№ п/п | № раз-дела | Наименование практических занятий | Объем, часы |
Очное обучение | |||
Этикет как учебная дисциплина и социальное явление | |||
Культура поведения в общественных местах. Ресторанный этикет | |||
Невербальный этикет и его роль в создании имиджа | |||
Речевой этикет | |||
Гостевой этикет | |||
Столовый этикет | |||
Культура семейных отношений | |||
Деловой этикет | |||
Этикет работника ресторанногобизнеса. | |||
Итого |
Самостоятельная работа студентов
Очное обучение
№ п/п | № раз-дела | Вид самостоятельной работы | Наименование (содержание) работы | Объем часы |
Подготовка к семинарскому занятию. Самостоятельное изучение рекомендованной литературы, интернет- ресурсов. Подготовка сообщений. | Тема «Этикет как учебная дисциплина и социальное явление». Рассмотрение этикета как учебной дисциплины. Анализ понятия «этикет». Уяснение взаимосвязи и различий между понятиями «культура поведения» и «этикет», «этика» и «этикет». Осознание общих правил и принципов этикета как основы формирования хороших манер. Изучение структуры и функций этикета. Понимание роли этикета в формировании общей и профессиональной культуры современного специалиста. | |||
Подготовка к семинарскому занятию. Самостоятельное изучение рекомендованной литературы, интернет- ресурсов. Выполнение практических заданий, подготовка к ролевым играм. | Тема «Этикет в общественных местах». Осознание необходимости строгого соблюдения правил этикета в общественных местах в современных условиях. Усвоение правил поведения на улице и в общественном транспорте, в театре, кинотеатре и в концертном зале. Освоение ресторанного этикета. Изучение этикета в университете, понимание его особенностей. | |||
Подготовка к семинарскому занятию. Самостоятельное изучение рекомендованной литературы, интернет- ресурсов. Выполнение практических заданий, подготовка к ролевым играм. | Тема «Невербальный этикет и его роль в создании имиджа». Анализ понятия «имидж». Осознание роли невербального этикета в формировании имиджа цивилизованного человека. Изучение языка невербального общения как средства складывания позитивных взаимоотношений между людьми, установления понимания между ними. Усвоение требований к внешнему виду современного человека. | |||
Подготовка к семинарскому занятию. Самостоятельное изучение рекомендованной литературы, интернет- ресурсов. Выполнение практических заданий, подготовка к ролевым играм. | Тема «Речевой этикет». Анализ понятий «культура речи» и «речевой этикет». Изучение правил ведения беседы, спора и дискуссии, телефонного разговора. Усвоение этикета при приветствиях, обращениях и знакомствах. Освоение ресторанного этикета. Приобретение умения делать комплименты, и осознание роли комплиментов в создании атмосферы приятного общения | |||
Подготовка к семинарскому занятию. Самостоятельное изучение рекомендованной литературы, интернет- ресурсов. Выполнение практических заданий, подготовка к ролевым играм. | Тема «Гостевой этикет». Изучение традиций гостеприимства народов мира и особенностей традиционного гостевого этикета народов Башкортостана. Усвоение правил приема гостей и требований к поведению воспитанного гостя. Изучение основных видов приемов. Усвоение принципов и правил подарочного этикета. | |||
Подготовка к семинарскому занятию. Самостоятельное изучение рекомендованной литературы, интернет- ресурсов. Выполнение практических заданий, подготовка к ролевым играм. | Тема «Столовый этикет». Изучение правил сервировки праздничного стола, поедания блюд, подачи и употребления напитков, правил поведения за столом, требований к ведению застольной беседы. Приобретение навыков красивого и достойного поведения во время любого застолья, особенно праздничного. | |||
Подготовка к семинарскому занятию. Самостоятельное изучение рекомендованной литературы, интернет- ресурсов. Выполнение практических заданий, подготовка к ролевым играм. | Тема «Семейный этикет». Усвоение нравственных основ семейных взаимоотношений. Понимание роли этикета в создании счастливой семьи. Изучение супружеского этикета, правил, регулирующих взаимоотношения между старшими и младшими в семье, между свекровью и невесткой, тещей и зятем | |||
Подготовка к семинарскому занятию. Самостоятельное изучение рекомендованной литературы, интернет- ресурсов. Выполнение практических заданий, подготовка к ролевым играм. | Тема «Деловой этикет». Понимание специфики делового этикета, взаимосвязи делового и служебного этикета. Изучение требований к внешнему виду делового человека, правил успешного собеседования при приеме на работу, ведения деловых переговоров, собраний и совещаний. Умение вести деловую переписку. Знание основ культуры взаимоотношений между сотрудниками, руководителем и подчиненными. | |||
Подготовка к семинарскому занятию. Самостоятельное изучение рекомендованной литературы, интернет- ресурсов. Выполнение практических заданий, подготовка к ролевым играм. | Тема «Этикет работника ресторанногобизнеса». Анализ понятия «профессиональный этикет», осознание его роли в формировании настоящего специалиста. Понимание взаимосвязи между общегражданским и профессиональным этикетом. Размышление о нравственных качествах, которыми должен обладать работник ресторанного бизнеса. Изучение этикета ресторанного дела, восприятие его как основы складывания благоприятных отношений в коллективе, достижения профессионального успеха. | |||
1-2 | Подготовка к зачетному тестированию | Изучение материалов лекционного курса, семинарских занятий и рекомендованных учебников по всем темам. | ||
Итого |
8 Образовательные технологии
8.1 Очное обучение
№ п/п | № модуля (раздела) | Наименование темы | Вид учебного занятия | Активные и интерактивные формы проведения обучения | Объем часы* |
Этикет как учебная дисциплина и социальное явление | ПЗ | Проведение круглого стола | |||
Культура поведения в общественных местах | ПЗ | Ролевые игры, моделирование и обсуждение конкретных ситуаций этикетного поведения | |||
Невербальный этикет и его роль в создании имиджа | ПЗ | Ролевые игры, моделирование и обсуждение конкретных ситуаций этикетного поведения | |||
Деловой этикет | ПЗ | Ролевые игры, моделирование и обсуждение конкретных ситуаций этикетного поведения | |||
Столовый этикет | ПЗ | Выполнение практических заданий, ролевые игры | |||
Итого: |
8.2 Заочное обучение
№ п/п | № модуля (раздела) | Наименование темы | Вид учебного занятия | Активные и интерактивные формы проведения обучения | Объем часы* |
Культура поведения в общественных местах | ПЗ | Ролевые игры, моделирование и обсуждение конкретных ситуаций этикетного поведения | |||
Столовый этикет | ПЗ | Выполнение практических заданий, ролевые игры | |||
Итого: |
9. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации
Оценочными средствами для текущего и промежуточного контроля являются опрос на семинарских занятиях, проверка выполнения практических заданий, проведение ролевых игр и зачетное тестирование.
Практические задания и ролевые игры
1 Подготовьте ролевые игры, показывающие, как следует себя вести: на улице, в общественном транспорте и в театре.
2 Продемонстрируйте этикетное поведение в библиотеке и коридоре университета.
3 Подготовьте ролевую игру, показывающую как должен вести себя студент, опоздавший на лекцию и семинар.
4. Покажите, как должен вести себя студент, вошедший в преподавательскую комнату, кабинет заведующего кафедрой или деканат с тем, чтобы решить тот или иной вопрос.
5. Изобразите жесты и позы, которые говорят о чувствах, настроении людей, их отношении к собеседнику.
6. Продемонстрируйте образцы некрасивой и красивой походки.
7. Изобразите, как не рекомендуется и рекомендуется сидеть и стоять.
8. Покажите технику приветствия знакомых в различных ситуациях.
9. Продемонстрируйте на конкретных примерах, какие формы обращения допустимы, а какие – нет.
10.Подготовьте игровые этюды, показывающие, как принято представлять людей друг другу.
11.Покажите примеры неправильного и правильного общения по телефону.
12.Изобразите ситуации, позволяющие понять, как не следует и следует делать комплименты.
13.Покажите, как следует сидеть за столом. Продемонстрируйте умение пользоваться столовыми приборами.
14. Оформите сервировку индивидуальной части стола согласно меню праздничного застолья:
а) закуски, суп, мясное блюдо, десерт;
б) закуски, рыбное блюдо, мясное блюдо, десерт.
15. Произведите сервировку чайного стола.
16. Подготовьте ролевую игру, демонстрирующую хорошие манеры поведения и общения в ресторане. Участники: молодая пара, официант, гардеробщик, посетители.
17. Составьте ресторанное меню для комплексных обедов, банкетов и фуршетов.
18. Подготовьте игровые этюды, показывающие, как следует правильно себя вести с подчиненными и клиентами в различных ситуациях делового общения.
Тематика контрольных вопросов для зачетного тестирования
1 Этикет как понятие.
2 Основные правила и принципы этикета.
3 Структура этикета.
4 Роль этикета в жизни общества.
5 Значение этикета в развитии интеллигентной личности.
6 Основные правила и принципы культуры поведения в общественных
местах.
7. Правила поведения на улице и в общественном транспорте.
8. Этикет в театре, концертном зале, кинотеатре и музее.
9. Ресторанный этикет.
10. Правила поведения в университете.
11. Общая характеристика средств невербального общения и их роль в формировании имиджа цивилизованного человека.
12. Культура внешнего вида. Деловой костюм.
13. Мимика, жесты, осанка, походка и их роль в общении.
14. Культура речи и её признаки.
15. Основные требования к ведению беседы.
16. Этикет при приветствиях, обращениях и знакомствах.
17. Культура телефонного разговора. Специфика делового общения по телефону.
18. Правила хождения в гости и приёма гостей.
19. Подарочный этикет.
20. Сервировка праздничного стола.
21. Правила поведения за столом.
22. Культура еды.
23. Напитки в застолье. Культура пития.
24. Чайное и кофейное застолье.
25. Мужчина и женщина: психологические особенности и культура взаимоотношений.
26. Добрачный этикет.
27. Этикет супружеской жизни.
28. Отношение в семье к старшим и младшим.
29. Свекровь и невестка, тёща и зять: культура взаимоотношений.
30. Деловой этикет и его основные принципы.
31. Этикет служебных отношений.
32. Подготовка и проведение деловых переговоров, собраний и совещаний.
33. Правила успешного собеседования при приёме на работу.
34. Этикет работника ресторанногобизнеса.
На зачете данные вопросы, сформулированные в общей форме, будут конкретизированы и распределены по тестовым заданиям. Например:
Принцип эстетической привлекательности поведения заключается:
а) в уважительном и доброжелательном отношении к людям
б) в стремлении поступать красиво в любой жизненной ситуации, быть привлекательным в глазах окружающих
в) в практической полезности действий и поступков человека
Главное правило поведения в общественных местах:
а) вести себя надо так, чтобы не мешать окружающим
б) за все проявления хорошего тона людей следует благодарить
в) приводить себя в порядок следует
в специальных помещениях
Во взаимоотношениях: мужчина-начальник и женщина-подчиненный первым здоровается:
а) мужчина
б) женщина
в) тот, кто вежливее
При разговоре с подчиненным начальник не должен:
а) просматривать свои бумаги, не относящиеся к делу
б) разговаривать по телефону
в) делать замечания профессионального характера
г) внимательно слушать собеседника