Foxbat против “Чёрной Птицы”.




Истребитель-перехватчик МиГ-25

За гранью возможного

1 мая 1960 года опрокинуло все тактические самолётостроительные концепции. Сбитый на 23км высоте американский разведчик прозвучал тревожным звонком для авиастроителей всего мира. Во-первых – малоскоростные бомбардировщики могут летать на недоступных для истребителей высотах. Во-вторых в СССР появились, значит, скоро появятся и в США ЗРК, способные уничтожать сверхвысотные цели. Нужен был самолёт абсолютно новой идеологии, аналога которому в мире ещё не было. И уже через 5 лет такой самолёт появился в СССР. Созданный в обстановке строгой секретности, ровесник американского “Фантома” был и вправду уникальным самолётом. С минимальной боевой нагрузкой в две ракеты Р-40 он достигал скорости в М3 на высоте в 28 000метров. На таких высотах угол атаки лопаток обнулялся, изменялся контур воздухозаборника, и двигатель становился прямоточным. В середине 60ых годов никто не верил, что можно создать двухрежимный двигатель, считая, что при переходе с турбореактивного режима на прямоточный самолет, почти наверняка, потерпит аварию. Но, несмотря на всё, секретным этот самолёт оставался всего 8 лет. Во Вьетнаме “Фантомы” и МиГ-21 сходились в смертельной карусели, а на Ближнем Востоке разгорался пожар новой войны. И, если американцы уже поняли, что поражение во Вьетнаме неизбежно, то чаша весов конфликта 1973года всё время колебалась то в пользу арабов, то в пользу евреев. Наконец, египетские войска отвоевали оккупированный Израилем в 1956году Синайский полуостров.МиГ-21 получил новые “аэродромы подскока” – израильские “Миражи” и “Фантомы” несли большие потери – теперь бомбы сыпались и на израильские города. С другой стороны, Сирия – из-за отвесных скал звенья МиГов обрушивались на противника, Израиль не мог эффективно прикрыть с воздуха свои танки на сирийском направлении. Египет, в отмщение за вероломную “Шестидневную войну” разместил на Синае уже к 1973 году устаревшие, но тем не менее – смертоносные ракеты Р-17 – “СКАД”. Попадание одной боеголовки сметало квартал Тель-Авива, а охота “Фантомов” за СКАДами слишком дорого обходилась израильской авиации. И тогда, израильская военщина, не умеющая достойно проигрывать, решила применить “Ultima argumentum” - ударить по Каиру и Дамаску ракетами “Иерихон” с 30Кт ядерной боевой частью. Даже бессменный союзник и поставщик оружия Израилю – США не смогли отговорить израильское руководство от этого безумия. На Ближнем Востоке назревала ядерная катастрофа. Нужно было запугать израильское руководство неотвратимостью полномасштабного возмездия – но как? Брежнев не решился продемонстрировать Израилю русский ядерный кулак – аналитики убедили генсека в том, что планируемый ядерный удар по Израилю 1Мт Р-16 может привести к “ограниченному обмену”, а то и к глобальной ядерной войне между СССР и США. Ситуацию спас МиГ-25 “Русский сюрприз”.

“Самаил” против ядерной угрозы.

…Израильские радиолокаторы известили силы ПВО и ВВС о приближении к Тель-Авиву объекта на высоте 26км со скоростью в М2,65. Генералы недоумевали – что же это может быть? Тем не менее, на перехват было поднято звено из четырёх “Фантомов”. Они шли навстречу МиГ-25 разбившись на две пары. МиГ открыл огонь первым, выпустив “по одной из целей” с 27км обе ракеты: радарную Р-40Р и тепловую Р-40Т. Несовершенный, созданный в 1965 году радиолокатор МиГа распознал две цели, как одну, что сыграло с израильскими “Фантомами” злую шутку. “Фантомы” выпустили по две “Спэрроу” с высоты 19км – выше подняться они не могли – ракеты с аэродинамическими рулями не были способны маневрировать в разрежённом воздухе по выработке топлива. В то же время Р-40ТД буквально “испарила” ведомый “Фантом” первой пары, а Р-40Р обдала стальным дождём тяжёлых осколков ведущего – пилоты второго самолёта сумели катапультироваться. Потеряв две машины, израильтяне предприняли ещё одну безуспешную атаку – ракеты “засыпались” не способные к маневру на большой высоте – и пошли на посадку. В это время МиГ-25 взяли на сопровождение расчёты двух зенитных комплексов “Хок”. В небо взмыли 6 ракет. Но полегчавший на 900кг и уменшивший мидель (лобовое сопротивление) МиГ поднялся на высоту в 28км и развил скорость до М2,8. На высоте в 26км, на два километра ниже МиГа, один за другим сработали самоликвидаторы “Хоков” - 26км была их предельная досягаемость по высоте. В воздух поднялись четыре звена “Миражей” – предельно облегчённые, недозаправленные, они несли только по одной ракете под фюзеляжем, были способны подняться до 24км и атаковать МиГ ракетами М-530 с таким расчётом, чтобы перехват произошёл до выработки топлива. Одно звено стартовало сзади, два брали МиГ в клещи с флангов, четвёртое звено летело навстречу советской машине. Но пилот МиГа успел выполнить свою миссию до конца – на центральные кварталы Тель-Авива были сброшены две 500литровые объемно-детонирующие бомбы, стёршие с лица земли два квартала делового центра города. МиГ “похудел” ещё более чем на тонну, к тому же, истратил немало топлива и не имел более никаких подвесок, увеличивающих мидель – истребитель на скорости поднялся до 30км и развил на форсаже горизонтальную скорость до М3,2 (что зафиксировали израильские радиолокаторы) Оторвавшись от трёх звеньев “Миражей”, МиГ-25 пролетел в 6км над звеном, вылетевшим ему навстречу, и 3 ракеты “Матра-530”, как и 12“Сперроу” неуправляемо посыпались на землю. Только ведущий звена миражей сделал отчаянную “свечку” и выстрелил с 26км по МиГу свою М-530. Однако, несмотря на то, что ракета достигла 30км высоты, она не смогла перехватить цель, летящую на скорости более М3, тем более, когда МиГ отвернул на 30°. А судьба отчаянного израильского полковника сложилась трагически. Для радара одного из комплексов “Хок” радиотени “Миража” и МиГа совместились, и одна из трёх зенитных ракет прямым попаданием поразила “Мираж”, который, потеряв подъёмную силу на резком наборе высоты, перешёл в крутое пикирование. А МиГ-25, тем временем, приземлился на египетском аэродроме. Правда, набрав М3,2 на форсаже пилот безнадёжно “сжёг” собственные двигатели, после чего, перехватчик был направлен морем в СССР на ремонт. Израильские генералы были в смятении – потеряв три истребителя (один от собственной ЗУР), атаковав одиночную цель пятью звеньями истребителей, которые произвели пуск 16 ракет средней дальности, атаковав цель 9ю самыми считавшимися в НАТО мощными зенитными ракетами, ни ПВО ни ВВС Израиля не смогли защитить центр своей столицы (фугасная волна ОДАБ как метлой смела пять 16-ти этажных зданий, погибло около 300 человек) от ВСЕГО ОДНОГО самолета. Его не доставали ни по высоте, ни по скорости зенитные ракеты, его практический потолок был на такой высоте, где аэродинамические рули РВВ и ЗУР теряют свою эффективность. А на следующий день над Тель-Авивом появились ещё четыре МиГ-25 - каждый - с двумя ОДАБ-500 и двумя РВВ. Истребители летели на высоте 28км и скорости М2,8 – то есть, они заранее были недоступны ЗРК и истребителям. Израильтяне, всё равно подняли на перехват два звена “Фантомов” и четыре звена “Миражей”, которые “только палили ракетами в небо, да жгли керосин”. Ещё 8 бомб упали в центре Тель-Авива. В это же время, через американских дипломатов (СССР не поддерживал дипломатических отношений с Израилем) Тель-Авив получил ультиматум Москвы – в случае применения Израилем ядерного оружия новые МиГ-25 с территории Египта и Сирии сровняют с землёй все крупные израильские города, что обернётся стотысячными жертвами, и поставит под вопрос существование государства Израиль. Даже самые агрессивные израильские военные понимали – это не блеф – МиГ-25, прозванный Самаилом – Ангелом Смерти, Израилю просто нечем перехватить. Ядерная война была предотвращена.

“За ЦСКА”

Когда об уникальной машине уже хорошо знали на Западе, рассекреченный перехватчик стал рекордсменом. В 70ых годах на нём было установлено 25 мировых рекорда. Три из них не побиты до сих пор!

Заочная битва

В ходе ближневосточного конфликта 1978г. даже "бомбардировочные" Миг-25РБ, всё вооружение РВВ которых было ограничено четырьмя Р-60М, сумели сбить 12 израильских перехватчиков(в основном - “Фантом” и “Мираж”), сбросив, в порядке "Операции "Возмездие" (в ответ на обстрел дальнобойной артиллерией Израиля с Голанских высот центра Дамаска) 24 ОДАБ-500, общим тротиловым боекомплектом в 56тонн. Во время Ирано-иракской войны МиГ-25 с новой РЛС “Сапфир-М” одержал немало побед над истребителями “Кфир”, “Мираж”, “Фантом”, F-15, даже над иранскими перехватчиками F-14, “Томкет”, созданных в Америке, отчасти, специально для противодействия МиГ-25, причём, почти без потерь. “Чёрным днём” МиГ-25 был Сирийско-израильский конфликт 1982года, когда в ходе боёв в долине Бекаа самолётами F-15 “Игл” были сбиты два МиГ-25, которые, в свою очередь, не записали на свой счёт ни одной победы. Пожалуй, израильский генерал ВВС откровенно лукавил, говоря, что “Не знает, в чём МиГ-25 превосходит F-15 “Игл”. На самом деле, МиГ-25 имел значительное преимущество в высотности и скорости, только вот между отвесных скал долины Бекаа, за которыми скрывались самолёты противника, ему трудно было воевать. МиГ-25 – высотный перехватчик, не созданный для высокоманевренных боёв на дозвуке, тактически в боях над долиной Бекаа МиГу-25 не было места. Зато Израиль познакомился там с ещё одним “русским сюрпризом” – истребителем с изменяемой геометрией крыла МиГ-23, эффективно сбивавшим не только старые “Фантомы”, но и “динамически неустойчивые” F-15, и новейшие F-16, хотя – это уже другая история. Да и победы над двумя МиГ-25 израильтяне совершили “из-за угла”. По наводке с американского “АВАКС” (у сирийцев не было не воздушных, ни, даже, наземных радаров дальнего оповещения) F-15 выходили скрытно, без включения радиолокатора (выдай себя радаром израильский истребитель – и его судьба решена) на патрулирующие на М1,7 на 20км высоте МиГ-25 и пускали “Сперроу” новейшей модификации, которая, опять же, находила цель по отражённому от радара “АВАКС” сигналу.

Во время “Бури в пустыне” МиГ-25 не уступали по количеству побед и малым потерям МиГ-29, сбивая даже новейшие F-18(самой слабой стороной МиГ-25 было отсутствие пушки – самолёт создавался под влиянием “ракетных тенденций” Хрущева). Точку в споре между МиГ-25 и F-15 поставил в декабре 2002 года сирийский лётчик, перехвативший ракетой Р-40ТД американский F-15, направлявшийся с турецкой военной базы на патрулирование северной территории Ирака.

Но самая значительная победа МиГ-25 произошла без единого пуска ракет. С появлением МиГ-25 и уточнением по косвенным или разведывательным данным его характеристик, а вовсе не из-за катастрофы в результате столкновения с истребителем сопровождения, была свёрнута программа выпуска серии “трёхмахового” стратегического бомбардировщика В-70 “Валькирия”.

Когда выяснилось, что В-70 серьёзно уступает МиГ-25 в высотности, к тому же, может значительно меньшее время выводить двигатели на форсаж, с серьёзным ущербом для дальности полёта, а крейсерская сверхзвуковая скорость В-70 равняется М1,2 против М1,6 у МиГ-25, Пентагон принял окончательное решение свернуть программу В-70.

Foxbat против “Чёрной Птицы”.

С появлением своего “младшего брата” МиГ-31, МиГ-25, прозванный в НАТО Foxbat – (летучая лисица) стал отходить на второй план, в 1985 году выпуск МиГ-25 был прекращён. Однако, МиГ-25 красиво завершил свою карьеру – в 1986году новой ракетой Р-33 МиГ-25 сбил американский малозаметный разведчик SR-71 Black Bird (“Чёрная Птица”), нарушивший воздушную границу полярных владений СССР. Надо сказать, что SR-71 – неординарный самолёт. Первая американская “невидимка”, сверхвысотная, с двумя мощнейшими прямоточными двигателями развивала скорость до М3,7; и всё же…

От прямого попадания ракеты корпус разрушился полностью, обломки упали на лёд, и, уже спустя десять часов, вертолёты Ми-26 везли нашим авиаконструкторам ценнейший материал – прямоточные двигатели и фрагменты специальной обшивки “невидимого” самолёта.

Но на этом история не кончается – МиГ-31, практически – глубокая модификация МиГ-25 на сегодняшний день – лучший истребитель в мире. Теперь многие электронные системы, включая РЛС “Заслон” с МиГ-31 применяют для модернизации МиГ-25, естественно – и новое вооружение МиГ-31 – ракеты Р-33, Р-37, Р-77 применяются на модифицированных “Двадцать пятых”. Причём, модернизация направлена не только на усовершенствование машин, рание экспортированных в другие страны – “помолодевшие” МиГ-25, благодаря своим уникальным высотным характеристикам, призваны в составе звена МиГ-31 прикрывать “верхний эшелон”. А это значит – МиГ-25 ещё долго будет защищать небо нашей Родины.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: