Оглавление
Введение
Глава 1. Необходимость и сущность доходов государственного бюджета
Сущность государственных доходов и доходов госбюджета
1.2 Роль бюджета в распределении и перераспределении национального дохода
Глава 2. Налоговая политика государства как фактор финансовой устойчивости
Сущность, роль и функции налогов. Проблемы налогообложения в РФ
2.2 Виды и значение основных налогов. Динамика поступлений доходов бюджетов всех уровней
Глава 3. Оптимизация неналоговых доходов бюджета
3.1 Виды неналоговых доходов
3.2 Роль и значение неналоговых доходов бюджета
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Прежде, чем говорить о доходах государственного бюджета Российской Федерации необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть и исследовать вопрос касающийся доходов государственного бюджета Российской Федерации. Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи: раскрытие сущности доходов госбюджета; роль госбюджета в распределении и перераспределении национального дохода; раскрытие сущности, роли и функций налогов; а так же рассмотрение неналоговых доходов.
|
В данной курсовой работе будет исследоваться Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, ФЗ "О федеральном бюджете", ФЗ "О федеральном бюджете на" а также работы отдельных авторов изучавших эту тему.
Глава 1. Необходимость и сущность доходов государственного бюджета
Сущность государственных доходов и доходов госбюджета
В качестве основы систематизации финансовых операций, обеспечивающей концептуальную базу для решения наиболее широкого круга задач при рассмотрении государственных финансов, может быть использована природа потоков денежных средств, поступающих в органы государственного управления и выходящая из них. Основными критериями, позволяющими объединить финансовые операции в однородные группы, являются следующие: поступления или платежи; возвратные или невозвратные; возмездные или безвозмездные; текущие или капитальные; финансовые активы или обязательства и их подразделение на приобретаемые в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью.
Доходы госбюджета как экономическая категория выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей организаций и населения в бюджет. По своему материально-вещественному воплощению доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти.
|
В соответствии с рекомендацией МВФ средства зачисляются в доход бюджета по моменту их фактического поступления (по кассовому методу). В России порядок зачисления определен ст. 40 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой "денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного бюджетного фонда".
Средства органов государственного управления, образующиеся за счет доходных операций, состоят из общих доходов и полученных официальных трансфертов. Агрегированную схему доходов и полученных официальных трансфертов можно представить в следующем виде.
I. Общие доходы и полученные официальные трансферты (II + VII)
II. Общие доходы (III + VI)
III. Текущие доходы (IV + V)
IV.
10000 Налоговые поступления
Налоги на доходы физических лиц, налоги на прибыль и прирост (увеличение рыночной стоимости) капитала
Отчисления в государственные социальные фонды
Налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда
Налоги на собственность
|
Внутренние налоги на товары и услуги
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции
Прочие налоги, сборы и пошлины.
Неналоговые поступления
Доходы от собственности и предпринимательской деятельности
Административные сборы и платежи, доходы от продаж
Поступления по штрафам и санкциям
Прочие неналоговые поступления
VI.
Доходы от операций с капиталом
Продажа основного капитала
Доходы от реализации государственных запасов
Доходы от продажи земли и нематериальных активов
Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников
VII.
Полученные официальные трансферты
От нерезидентов
От других органов государственного управления (дотации, субвенции и др.)
Применительно к этой схеме формируется классификация доходов бюджетов Российской Федерации, являющейся группировкой доходов всех уровней бюджетной системы. Она основывается на законодательных актах, определяющих источники доходов. Общие доходы состоят из текущих доходов и доходов от операций с капиталом. Текущие доходы образуются за счет налогов и текущих неналоговых поступлений.
Доходная часть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации и субвенции, а также заемные средства.
Закрепленные доходы - доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет. Регулирующие доходы - доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год.
В условиях бюджетного дефицита, когда для покрытия бюджетных расходов недостаточно собственных средств, исполнительные органы власти могут привлекать заемные средства, т.е. получать процентные или беспроцентные ссуды из иных бюджетов, по решению представительных органов власти в установленном порядке выпускать займы на инвестиционные цели на соответствующих территориях, брать краткосрочные кредиты коммерческих банков.
Особенностью заемных средств как источника бюджетных доходов является условие их возвратности.
Конкретный состав доходов и их объемы по каждому отдельному бюджету устанавливаются правовыми актами о соответствующем бюджете на каждый год. Итак, доходы госбюджета как экономическая категория выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств, и формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей организаций и населения в бюджет. Средства органов государственного управления, состоят из общих доходов и полученных официальных трансфертов, в свою очередь общие доходы состоят из текущих доходов и доходов от операций с капиталом, текущие же доходы образуются за счет налогов и текущих неналоговых поступлений.