Способы государственной поддержки и регулирование малого предпринимательства




 

Как показывает мировая и отечественная практика, малое предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянной поддержке со стороны государственной власти и местного самоуправления. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих малое предпринимательство. Ведущее место в системе правового обеспечения предпринимательства занимает принятие новой Конституции РФ. В ней изложены условия и принципы развития законного предпринимательства, установлены права и даны гарантии гражданам, занимающимся предпринимательской и иной, не запрещённой законом экономической деятельностью.

Гражданский кодекс с определёнными оговорками можно назвать экономической конституцией. ГК РФ устанавливает гражданские права и свободы, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, упорядочивает организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Для развития малого предпринимательства особое значение имеет реализация Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации «от 18 июня 1995 года №88-ФЗ. В федеральном законе говорится, что он направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещённой законом деятельности. Федеральный закон определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Закон действует на всей территории РФ в отношении всех субъектов малого предпринимательства, независимо от предмета и целей их деятельности и организационно-правовых форм и форм собственности.

Создание развитой инфраструктуры, поддержки и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства имеет важное значение, что подтверждается практикой высокоразвитых стран.

В России существуют различные направления поддержки и развития малого предпринимательства со стороны государственных (и негосударственных) структур: финансово-кредитная, имущественная, информационная, консультационная, поддержка инновационной деятельности, поддержка в области подготовки и подбора кадров, а также поддержка в области налогообложения и бухгалтерского учёта для малого предпринимательства.

В России создана на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ инфраструктура развития и поддержки малого предпринимательства и предпринимательства вообще. На федеральном уровне проблемами поддержки и развития малого предпринимательства занимаются такие министерства и государственные комитеты как: Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства; Министерство экономического развития и торговли; Министерство труда и социального развития; Министерство финансов; Министерство по налогам и сборам; Государственный таможенный комитет; Государственный комитет по статистике; Государственный фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Значительную роль в поддержке малого предпринимательства играют Торгово-промышленная палата РФ и торгово-промышленные палаты, действующие в регионах; Российское агентство поддержки малого предпринимательства и его региональные отделения, общественные объединения предпринимательства и др. Определяющее значение в структуре федеральных органов регулирования и поддержки малого предпринимательства занимают высшие законодательные и исполнительные органы власти: Президент РФ, Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство РФ и др.

В целях государственной поддержки и развития в стране инновационной деятельности в научно-технической сфере, постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 года №65 создан Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Основные задачи фонда:

- содействие проведению государственной политики реформирования рыночных отношений в научно-технической сфере путём поддержки содействия и развития инфраструктуры малого инновационного предпринимательства, поощрение конкуренции через привлечение финансовых ресурсов и их целевое и эффективное использование для реализации программ и проектов по созданию производства наукоемких продуктов;

- участие в разработке, проведении экспертизы, конкурсном отборе и реализации федеральных, региональных, отраслевых программ и проектов, обеспечивающих демонополизацию процесса создания и освоения новых технологий насыщения рынка произведёнными на их основе конкурентоспособными товарами;

- содействие созданию новых рабочих мест для эффективного использования имеющегося в РФ научно-технического потенциала;

- поддержка освоения и внедрения новых технологий и ноу-хау с использованием патентов и лицензий;

- привлечение на конкурсной основе субъектов малого предпринимательства отечественных и иностранных инвесторов к реализации государственных научно-технических программ и заказов.

Источники формирования средств фонда: бюджетные ассигнования в размере 1% средств, предусматриваемых ежегодно в федеральном бюджете на финансирование науки; добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций и граждан, в том числе иностранных юридических и физических лиц, иные поступления от деятельности фонда.

Фонд проводит различные открытые конкурсы на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям развития науки и техники.

Торгово-промышленная палата РФ (ТПП) содействует развитию национальной экономики, опираясь на богатые отечественные традиции и мировой опыт предпринимательства.

Основными задачами ТПП РФ являются:

- представление интересов российских предпринимателей в отношениях с органами власти;

- создание условий, необходимых для становления социально-ориентированной рыночной экономики;

- помощь в формировании правовой среды и инфраструктуры предпринимательства.

Также приоритетным направлением ТПП РФ является оказание практической помощи российским предпринимателям в установлении деловых связей с иностранными партнёрами. Тем самым палата содействует развитию экспорта товаров и услуг, привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику.

Объединяя 32 тысячи предприятий и общественных организаций, ТПП РФ способствует формированию благоприятного климата для предпринимательства в России.

В систему Палаты входят 173 территориальные торгово-промышленные палаты, 183 объединения предпринимателей и 61 коммерческая организация федерального уровня, около 350 предприятий и фирм, созданных с участием торгово-промышленных палат и образующих инфраструктуру предпринимательства на региональном уровне, 16 зарубежных представительств в 15 странах мира, 5 смешанных палат, образованных с другими странами.

В своей работе ТПП РФ опирается на активную позицию Департаментов и Комитетов ТПП РФ, а также на развитие основных видов деятельности: законотворческой, выставочно-ярмарочной, оценочной, экспертной, информационной и другие виды деятельности. Также палата проводит сертификацию продукции и систем качества, оформляет сертификаты происхождения товаров, осуществляет юридическое консультирование, организует обучение предпринимателей.

На заседаниях Комитетов ТПП РФ, тематических круглых столах, обсуждаются актуальные проблемы развития отраслей, а также аспекты взаимодействия бизнеса и власти. Способствуя этому диалогу, ТПП РФ проводит экспертизу правовых актов, разрабатывает и вносит для обсуждения и принятия предложения по развитию предпринимательства.

При Палате действует международный коммерческий арбитражный суд, Морская арбитражная комиссия, третейский суд. В ТПП РФ ведётся Реестр российских предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надёжности как партнёров для коммерческой деятельности в России и за рубежом, проводится также аккредитация иностранных фирм.

По результатам этой работы Палата ежегодно направляет Президенту РФ, Федеральному собранию и Правительству послание с предложениями по развитию экономики и предпринимательства.

Консолидированная позиция около 183 объединений предпринимателей, входящих в ТПП РФ, влияет на создание более благоприятного правового, инвестиционного и экономического климата в стране.

На данный момент в России принято необходимое законодательство по поддержке малого предпринимательства, однако большим рывком для нашей страны стало бы воплощение в жизнь всех принятых мер и программ поддержки. Это позволило бы России не только решить мелкие текущие проблемы, но и перейти на новый уровень экономического развития.

На поддержку малого бизнеса из федерального бюджета из федерального бюджета в 2005 году было выделено 1,5 млрд. руб., в 2006 году сумма удвоилась-3 млрд. руб. В 2007 году эта сумма составляет 4 млрд. руб.

В 2008–2010 гг. на финансирование программы государственной поддержки малого предпринимательства из бюджета Российской Федерации будет направляется 4 млрд. руб. ежегодно.

Приоритетными направлениями в сфере развития малого предпринимательства на период 2010–2012 гг. станут: реализация законодательства, определяющего участие субъектов малого предпринимательства в реализации государственного заказа, содействие созданию инфраструктурных объектов поддержки малого предпринимательства, ориентированных на поддержку вновь создаваемых объектов малого предпринимательства, специальные программы поддержки конкурентоспособных экспортно-ориентированных проектов, формирование благоприятных условий и поддержка институтов микрофинансирования (микрофинансирование - деятельность по предоставлению займов субъектам малого предпринимательства, в том числе и индивидуальным предпринимателям, которые не имеют доступа к банковским услугам, не имеют достаточного залогового обеспечения и соответствующей кредитной истории); формирование институциональных условий для развития кредитования предпринимательства банковскими учреждениями, развитие системы бизнес - инкубаторов для начинающих предпринимателей, совершенствование нормативно-правовой базы в целях сокращения административных ограничений и барьеров для предпринимательской деятельности; обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к недвижимому имуществу, находящемуся в государственной и муниципальной собственности.

Согласно умеренно-оптимистичному прогнозу развития экономики количество малых предприятий в 2012 году по отношению к 2008 году увеличится на 26% и составит 1300 тысяч единиц. Наиболее высокие темпы роста количества малых предприятий будут наблюдаться к 2012 году в сельском хозяйстве (на 37%) и транспорте (на 29%).

Если судить о финансовом кризисе как о долговременном явлении в мировом хозяйстве, в условиях стагнации и упадка промышленности малый бизнес становится наиболее перспективной сферой развития экономики. Ведь при распаде крупных предприятий-монополистов именно малое предпринимательство является главным рычагом поддержки экономики, резервом создания новых рабочих мест и источником пополнения государственного бюджета. Роль же государства состоит в том, чтобы с помощью различных антикризисных мероприятий и программ поддержки сохранить на плаву столь важный для экономики Ноев ковчег, построенный предприятиями малого бизнеса, который поможет стране справится с кризисом и повысить общее благосостояние нации.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: