История Правил Дорожного Движения




Введение

Актуальность. Правила движения пешеходов очень важны для безопасности людей. Человек не развивает большую скорость, но это не означает, что он не может пострадать. Пешеходы тоже могут образовать пробки и аварии. Это на прямую зависит от количества людей вокруг.

Человек непредсказуем. В движении он способен моментально прыгнуть или сменить направление, не обращая внимания на все, что происходит рядом с ним. Права на вождение ног ему не требуются, и никто не знает о существовании правил поведения при ходьбе (езде на коляске). Единственный способ избежать опасности – не устраивать пробок и избегать больших скоплений людей.

Представьте, что будет если водители автомобилей начнут двигаться также, как это делают пешеходы. В Российской Федерации правила пешеходного движения не приравниваются даже к правилам этикета. Их никто не соблюдает и даже не знает. Наказание за нарушения этих правил никогда не установят и люди продолжат топтать друг друга в неконтролируемой толпе.

Цель проекта: создание правил движения и знаков для пешеходов.

Задачи:

1) Изучить возникновение правил и почему они нужны;

2) Проанализировать существующие принципы движения;

3) Создать правила движения для пешеходов, основываясь на движении автомобилей;

4) Изучить правила составления знаков;

5) Составить знаки на основе изученного.

Методы: наблюдение и описание, абстрагирование, идеализация, анализ и синтез, семиотика.

Глава I

История Правил Дорожного Движения

Правила дорожного движения - свод правил, которые обязаны исполнять все участники дорожного движения, включая водителей, пассажиров и пешеходов. Целью принятия правил дорожного движения стала попытка уберечь автомобилистов и пешеходов от попадания в дорожно-транспортные происшествия, способные нанести существенный вред транспорту и здоровью людей [7].

Вопросы безопасности дорожного движения беспокоили людей еще в древности. Первые известные человечеству правила дорожного движения ввел император Гай Юлий Цезарь в 50-х годах до нашей эры. Согласно им в Риме был запрещен проезд экипажей, колесниц и частных повозок в рабочее время (с восхода солнца вплоть до двух часов до его захода), а на некоторых улицах действовало одностороннее движение. Приезжим полагалось оставлять свой транспорт за чертой города и далее перемещаться пешком, либо наняв паланкин (носилки). На дорогах империи действовало левостороннее движение, чтобы правая рука (с оружием) была на всякий случай свободна. Уже тогда люди обнаружили необходимость в ограничении количества участников движения и определении направления движения.

В Средние века в Европе был установлен правосторонний разъезд рыцарей, закрепившийся и действующий по сей день в большинстве стран, в том числе в России.

Со временем во всех странах появлялись документы, устанавливавшие правила проезда перекрестков, необходимость сбрасывать скорость при приближении к перекрестку, запрет обгона на трудных участках дорог, преимущество пешехода на дороге.

С появлением первых автомобилей в XIX веке необходимость в правилах движения увеличилась.

14 августа 1893 года во Франции были приняты первые правила движения для автомобилей. В России документ, регулирующий движение «самодвижущихся экипажей» появился в сентябре 1896 года, а в 1900 году в Санкт-Петербурге был утвержден порядок движения пассажирских и грузовых автомобилей по городу. Уже тогда были определены многие правила, действующие и сейчас.

Управлять автомобилем мог гражданин старше 21 года, знающий грамоту и русский язык, соответствующий требованиям по состоянию здоровья, сдавший специальный экзамен по вождению и имеющий разрешение на управление. Здесь можно обратить внимание на то, что уже с 1900-х годов существовали специальные учебные заведения, где велась подготовка будущих водителей. Передача прав третьим лицам, не имеющим специальной подготовки, и оставление автомобиля на улице без присмотра были запрещены.

Первая международная Конвенция, установившая международные правила дорожного движения, была принята 1909 году в Париже. На ней же определили дорожные знаки, очень похожие на современные - «Неровная дорога», «Опасный поворот», «Пересечение равнозначных дорог» и «Железнодорожный переезд со шлагбаумом». В России эти знаки начали устанавливать в 1911 году.

В 1953 году появилась первая дорожная разметка для обозначения пешеходного перехода, которую за «полосатость» сразу назвали «Зебра».

В наше время работа в направлении безопасности дорожного движения идет огромными темпами: благодаря развитию техники и технологий появляются новые средства подготовки водителей и контроля дорожного движения [6].

Семиотический анализ

Семиотика — это междисциплинарная область исследований, в рамках которой изучаются знаки и знаковые системы, хранящие и передающие информацию.

В поле зрения семиотики находятся разнообразные знаковые системы, в частности: разговорные и формальные языки, системы предложений научных теорий, системы сигнализации в обществе и природе, системы состояний, входных и выходных сигналов различных машин и автоматов, программы и алгоритмы для них и языки-посредники для «общения» с ними человека и многие другие. В качестве знаковых систем можно также рассматривать искусственные языки, различные типы визуальных знаковых систем (от дорожных знаков до живописи), а также любые сложные системы управления, рассматриваемые с позиций кибернетики: машины, приборы и их схемы, живые организмы, их подсистемы (например, центральная нервная система), производственные и социальные объединения и общество в целом. В рамках семиотики как единого комплексного направления возможна интерпретация указанных сложных систем как систем знаков, могущих в принципе служить для выражения некоторого содержания, причём совместное рассмотрение чрезвычайно разнообразных знаковых систем оправдывается аналогиями в их строении (и принципах функционирования), выражающимися такими отношениями, как изоморфизм и гомоморфизм [8]. Семиотика делится на три раздела.

Синтактика изучает отношения между знаками, в том числе и сферу внутренних отношений между знаками. Синтактику можно охарактеризовать отношением выражения, которое реализуется между словом и понятием. Синтактика (синтаксис) соотносит знаки друг с другом в рамках линейной последовательности (предложения в языке и высказывания в речи). Синтактика имеет своим предметом план вы­ражения сообщений, где благодаря ей определяется порядок следования (расположения).

Семантика изучает отношения между знаками и обозначаемым предметом, то есть отношения между знаками и их объектами. То есть сфера интересов семантики находится в изучении отношения между вещью и словом, реализуется через отношение обозначения. Семиотический уровень можно воспринять как поверхностный смысл, доступный всякому человеку, владеющему семантикой языка текста.
Прагматика изучает отношения между вещью и понятием. Она показывает отношение между знаком и пользователем языка. К компетенции прагматики относится глубинный смысл (замысел), в соответствии с которым коммуникант подбирает и организует знаки. Зависит от намерений и целей, преследуемых коммуникантом, поэтому глубинный смысл можно постичь только с позиций прагматики, учитывая ситуативно изме­няющееся отношение человек — знак [9].


 

Глава II

Создаём правила

Правила дорожного движения пережили изменения за годы существования. Распространение транспортных средств привело к тому, что для соблюдения правил дорожного движения необходимы правила и знаки, а не зная их человек в большой опастности.

Правилам водителей обучают в специальных школах, где выдаются удостоверения. Это работает с транспортом, но для вождения собственных ног удостоверения не существует. Людей даже не учат, как и где можно ходить, так как никто не знает правил пешеходного движения. За соблюдением таких правил следить нельзя и наказывать за их нарушения тоже, так как право на передвижение у человека отнять нельзя. Но можно создать правила, которые приравниваются к правилам этикета.

Чтобы создать правила пешеходного движения, нужно рассматривать человека так, как транспортное средство. Необходимо ещё и учитывать возможности человека, относительно автомобиля, что сильно сокращает количество правил, понятий и знаков. Для начала возьмём понятия и правила, которые могут распространяться на пешеходов и немного адаптируем их.

Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога может включать в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии [2]. Это понятие важно для движения пешеходов. Они должны понимать, где находится дорога (то есть нельзя резко останавливаться), а где находится стоянка (приложение №4). Остановка — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров, либо загрузки или разгрузки транспортного средства (человека). Именно с этого понятия можно начать составление правил. Необходимо запретить остановку на дороге и предложить для неё другое место (приложение №3).

Обочина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с правилами.

12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине [3].

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Такие ситуации допускать нельзя, пешеходы тоже способны устроить подобное. У любого дорожно-транспортного происшествия есть определённые причины. Необходимо их обнаружить и пытаться уничтожить. Например, какие-либо преграды. Чтобы их обнаружить, необходимо оценить ситуацию и рассмотреть места, создающие проблемы (приложение №5).

1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности.

Организованная пешая колонна — группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении. Почти любая толпа организована из таких “потоков” людей. Организованные пешие колонны нельзя прерывать, в противном случае, множество людей разбредутся в случайных направлениях. Это и будет происшествием. У него тоже есть причины (приложение №6). В ситуации, изображённой на этом знаке, показана основная причина почти всех происшествий в столовой МОУ “СОШ № 58”.

2.7. Водителю запрещается пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны. Это относится и к пешеходам.

Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий. На данном участке необходимо запретить организацию препятствий (приложение №3). Препятствие — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

Уступить дорогу (не создавать помех) — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость (приложение №2).

16.1. На автомагистралях запрещается движение задним ходом [3].

Участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства [4]. Участник дорожного движения должен знать основное правило движения:

1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств (приложение №1). Самые необходимые правила основаны на запрете остановки на месте движения и правильном расположении на дороге. Соблюдая все эти правила, пешеход сможет избежать опасных ситуаций [2].

Создаём знаки

Знаки состоят из означающего и означаемого. Для создания правильных знаков необходимо, чтобы означающее как можно лучше указывало на означаемое. Важно не столько означаемое, сколько то, что пытаются им донести. Смотря прямоугольник на красном фоне, мы видим знак “остановка”. Означаемое не имело отношения к прямоугольнику, это сделано для упрощения знаков. Люди, к которым обращен этот знак, понимают, что он означает, и понимают зачем он тут стоит. Но некоторые люди могут не знать, что это остановка, они просто не поймут, что они значат.

Разработанные нами знаки должны не просто стоять и означать, а обучать людей правилам. Они должны быть ещё и наглядны, чтобы люди понимали изображение и что оно означает. В пример можно взять первый разработанный знак (приложение №1). Оно простой надписью рассказывает, что в Российской Федерации правостороннее движение и даже показывает человеку, где у него право, а где лево. Можно поставить акцент на том, что люди уже знают, добавляя новые подробности к теме. Человек мог знать, но просто не задумываться, что ему стоит придерживаться правой стороны. Знаки кратко поясняют простую информацию, но, чтобы они работали, нужно обратить на них внимание. Государственная инспекция безопасности дорожного движения пытается привлечь внимание водителей яркими цветами. Это недопустимо. Например, новые жёлтые рамки на знаки “пешеходного перехода” выполняют, разве что, роль зрительного мусора, то есть мешают. Глядя на такой знак, человек обратит внимание на цвет рамки, а не на содержание знака. Нужно делать так, чтобы при понижении яркости цветов на него всё равно обратили внимание. Есть много подобных условий. Знаки должны содержать как можно больше полезной информации, но не иметь при этом много бесполезных деталей. Никто не будет разглядывать сложную картину (Приложение №4). Для этого и используют условные обозначения, а не копируют фотографии.

Наши знаки не должны быть похожи на обозначения правил дорожного движения. Люди с детства не обращают внимание на знаки дорожного движения и думают, что они для автомобилистов. Допустим, мы обозначаем человека. Чтобы люди обратили на него внимание, он должен быть необычным, причудливой формы, заинтересовать (приложение №2). Таким образом, не обязательно делать точную картину происходящего. Означающее может быть не похоже на означаемое. Познание – главная часть знака, если она присутствует, то остальные составляющие не так важны. В нашем случае, надписи тоже могут указывать на правило, так как не все вещи можно обозначить символами (приложение №3).

Иногда, чтобы правила соблюдали, нужно показать, почему их надо выполнять. Если знак что-то запрещает, то человек должен знать, что будет, если он не будет выполнять правила (приложение №5). Разумеется, это нужно только если знаки выполняют функцию обучения, опытный водитель автомобиля понимает, зачем установлены правила. Человек видит запрещающий знак и начинает задавать вопросы. Почему нельзя так делать? Необходимо объяснить ему или он начнёт спорить.

Важно, что нельзя создать единый сборник правил, подходящий к любому месту. Иногда нужно делать знаки, актуальные только в определённых условиях (приложение №6). Нельзя сделать все дороги страны по одному стандарту. Всегда есть исключения, при которых знак меняет или даже теряет смысл.

 


Заключение

В результате работы над проектом удалось много нового узнать о правилах движения и даже придумать свои. Эти правила позволяют людям без особых усилий пользоваться уже готовыми формами вежливости, принятыми в данных условиях. Если все люди будут знать об этих правилах, мир станет более удобным и организованным, ведь иногда люди даже не задумываются, что создают проблемы для окружающих. Из этого следует, что важнее всего распространить знание об этой проблеме.

Приведённый в работе материал позволяет не только упорядочить движение пешеходов, но и создавать правильно оформленные знаки движения.

Установлено, что количество возможных правил для пешеходов безгранично. Запретить и организовать можно всё, но проект не предусматривает усложнение жизни пешехода. Человек не будет запоминать все возможные правила движения, если его никто и не обязывает. Это должно объяснить небольшое количество созданных правил.

Не удалось найти правила для движения пешеходов во внешних источниках. Это усложнило работу и предоставило нам возможность создать их самим, на основе правил и понятий дорожного движения и наблюдении. Об истории правил тоже известно очень мало. Основная часть информации приходится на время после изобретения автомобиля.

Из вышесказанного следует, что созданные правила очень полезны, пусть они не обязательны для выполнения. Необходимо распространить созданные знаки в местах, где они нужны. Неорганизованное движение опасно.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: