или о чем говорит тело в современных детективных сериалах?




Между молчанием и красноречием,

 

Тело, как неизменная физическая составляющая жизни, в разные культурные и исторические моменты жизни человечества репрезентировалось, расценивалось и понималось по-разному. Красота и уродство тела, здоровье и болезни тела, тело человека и тело бога, тело мужчины и тело женщины, тело ребенка и тело взрослого человека, тело живого человека и тело мертвого человека, тело человека и тело коллектива, тело человека и тело животного, ценность тела и стоимость тела… - эти и другие оппозиции, выдвигаясь или, наоборот, уходя из поля внимания, получая ту или иную интерпретацию, являются, собранные воедино, уникальным психофизическим портретом каждой эпохи и каждой культуры.

20 век, как и предшествующие ему столетия, проявляет устойчиво высокий интерес к человеческому телу. Но отличие его от предыдущих эпох, как представляется, связано с повышенным вниманием медиков и философов к телу. С того момента, как Фрейд заговорил о теле как о проводнике бессознательного, а Гуссерль определил тело как «колыбель» любого значения, телом проверяют психическую, физическую и экзистенциальную состоятельность человека. С момента же зарождения кинематографа, особенность которого состоит в том, чтобы «записывать тела на пленку и рассказывать истории с их участием» (334), тело становится, с одной стороны, эффективным способом воздействия на широкую аудиторию, а с другой стороны, тело как таковое, вне связи с человеком, становится героем массового сознания.

Именно так изображается тело в современных детективных сериалах, содержанием которых, по закону жанра, становится расследование загадочной смерти человека. Среди наиболее популярных детективных сериалов назовем «Диагноз: убийство» (1993), «Чисто английские убийства» (1997), «CSI» (2000), «Кости» (2005), «Правосудие Декстера» (2006), «Расследование Мердока» (2008), «Леди детектив Мисс Фрайни Фишер» (2012), «Доктор Блейк» (2013) и др. Для своего доклада я отобрала несколько сериалов, и я буду представлять их не по времени их премьеры, а по тому времени, которое в этих фильмах изображено.

Детектив Мердок* работает в полицейском участке Торонто (Канада) и, интересуясь новинками современной для него науки, ведет расследования с помощью современных для него методов криминалистики**. В частности, Мердок учитывает ту информацию, которую, изучая тело погибшего, собирает судебный доктор, Джулия Огден. Она тщательно исследует поверхность тела с помощью лупы, а также производит вскрытие тела***.

Эксцентричная Фрайни Фишер_*, наслаждающаяся своей молодостью, красотой, богатством и социальным статусом незамужней леди, имеет тягу к опасным приключениям. Такими приключениями становятся таинственные убийства, которые она успешно разгадывает**. Так же, как и Мердок, Фрайни Фишер опирается на сведения, полученные в морге во время вскрытия. При этом посещение морга и способность не упасть в обморок во время разглядывания мертвого тела в компании с врачом - это проявление кричащего свободомыслия героини и незашоренности ее взглядов.

Доктор Блейк*, вернувшийся в родной Балларат (Австралия) после Второй мировой войны, работает патологоанатомом и, в силу профессии, вынужден время от времени ставить под сомнение названную полицией причину смерти человека, тело которого он уже анатомировал, и проводить собственное расследование**. Как видим, в отличие от детектива Мердока и леди-детектива Фрайни Фишер, доктор Блейк не знакомится с результатами вскрытия, а сам производит это вскрытие. Сквозным мотивом всех эпизодов этого сериала является при этом не вскрытие на разных его этапах, а осмотр***. К мертвому телу доктор Блейк относится как к живому человеку, боясь оскорбить его нескромным взглядом. Тело наделено в его сознании безусловной аксиологический значимостью.

Сотрудники криминалистических лабораторий* Лас Вегаса исследуют место преступления и изуродованные жестокими убийствами человеческие тела. Специалисты своего дела, они не смущаются степенью разложения трупа. Из едва остывших тел вынимаются всаженные в них орудия убийства, замумифицированные останки разрезаются на фрагменты, которые погружаются в специальные растворы, в полуразложившийся уже жидкий труп погружают руки, чтобы найти твердый предмет, раздвигают грудную клетку и брюшную полость и достают внутренние органы, которые потом внимательно изучают… Смущение или чувство вины, которое испытывал Доктор Блейк в 50-60 годы, неведомо специалистам рубежа 20-21 веков. Тело, которое воспевали и проклинали художники и мыслители, утрачивает актуальность. Тело убитого человека - это это лишь тело, которое подлежит обязательным манипуляциям, могущим быть воспринятыми неподготовленным зрителем даже как кощунственные. Показанные крупным планом, сцены анатомирования демонстрируют идею абсолютной прозрачности человеческого тела, его неприглядной и непоэтической материальности. Это биологический материал.

Почему же CSI столь популярен, что на сегодняшний день действие этого сериала развивается не только в Лас Вегасе, как это было изначально, но и в двух дополнительных городах - в Нью Йорке и Майями? Думается, объяснением и оправданием этого натурализма является десакрализация человеческого тела. За телом стоит не Бог как его творец, а его «хозяин» - убитый человек. И если детектив Мердок, Фрайни Фишер и Доктор Блейк исследовали тайну его смерти (и сериалы так и называются - «mysteries »), то сотрудники криминалистических лабораторий занимаются научным исследованием (Crime Scene Investigation). Их работа - это не головоломка, которую разгадывает Мердок, это не приключение, в которое пускается Фрайни Фишер, это не восстановление попранной правды, чем занят доктор Блейк. Это единственный, по своей запредельности граничащий с чудом, способ узнать правду с помощью молчащего тела. Это способ диалога с умершим человеком, которому есть что сказать языком своего мертвого тела.

Любопытно заметить, что сериалы, сориентированные на воссоздание современности, изображают работу команды, находящейся на госслужбе, в то время как сериалы исторические показывают действия одного человека, не согласного с мнением госвластей (в лице, например, шерифа). Работа талантливых одиночек, готовых идти против системы, неизменно опирается на их представление об уникальности и безусловной ценности каждого человека. Погружаясь в разгадывание тайны (mystery) чьей-то смерти, эти люди сталкиваются с еще одной мистерией - божественной тайной человеческого тела. Работа же госструктуры эту тайну не видит. Задача работы современной группы - сбор материала, среди которого на равных позициях находятся одежда, вещи и тело убитого человека.

Можно ли говорить в таком случае об утрате современным миром чувства сакрального в приложении к физической стороне жизни? Ответ на этот вопрос, думается, должен быть отрицательным. Все перечисленные сериалы являются действующими проектами и пользуются высокой популярностью. Все они - часть современной массовой культуры. И каждый самим фактом своей популярности говорит о значимости темы тела в современной культуре, готовой ценить тело как в духовном, религиозном, так и в более приземленном, но от этого в не менее значимом гуманистическом ключе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: