Дифференцированный зачет
По дисциплине ОП.04. «Живопись с основами цветоведения»
Студент (ка) группы № 5461 Киселёва Елена Алексеевна
Специальность 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Преподаватель: Янченко Т.Г.
Белово, 2017
Формируемые компетенции
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции:
ПК 1.4. Разрабатывать колористическое решение дизайн-проекта.
План:
Природа и основные свойства цвета
(определение понятия живопись, ее виды, жанры, цветовой спектр, светлота, тон, насыщенность, основные цвета, производные цвета, локальный цвет, обусловленный цвет, теплый цвет, холодный цвет);
Теоретические основы работы с цветом
(техники письма: лессировка, по-сырому, алла-прима, пуантель, заливки, раздельный мазок);
Особенности психологии восприятия цвета и его символика.
Принципы гармонизации цветов в живописи.
Список информационных источников.
Вопросы.
Практическая часть:
1. На форматах А-4 выполнить этапы ведения работы над натюрмортом.
2. На отдельном листе Ф.А-4 выполнить колористическое решение своего натюрморта из 12 порогов цвета.
Природа и основные свойства цвета
1.1 Понятие живопись
Живопись (от рус. «живо» и «писать») – один из видов изобразительного искусства, заключающийся в создании живописных полотен, наиболее полно и жизнеподобно отражающих действительность посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность.
1.2 Виды живописи:
· станковая (мольбертовая) – живопись, выполняемая на станке (мольберте), в качестве материальной основы использует дерево, картон, бумагу, холст.
· монументальная – особый вид живописных произведений большого масштаба, украшающих стены и потолки архитектурных сооружений.
· декоративная – живопись, применяющаяся для украшения зданий, интерьера в виде красочных панно, которые реалистическим изображением создают иллюзию прорыва стены, зрительного увеличения размеров помещения или, напротив, нарочито уплощенными формами утверждают плоскостность стены и замкнутость пространства.
· театрально-декоративная (декорации, костюмы, грим, бутафория, выполненные по эскизам художника) – живопись, помогающая глубже раскрыть содержание спектакля.
· миниатюрная – живопись маленьких размеров (иллюстрации-миниатюры, небольшие портреты и т.д.).
· иконопись - вид живописи, предназначенный для создания священных изображений — икон.
1.3 Жанры живописи:
o б атальный (от фр. batalle – битва) – жанр изобразительного искусства, изображающий битвы, сражения, военные походы; характерна многоплановость, наличие множества персонажей;
o портрет – изображение человека с передачей его внутреннего мира, различают групповой, индивидуальный и парадный портрет, а также автопортрет;
o натюрморт (от фр. – мёртвая природа) – изображение предметов быта, фруктов, животных, овощей, птиц;
o пейзаж – жанр, в котором на полотне изображены картины природы. Включает в себя городской, морской и др. виды;
o ню – изображение обнажённого человеческого тела;
o исторический – жанр живописи, берущий начало в эпоху Ренессанса и включающий в себя произведения не только на сюжеты реальных событий, но также мифологические, библейские и евангельские картины;
o былинный – жанр изобразительного искусства, в котором изображаются сцены из былин и народного фольклора;
o мифологический (от греч. Mythos – предание) – изображение сюжетов древних сказаний и древнегреческих мифов;
o бытовой (жанровая живопись) – изображение простых сцен из повседневной жизни; характерна простота и реалистичность;
o пастораль – жанр, который возводит простую сельскую жизнь в иную ипостась, приукрашивая её и обожествляя;
o анималистика (от лат. Animal – животное), анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются животные;
o аллегорический жанр (от греч. Alegoria – иносказание) – жанр ИЗО, в котором в худ. Произведение закладывается скрытый и тайный смысл;
o религиозный – жанр изобразительного искусства, основными сюжетами которого являются эпизоды из Библии и Евангелия.
1.4 Цветовой спектр – цветная полоса, полученная в результате опыта: если пропустить узкий пучок света через стеклянную призму и позади неё поставить белый экран, то мы увидим на экране цветную полосу, состоящую из красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового цветов.
1.5 Основные свойства цвета (светлота, тон, насыщенность):
Светлота – признак, определяющий светлее или темнее цвет по отношению к самому себе. Субъективная яркость участка изображения, отнесённая к субъективной яркости поверхности, воспринимаемой человеком как белая.
Тон – определённое название цвета, преобладающее монохромическим излучением. Направление вектора цветности.
Насыщенность – интенсивность определённого тона, степень визуального отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического цвета.
1.6 Основные цвета:
- желтый;
- синий;
- красный.
1.7 Производные цвета – цвета, получающиеся путём смешивания основных цветов (цвета образуются путем смешения основного и рядом стоящего дополнительного цветов):
- желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый
1.8 Локальный цвет – чистый цвет предмета; тон, который в сознании связан с предметом (например, помидор – красный, огурец – зелёный).
1.9. Обусловленный цвет - цвет, отражающий условия освещения, изменённый под воздействием освещения, окружающей среды, пространственного удаления. Собственные цвета предметов, нанесенные в первой стадии, присваивают им нрав плоских силуэтов. Обусловленные окружающей средой цвета, нанесенные во 2-ой стадии, присваивают предметам выражение трехмерности.
1.10 Теплый цвет – красные, жёлтые, оранжевые и все цвета в которых имеется хотя бы частичка этих цветов.
Холодный цвет – синий, голубой, зелёный, фиолетовый и цвета, которые можно получить от смешивания с этими тонами.