Введение в статистику
1. Статистика как наука. Задачи статистики.
2. Предмет, основные понятия и категории статистики.
3. Методы статистики и этапы статистического исследования.
I. Статистика как наука. Задачи статистики.
Термин «Статистика» произошел от латинских слов: stato – государство и status – положение вещей, политическое состояние.
Только к XVIII веку статистика оформилась как наука. К этому времени возникли 2 научные статистические школы (направления).
Первое направление возникло в Германии и известно как Государствоведение или описательная школа.
Основоположником данной школы был немецкий ученый Герман Конринг (1606 – 1681). Он ввел преподавание учебной дисциплины «Государствоведение» в университетах Германии. Его последователь Готфрид Ахенваль (1719 – 1772) заменил название дисциплины на «Статистика».
Второе направление возникло в Англии под названием «Политическая арифметика».
Его представители: Джон Граунт (1620 –1674), Э. Галлей (1656 – 1742), Уильям Петти (1623 – 1687) заложили основы теории статистического счета, т.е. от описания явлений и процессов перешли к их измерению и исследованию.
У. Петти попытался оценить национальное богатство и национальный доход страны.
В начале XIX века возникло третье направление статистической науки – статистико-математическое.
Основатель этого направления бельгийский статистик А. Кетле (1796 – 1874) обосновал идею использования закономерностей, выявленных из массы случаев для познания общественных процессов, тем самым, положив начало использования теории вероятностей в статистических исследованиях.
В настоящее время статистика как наука представляет собой целостную систему научных дисциплин:
1. Теория статистики.
Это наука о наиболее общих принципах и методах статистического исследования социально-экономических явлений.
2. Экономическая статистика и её отраслевые статистики.
Они изучает экономику народного хозяйства в целом и отдельных его отраслей: промышленности, сельского хозяйства, лесного хозяйства, транспорта, связи, строительства, торговли и других.
3. Социальная статистика и её отраслевые статистики.
Они изучают социальные явления: население, политику, образование, культуру, искусство, здравоохранение, науку и другие.
Основные задачи статистики на современном этапе:
1. Всестороннее изучение происходящих в обществе экономических и социальных процессов на основе научно обоснованной системы показателей.
2. Обобщение и прогнозирование текущего развития общества.
3. Выявление имеющихся резервов эффективности общественного производства.
4. Своевременное обеспечение надежной информацией законодательной власти, управленческих, исполнительных и хозяйствующих структур, а также широкой общественности.
Практическое решение этих задач осуществляет система органов государственной статистики.
Система органов государственной статистики в РФ образована в соответствии с административно-территориальным делением страны.
Главным статистическим органом России является Федеральная служба государственной статистики (Руководство осуществляется Правительством РФ). Она осуществляет руководство всей статистической деятельностью в стране, организует сбор, обработку и анализ данных о развитии страны, предоставляет органам государственного управления официальную информацию о социально-экономическом развитии страны.
Госкомстату подчиняются комитеты по статистике территориальных единиц:
1. Республиканские комитеты – в республиках входящих в РФ.
2. Государственные комитеты по статистике – в автономных областях и округах, краях и регионах, г. Москва и Санкт-Петербург.
В свою очередь им подчинены управления (отделы) государственной статистики, расположенные в городах и районах.
Координация статистических служб в странах СНГ осуществляется созданным в 1992 году Статистическим комитетом СНГ.
Работа статистических служб в мире координируется Статистической комиссией при ООН.
II. Предмет, основные понятия и категории статистики.
Статистика – это наука, изучающая количественную сторону качественно определённых массовых общественных явлений и закономерности их развития в конкретных условиях места и времени.
Основные черты предмета статистики:
1. Изучаются массовые общественные явления (социальной статистикой – население и его общественная деятельность, экономической – количество произведенной в стране продукции услуг), на основе изучения отдельных процессов и явлений их составляющих.
2. Изучается количественная сторона массовых общественных явлений (дается их цифровая характеристика).
3. Изучается количественная сторона общественных явлений в неразрывной связи с их качественным содержанием и переход количественных изменений в качественные (количественные изменения в структуре экспорта и импорта товаров свидетельствуют о качественных изменениях в экономике страны).
4. Изучается количественная сторона общественных явлений в конкретных условиях места и времени, а также изменении их во времени и в пространстве (численность населения, объем производства и другие).
5. Изучаются количественные связи между общественными явлениями (теснота связи, сила влияния и другие).
Основные категории статистики:
1. Статистическая совокупность.
Это множество однокачественных единиц с отличающимися индивидуальными признаками.
Пример:
- совокупность населения или его отдельных контингентов (трудоспособное население, пенсионеры, сельское и городское население);
- совокупность предприятий (промышленности, сельского хозяйства, торговли, малых и средних и других);
- совокупность работников (отдельного предприятия, отрасли или сектора экономики).
2. Единицы совокупности. Это элементы, множество которых образует изучаемую совокупность.
Пример:
- единицей совокупности пенсионеров является отдельный пенсионер;
- единицей совокупности предприятий является конкретное предприятие;
- единицей совокупности работников является конкретный работник.
3. Признак.
Это свойство, особенность единиц совокупности по которым судят о явлении в целом.
Пример:
- признаком предприятия являются: объем производства, прибыль, себестоимость, количество персонала, основных и оборотных фондов и другие;
- признаком человека являются: пол, возраст, национальность, уровень образования и другие.
Выделяют 2 основные группы признаков:
1) Качественные (атрибутивные) признаки. Это признаки, выраженные смысловыми понятиями.
Пример:
- признаки населения: а) по полу: мужской и женский; б) по уровню образования: среднее, среднеспециальное, высшее.
- признаки специализации магазинов: продовольственные и непродовольственные.
2) Количественные.
Это признаки, выраженные числовыми значениями.
Пример: возраст, стаж работы, зарплата, объем производства, цены и другие.
4. Показатель.
Это количественная оценка свойства изучаемого явления.
В зависимости от целевой функции они делятся на 2 основных вида:
1) Учётно-оценочные. Они дают статистическую характеристику размера качественно определенных общественных явлений в конкретных условиях места и времени.
В зависимости от специфики изучаемого явления они отображают:
а) объемы распространения явления в пространстве.
Пример: объем розничного товарооборота в 1990 году составил 264 млрд. руб.
в) достигнутые на определенную дату уровни развития.
Пример: численность населения России составила на начало 1991 года 148,5 млн. чел.
2) Аналитические показатели.
Применяются для анализа статистической информации и характеризуют особенности развития изучаемого явления.
Это: а) относительные величины;
б) средние величины;
в) показатели вариации;
г) показатели динамики;
д) показатели структуры;
е) показатели взаимосвязи.
5. Система показателей.
Это совокупность показателей, связанных между собой и расположенных в логической последовательности.
Она охватывает все стороны жизни общества как на макроуровне (страна, регион) так и на микроуровне (предприятие, фирма, домохозяйство, семья).
Пример: система показателей сельского хозяйства:
а) показатели ресурсов (производства площадь сельскохозяйственных угодий, численность работников, стоимость ОПФ и другие);
б) показатели объемов производства (валовой сбор зерновых, производство свинины, говядины и другие);
в) эффективности производства (прибыль, уровень рентабельности, производительность и другие).