профильный уровень): В. Я, Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин; поэтические сборники «».

Во время работы над проектом использовались следующие методы и приемы: наблюдение над материалом; отбор и чтение методической литературы; аналитический обзор; литературоведческий анализ; обобщение материала по теме проекта, конструирование внеклассного мероприятия (сценария).

Новизна проекта заключается в том, что в ходе его мы разработали сценарий школьного концерта «авторской песни», который позволит учащимся 11-х классов сформировать наиболее четкое представление о музыкальной поэзии бардов 50 – 90 – х гг. XX века и раскрыть свой творческий потенциал.

.

Ключевые слова проекта

Школа, методика обучения литературе, авторская песня, творческий проект, сценарий концерта, внеклассное мероприятие, учащиеся 11 класса.

 

 

Тип проекта

Настоящий проект по количеству участников является индивидуальным, поскольку над ним осуществляет работу один студент (под руководством консультанта ‒ кандидатом филологических наук, доцентом кафедры литературы и русского языка САФУ имени М.В Ломоносова Светланой Анатольевной Смирновой).

По времени реализации для автора проект является краткосрочным, поскольку отличительной чертой проектов данного типа являются сжатые сроки его реализации: в нашем случае это 2 месяца.

По времени реализации в учебном процессе проект является краткосрочным, так как требует для своей реализации примерно 2 – 3 месяца.

По характеру контактов проект направлен на всех учащихся 11- х классов.

Данный проект можно отнести к творческому, так как его цель заключается в получение конкретного результата (сценарий концерта), который планируется достичь в итоге своей работы, а его реализация предполагает наличие дополнительного оборудования и финансирования.

Тип проекта по характеру управления: открытый, так как происходит постоянный сбор информации «здесь и сейчас», координатор выступает в роли консультанта.

Данная работа носит межпредметный характер, так как затрагивает сразу несколько областей знаний: литературу, музыку, (театральное искусство?) и осуществляется во внеурочное время.

Проблема проекта

 

В ходе анализа программы по литературе для 10 - 11 классов (профильный уровень) В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, учебников по методике обучения литературе, журналов и сайтов для учителей нами было установлено, что творческой работой по изучению «авторской песни» в школе является урок – концерт, включающий, как правило, слово учителя и прослушивание аудиозаписей. На наш взгляд, подобные классические формы работы устаревают в современной школе.

В рамках активно внедряющейся проектной деятельности и возрастающей самостоятельности учащихся в школах должны чаще проводить внеклассные мероприятия, в которых каждый ученик смог бы проявить свои творческие способности. Концерту как форме внеклассного мероприятия уделяется недостаточно внимания в школьной практике. Мы считаем, что именно концерт, организованный совместными усилиями учащихся 11 класса, поможет сформировать представление о художественном своеобразии жанра «авторская песня» как уникальном явлении русской культуры.

 


Список использованных источников



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: