Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (IV уровень развития речи)




Целью работы в подготовительной группе является комплексная подготовка детей к обучению в школе. Логопедическая работа направлена на дальнейшее развитие и совершенствование фонетического, лексико-грамматического строя языка, связной речи, а также подготовкой детей к овладению элементарными навыками письма и чтения.

В процессе логопедической работы особое внимание уделяется развитию у детей:

• способности к сосредоточению;

• умения войти в общий ритм и темп работы и удерживанию его в течение занятия;

• умения следовать единому замыслу работы в процессе как индивидуальных, так и совместных усилий;

• умения реализации замысла работы, доведения начатой деятельности до предполагаемого результата;

• возможности использования помощи партнера по работе.

Направления коррекционно-развивающей работы:

1) совершенствование произносительной стороны речи;

2) совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

3) развитие самостоятельной развернутой фразовой речи;

4) подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

 

 

17.Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР.

 

Дети с задержкой психического развития посещают в основном дошкольные образовательные учреждения компенсирующего и комбинированного вида, а также группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии (как отмечает Е.А. Екжанова).

Направление в специальное дошкольное учреждение или группу осуществляется на основании решения постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Медицинскими показаниями для приема ребенка являются типы задержки психического развития, отраженные в классификации К.С. Лебединской: конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического генеза.

Для оказания помощи открываются следующие группы:

- младшая (от 2,5 до 3,5 лет);

- средняя (от 3,5 до 5 лет);

- старшая (для детей в возрасте 5—6 лет).

По окончании специального дошкольного учреждения или группы ребенок переводится (в зависимости от диагностических показателей):

- в школу (или) класс для детей с ЗПР;

- общеобразовательную школу;

- специальную школу соответствующего типа.

2. В специализированном дошкольном учреждении решаются задачи:

- диагностические;

- воспитательные;

- коррекционно-развивающие;

- оздоровительные;

- образовательные.

Основными направлениями деятельности детей в специализированном дошкольном учреждении являются:

- общее и коммуникативное взаимодействие;

- физическое воспитание;

- развитие тонкой ручной моторики и зрительно-пространственной координации;

- сенсорное развитие;

- музыкальное воспитание;

- предметная деятельность и игра;

- познавательное развитие;

- социальное воспитание;

- развитие продуктивной деятельности;

- подготовка к школьному обучению.

Виды групповых и подгрупповых занятий, которые проводит воспитатель:

уроки здоровья;

лепка;

аппликация;

рисование;

конструирование;

ручной труд;

физическое и трудовое воспитание;

обучение игре;

социальное развитие;

ознакомление с окружающим миром.

Виды подгрупповых и индивидуальных занятий, проводимых дефектологом:

социальное и познавательное развитие;

ознакомление с окружающим миром;

обучение игре;

математика;

развитие речи и тонкой ручной моторики;

подготовка к обучению грамоте.

Координационно-развивающая работа ведется при участии семьи ребенка.

Школьники с задержкой психического развития могут обучаться:

в специальных образовательных учреждениях (школах VII вида), сеть которых была организована в нашей стране в начале 80-х гг.;

в коррекционных классах при общеобразовательных школах (на основании приказа Минобразования России "О введении в действие нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных образовательных школ для детей с ЗПР", 1981).

Особенности обучения в коррекционном классе:

адаптированные программы и учебные планы (в соответствии со специальным образовательным стандартом);

изучение специальных предметов (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, ритмика и др.);

индивидуально-групповая коррекционная работа (логопедические занятия, восполнение пробелов в знаниях, пропедевтика нового учебного материала);

факультативные курсы (художественно-эстетические, музыкальные, трудовые, спортивные и т. п.).

Образовательный процесс в классе коррекционно-развиваюшего обучения осуществляется (как отмечает Е.А. Медведева) на основе: учета актуальных возможностей ребенка; охраны и укрепления его здоровья; создания благожелательной образовательной среды; _ взаимодействия с родителями.

Около половины детей с ЗПР после начальной школы способны обучаться далее в обычных классах, другие дети со стойкими формами ЗПР - только в условиях коррекционного класса. Многие школьники с задержкой психического развития (после 9 лет обучения) продолжают свое образование (вечерние школы, профессионально-технические училища, техникумы) или устраиваются на работу.

В нашей стране функционирует система комплексной помощи детям с ЗПР, которая, по определению Е.А. Медведевой, включает в себя:

  • различные модели специальных образовательных учреждений (дошкольные образовательные учреждения (группы) компенсационного вида, специальные школы и школы-интернаты для детей с ЗПР, классы коррекционно-развивающего обучения при школе общего назначения;
  • ранее выявление детей ЗПР, удовлетворение их особых образовательных потребностей, обеспечение преемственности форм и методов коррекционной работы в системе дошкольного и школьного образования;
  • совершенствование системы медицинского, педагогического и психологического диагностирования (для определения особенностей организации коррекционно-образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья детей);
  • нормативное и учебно-методическое обеспечение практики, образования детей с ЗПР;
  • определение задач и содержания профессиональной ориентации профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адаптации выпускников;
  • создание и применение критериев и методов оценки эффективности коррекционно-развивающего образовательного процесса;
  • разработку моделей служб консультативной помощи семье;
  • подготовку соответствующих педагогических кадров.

 

18. Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с умственной отсталостью.

Дети с умственной отсталостью нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания. Одной из форм обучения данной категории детей являются специальные (коррекционные) образовательные учреждения или классы VIII вида в школах для детей с ограниченными возможностями здоровья, где обучение ведется по специальным программам. Чем раньше начата коррекционная работа с умственно отсталым ребенком, тем больших успехов можно достичь в коррекции дефекта и предотвращении возникновения вторичных отклонений. Кроме общеобразовательных предметов (письмо, чтение, математика, физическая культура, ИЗО и др.) в этих образовательных учреждениях (классах) предусмотрены и специальные предметы (ритмика, социально-бытовая ориентировка).

Специфической формой организации учебных занятий являются индивидуальные и групповые логопедические занятия, лечебная физкультура, психологическая коррекция. Психическую деятельность умственно отсталого ребенка можно в известной степени скорректировать. Его мозг пластичен, что является основой развития. При коррекции необходимо опираться на сохранные возможности ребенка при особом внимании к развитию его высших психических функций.

Необходимым условием успешного обучения умственно отсталых детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах) VIII вида является психолого-педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся. Роль учителя-дефектолога в компенсации дефекта, профилактике возникновения вторичных нарушений, адаптации ребенка в социуме крайне важна. Правильно организованное психолого-педагогическое сопровождение умственно отсталых детей позволяет осуществлять качественное обучение и воспитание учащихся путем оказания им помощи в адаптации к школе, коррекции выявленных нарушений, в приобретении навыков конструктивного общения с окружающими.

Практика показывает, что успешность коррекционно-развивающей работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении (классе) VIII вида определяется не только и не столько общей методической подготовкой учителя-дефектолога, его профессиональным багажом, сколько позицией, которую он занимает по отношению к умственно отсталому ребенку, принципами, на которых он строит свою деятельность. Основополагающими, на мой взгляд, ценностными принципами, на которые необходимо опираться в ходе психолого-педагогического сопровождения, являются следующие:

· Опора на психические, личностные достижения ребенка, следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе. Организация сопровождения в логике развития личности и психического мира ребенка.

· Приоритетность задач коррекции и развития самого ребенка с учетом педагогических целей.

· Создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой.

Психолого-педагогическое сопровождение умственно отсталого ребенка представляет собой целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения, развития и реабилитации. Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

· систематическое отслеживание динамики психического развития ребенка в процессе его обучения и воспитания;

· создание специальных социально-психологических условий для развития личности учащегося и его успешного обучения;

· психолого-педагогическая коррекция;

· профилактика вторичных нарушений.

 

19. Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

 

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

В комплексное восстановительное лечение детского церебрального паралича включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.

Комплексный характер коррекционно-педагогической работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося «вития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

Коррекционно-педагогическая работа организуется в рамках ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности: в дошкольном возрасте — игровая деятельность.

Для того чтобы тщательно изучить и выявить структуру психических и речевых нарушений, необходимо динамическое наблюдение за развитием ребенка в течение длительного времени. При этом эффективность диагностики и коррекции значительно повышается. Это особенно важно при коррекционной работе с детьми с тяжелыми и сочетанными нарушениями.

При ДЦП важно развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора. Желательно опираться одновременно на несколько анализаторов (зрительный и тактильный, тактильный и слуховой)

Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных).

Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка является залогом эффективности коррекционно-педагогической работы. В силу огромной роли семьи в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители — важнейшие участники педагогической работы, организуемой с ребенком, особенно если он по тем или иным причинам не посещает образовательное учреждение. Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития. Следует соблюдать правильный режим дня, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, развить необходимые в жизни волевые качества. Для этого требуется активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность. Важно, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляется интерес к труду, чувство радости от сознания полезности своего труда, уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своей болезни, к своим возможностям. Ни в коем случае родители не должны стыдиться больного ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя, ограничивать социальные контакты.

20.Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с комбинированными нарушениями.

 

Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития - многочисленная категория, разнородная по своему составу. В каждом конкретном случае у ребенка, относящегося к категории детей с комплексными нарушениями в развитии, может быть затронут тот или иной анализатор (слух, зрение, опорно-двигательная система), значительно снижены интеллектуальная деятельность, уровень развития речи, познавательная деятельность, нарушено личностно-эмоциональное развитие.

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Успех работы с такими детьми зависит от компетентности и профессионализма педагога-дефектолога, логопеда, врачей психиатра, невропатолога. Универсальность знаний коррекционных педагогов позволяет ориентироваться в различных отраслях специальной педагогики.

Основной целью специального (коррекционного) учреждения, куда приходит такой ребенок, является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление.

-при проведении коррекционно-образовательной работы с детьми необходимо учитывать:

- структуру нарушения у данного ребенка;

- информацию о здоровье ребенка;

- условия;

- возраст ребенка на момент поступления в учреждение;

- предполагаемую программу реабилитации и др.

-в структуру коррекционно-педагогического процесса должны входить следующие блоки:

 

I - диагностический,

II - физкультурно-оздоровительный,

III - воспитательно-образовательный,

IV - коррекционно-развивающий,

V - социально-педагогический.

 

Нужно создать необходимые условия:

- создать специальную развивающую среду, подобрать оборудование и игрушки (они должны отвечать требованиям безопасности и эстетики, иметь коррекционно-развивающую направленность).

- подобрать методические материалы. Сюда должны входить программы, перспективные планы, учебно-методические пособия, нормативные документы, методики, рабочая и отчетная документация и др.

Должны быть разработаны основные нормативные документы, в которых отражается организация жизнедеятельности детей, их воспитание и обучение:

 

- расписание занятий.

- Учебный план.

Все занятия должны проводиться в игровой форме, объединенные единой темой и сюжетной линией. В структуру занятия включаются дидактические игры, подвижные игры и упражнения, практическая работа с различными материалами и строительным конструктором, графические упражнения. Продолжительность каждого занятия может быть от 10 до 30 минут в зависимости от состояния ребенка.

В работе хорошо использовать изобразительную деятельность (ИЗО). Изобразительная деятельность является одним из продуктивных видов деятельности. В изобразительной деятельности решаются не задачи по формированию изобразительных умений и навыков, задачи по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка.

Большое значение в коррекционной работе имеет конструирование. Конструирование теснейшим образом связано с игровой деятельностью. В процессе конструирования ребенок овладевает практическими знаниями о геометрических телах. Дети учатся преобразовывать предметные отношения различными способами (надстраиванием, перестраиванием комбинированием и др.). Занятия конструированием способствую развитию восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, способности к моделированию и замещению.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: