КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина «Журналистика в этнокультурной сфере»
Тема: «Этнические процессы и их типология»
Выполнил: студент 211-52 гр. 1 курса
ИГОиС НХК
Фамилия Ларина
Имя Юлия
Отчество Александровна
Проверил:
преподаватель
Фамилия Бирюкова
Имя Наталья
Отчество Сергеевна
Сургут, 2015
Содержание
1. Сущность понятия этнос………………………………………………....3
2. Этнические системы……………..…………………………..…………...4
3. Этнические формы………………………………………………….........6
4.Этнические процессы ………………..……………………………......….7
5.Этнические объединения и разделения……………………….......…….8
Заключение……………………………………………………………..…..11
Список использованных источников………………………………….…12
Сущность понятия этнос
Этнос — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими, относительно стабильными особенностями языки, культуры и психики, а главное, сознанием своего единства и отличия от других народов (наличие этнического самосознания, этнической идентичности). Этнос как общность людей устойчив во времени, он выполняет функции защиты своих членов, функции формирования единых общих жизненных ценностей и норм поведения для своих членов.
В мире существует около 200 суверенных государств, а народностей насчитывается около 5000. Из этого следует, что государства, как правило, многонациональны. Так, в этническую структуру РФ входит свыше 130 наций, народностей и этнических групп (самая большая – русские – около 90 млн. чел., а самая малая – коряки – этническая группа в составе коряков – около 100 чел.). Этническая структура – это сеть устойчивых социальных отношений между этническими общностями: нациями, народностями, национальными и этническими группами государства. Типичным элементом этнической структуры являются национальные группы – группы людей, которые сохраняют этнические признаки нации и проживают за пределами своих национально-государственных образований или не имеют таковых. Если национальная группа не проживает компактно на территории другого государства, а находится в рассеянном состоянии, то ее называют диаспорой. Этнические группы, в свою очередь, это малочисленные народы в составе более крупных этносов, которые насчитывают от нескольких десятков, до нескольких сотен человек и сохраняют некоторые этнические признаки: диалект, некоторые бытовые традиции, территорию расселения – например, ороки на Сахалине, ненцы на п-ове Таймыр.
|
Этнические системы
Этническая система - является результатом эволюции этнической единицы более низкого порядка или деградации системы более высокого; она содержится в системе более высокого уровня и включает в себя системы более низкого. Различаются следующие виды этнических систем, в порядке снижения уровня этнической иерархии: супер-этнос, этнос, суб-этнос, конвиксия и консорция. Этнические системы более высокого порядка обычно существуют дольше, чем системы более низкого. В частности, консорция может не пережить своих основателей.
Супер-этнос – самая крупная этническая система, группа этносов, которые обладают элементами общего самосознания. Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Примеры: византийский, римский, мусульманский, американский супер-этносы.
|
Суб-этнос, конвиксия и консорция– части этноса, обычно жёстко привязанные к определённому ландшафту и связанные общим бытом или судьбой. Примеры: поморы, старообрядцы, казаки.
Ряд этнологов и историков (в особенности марксистского толка) проводит эволюционную линию так: род – племя – народность – народ – нация. Если народ = этнос, под народностью традиционно понимается объединение племён, но при этом понятийная граница между этносом и племенем размыта, то понятие нации стоит обособленно и остановиться на нем нам необходимо.
Нация (от лат. natio — племя, народ) – социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи, сложившаяся в результате становления государства, частью историков воспринимается как высшая фаза развития этноса, в которой данный этнос обретает суверенитет и создает собственную полноценную государственность. Другие видят в нации вариант супер-этноса. Может рассматриваться как форма этнической жизни индустриальной эпохи. Нация не обязательно объединена языком (бельгийская нация говорит на 2 языках, а швейцарская на 4), нация может быть мульти-культурной или мульти-конфессиональной (американцы, австралийцы), нация может делить язык с другой нацией (немцы (дойч) – и австрийцы). Однако нация, как правило соответствует государственному образованию. Таким образом, это в большей степени политологическое, правовое, историческое, но не этнологическое понятие.
|
Этнические формы
Химера - этническая форма и продукт контакта несовместимых (имеющих отрицательную комплиментарность) этносов, принадлежащих к различным супер-этническим системам. В её среде расцветают антисистемные идеологии. Этническая антисистема – целостность людей с негативным мироощущением (специфическое отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем, к уменьшению плотности системных связей).
Ксений - сочетание, при котором один этнос - "гость", вкрапление в теле другого, - живёт изолированно, не нарушая этнической системы "хозяина". Например, в Российской империи - колонии поволжских немцев, присутствие ксений безвредно для вмещающего этноса.
Симбиоз - сочетание этносов, при котором каждый занимает свою экологическую нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя свое национальное своеобразие. При симбиозе этносы взаимодействуют и обогащают друг друга. Это оптимальная форма контакта, повышающая жизни-неспособность каждого этноса.
Этнические процессы
Этническими процессами - процессы, при которых происходит изменение различных компонентов этноса: элементов духовной и материальной культуры, языка, социальной структуры, самосознания и др. Этнические процессы многообразны, поэтому их необходимо классифицировать. Прежде всего, следует выделить этно-эволюционные и этно-трансформационные процессы.
Этнические процессы делятся на две основные типологические группы: этническое разделение и этническое объединение. И то и другое, по-видимому, шло на протяжении всей истории человечества, однако если первое было особенно характерно для первобытной эпохи, то второе — для времени распада первобытнообщинного строя и более поздних исторических периодов.
В этно-эволюционном процессе при изменении отдельных компонентов этнос, или какая-либо его группа, остаются самими собой, так как не меняется их этническое самосознание.
При этно-трансформационном процессе самосознание изменяется, и этническая принадлежность человека становится иной.
Этнические объединения и разделения
Выделяют несколько форм этнического объединения - культурного и языкового сближения вовлеченных в этот процесс людей, а также нивелировка имеющихся между людьми различий.
Этническая фузия — процесс слияния нескольких ранее самостоятельных народов, родственных по языку и культуре, в объединенный новый, более крупный этнос. Пример – слияние восточнославянских племен в древнерусский этнос.
Этническая консолидация — внутреннее сплочение более или менее значительного этноса в ходе сглаживания различий между имеющимися внутри него локальными группами. Этот процесс характерен для подавляющего большинства крупных и средних этнических общностей.
Со временем этническая фузия переходит в этническую консолидацию, однако их сущность различна: первый процесс является этно-трансформационным и приводит к смене этнического самосознания, второй процесс — этно-эволюционный и не приводит к смене самосознания. Этническая ассимиляция — «растворение» прежде самостоятельного этноса или его части в среде другого, обычно более крупного народа. Этот процесс широко распространен в экономически развитых странах, где много иммигрантов, причем для ассимилируемой стороны — это этно-трансформационный процесс, для ассимилирующего народа — этно-эволюционный.
Ассимиляционные процессы протекают с разной скоростью в зависимости от сочетания таких факторов, как численность ассимилируемой группы, характер расселения этой группы и время пребывания в ассимилирующей среде, род занятий ассимилируемой группы и ее хозяйственные связи с основным населением, социально-правовое и семейное положение ассимилируемых, наличие или отсутствие контактов с родиной, отношение к ассимилируемой группе окружающей этнической среды, близость по языку, культуре, религии, облику.
Этническая конвергенция — ассимиляционный процесс взаимодействия двух очень близких друг другу по языку и культуре этносов, в этом случае процесс резко интенсифицируется и приобретает ряд черт, сближающих его с консолидацией и фузией.
Межэтническая интеграция — взаимодействие внутри государства или крупного региона нескольких существенно различающихся между собой по языку и культуре этносов, которое приводит к появлению у них ряда общих черт. В результате складываются не этносы, а особые межэтнические общности, которые лишь в отдаленной перспективе могут слиться (а могут и не слиться) в единый народ. Такие общности представляют собой супер-этнос. Эти процессы присущи всем длительно существующим полиэтническим государствам. Они в той или иной форме были характерны для Римской империи, Византии, Российской империи, СССР и т.д.
Этногенетическая миксация — редко встречающийся тип трансформационного этно-объединительного процесса, в ходе которого новый этнос образуется путем слияния народов, не связанных родством. В качестве примера можно привести этническую историю США, где смешение различных по происхождению, но принадлежащих к одной расе переселенцев из Европы, было дополнено включением в процесс представителей других этносов и рас как аборигенного происхождения, так и прибывших из Африки и Азии. В результате сложилась новая этническая общность, которую называют североамериканской нацией.
Этно-разделительные процессы протекают по двум типам. Это может быть разделение ранее единого этноса на несколько частей, каждая из которых осознает себя как некая новая общность. Такой процесс получил название этнической парципации, или дивергенции. Но даже при сохранении этноса от него может отколоться какая-то часть, потенциально способная перерасти в самостоятельный этнос. Этот процесс сегодня более распространен и называется этнической сепарацией.
Этническая сепарация – отделение от этнической общности сравнительно небольшой части, которая со временем превращается в самостоятельный этнос. Этот процесс вызывают различные причины — переселение группы исходного этноса, политико-государственное обособление небольшой части народа, религиозное обособление этнической группы. Так, английские пуритане, приехав в североамериканские колонии по религиозным соображениям, стали основой североамериканской нации, а английские каторжники и ссыльные — основой австралийской. Скандинавы-русы также пример этнической сепарации.
Заключение
В современных антропологических исследованиях термин «транс-национализм» занял прочные позиции в описаниях мировых тенденций развития. Деньги, труд, образы и стили жизни, информация и идеи не знают сегодня границ. Вместе с тем, тенденции глобализации отнюдь не означают кризиса национальности. Более того, национальные и этнические проблемы являются одними из наиболее острых и болезненных в современном мире. Это явление (получившее в литературе название «этнического парадокса») стало своеобразной реакций на тенденции нарастающей унификации духовной и материальной культуры в условиях глобализации. В результате, сегодня человечество столкнулось с проблемой актуализации различий – не только национальных, но и культурных, гендерных, расовых, религиозных. Несмотря на мощные интегративные тенденции, универсализм не вытесняет партикуляризма, а лишь дополняет его. Таким образом, для современного человечества особую значимость приобрела проблема сочетания универсальных принципов и ценностей с позитивным (а не просто нейтральным) отношением к различиям (в том числе, этническим).
Список литературы
1. https://www.google.ru Интернет.
2. Арутюнян Ю.В. и др. Этносоциология. уч. пос. для ВУЗов. М. 1998.
3. Тавадов Г.Т. Этнология. Учебник для вузов. М.: Проект. 2002.
4. Этнология: Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Г.Е. Маркова и В.В. Пименова. М., 1994.
5. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987.