Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
ИНСТИТУТ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Курсовая работа на тему:
Брендбук как руководство для бренд-менеджера
Выполнила: Шаталова Д.В.
Группа: Реклама и СО-3 Проверила: Воронова А.А.
Москва 2014
Содержание:
Введение 3
I. ПОНЯТИЕ "БРЕНДБУК" 5
1.1 Цели и задачи брендбука 5
1.2 Структура брендбука 8
1.3. Кто такой Бренд-менеджер 11
II. АНАЛИЗ БРЕНДБУКА НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ "SKYPE" 12
2.1 Бренд "Skype" 12
2.2 Конкуренция на рынках сбыта 14
2.3 Анализ создания брендбука 16
Заключение 19
Список используемой литературы 20
Введение
Брендбук является своеобразным “удостоверением личности” бренда. Зачастую, это закрытый корпоративный документ, предназначенный для менеджеров компании. Но визуальные элементы бренда могут рассматриваться как отдельное руководство. В английском языке есть аналоги брендбука – logobook или CI-Guideline, но в русском языке односложных аналогов попросту нет. Синонимами можно считать такие термины, как стандарты визуальной идентификации бренда, руководство визуальных стандартов бренда, паспорт визуальных стандартов.
Визуальные стандарты являются сводом правил и положений, которые описывают зримые признаки визуальной индивидуальности бренда, как услуги, так и продукта. Опираясь на практические разработки в области дизайна брендов и мировой опыт, можно выделить несколько категорий визуальных стандартов. Базовые визуальные стандарты неизменны, например, логотип, эмблема, знак, фирменный шрифт, иллюстрации и декоративные элементы, а также система фактур, форматов и материалов. Но, как показывает многолетний опыт, неизменными всегда остаются четыре атрибута: логотип, символ, цвет и шрифт. При строении стандартной идентификации бренда, могут использоваться вербальные, аудиальные и иные средства коммуникации, причудливо взаимодействуя со строго визуальными составляющими.
|
Объем и степень детализации брендбука зависит от поставленной задачи. Чаще всего брендбук ориентирован на бренд-менеджеров, дизайнеров, рекламщиков и печатников. Создание грамотного, красивого и уникального логотипа, – это полдела. А вот внедрить эти знания в реальность, протестировать их на производстве и в офисе, устранить недочеты, научить персонал бережному обращению с макетами и шаблонами, – это вторая половина дела, и именно в этом и помогает брендбук.
Руководство крупных компаний предпочитает детализированные инструкции по использованию фирменного стиля для главного офиса и всех дочерних филиалов. Жесткая регламентация правил, касающихся символики компании и основных аспектов стиля, помогают быть узнаваемыми и являются защитой от недобросовестных конкурентов и подделок. Для малого бизнеса, детальные инструкции могут быть излишними, но для крупного бизнеса это просто необходимость.
I. ПОНЯТИЕ "БРЕНДБУК"
1.1 Цели и задачи брендбука
Брендбуком (бренд-бук, brandbook) в понимании простого обывателя является некая книжечка, описывающая правила построения и использования элементов фирменного стиля бренда. Правильнее под этим термином было бы понимать не только свод правил о визуальных стандартах бренда, но и задокументированные положения о сути бренда, выражающей его идеи, миссии, атрибутах и ценностях. То есть брендбук – это общее собирательное название свода правил и законов, регламентирующих все аспекты жизни бренда. Как на уровне идеи, так и на уровне ее выражения. Другими словами, брендбук – это «удостоверение личности» бренда. Это очень ценный и зачастую закрытый внутрикорпоративный документ, предназначенный в основном для топ-менеджеров (и для бренд-менеджеров) компании. Визуальные же атрибуты бренда могут рассматриваться как отделное руководство. В английском языке этот документ называется кратко и лаконично CI-Guideline (он же Logobook). В русском сложнее: таких емких и односложных названий просто нет. Синонимичными можно считать термины: руководство визуальных стандартов бренда, стандарты визуальной идентификации бренда, паспорт визуальных стандартов или коротко – визуальные стандарты. Именно здесь идет смешение понятий «брендбук» или «руководство визуальных стандартов».
|
Основополагающей целью брендбука является систематизация в управлении всеми атрибутами фирменного стиля. Он помогает привести компанию в единые стилистические рамки, тем самым повысив ее узнаваемость на рынке, он способствует формированию четкого и верного образа компании на рынке. Благодаря корпоративному брендбуку сотрудникам компании становятся понятными философия и цели компании, персонал четко определяет свою собственную роль в компании. Осознание персонала своего статуса имеет неоценимое значение для эффективного функционирования компании. Ведь чем лояльнее работники фирмы, тем активнее будут их действия, направленные на ее дальнейшее развитие, тем быстрее и увереннее будут расти объемы Вашей прибыли. Еще одной важной целью брендбука является формирование лояльности потенциальных клиентов. Брендбук помогает противопоставлять производимые товары и услуги аналогичным предложениям конкурентов.
|
Немаловажно, что руководство по фирменному стилю позволяет экономить время и деньги, благодаря четкой формулировке правил формирования рекламных компонентов.
Как итог всего вышеперечисленного — цель брендбука — повышение эффективности рекламных кампаний, так как он увеличивает узнаваемость компании за счет четкого и правильного позиционирования.
Основная задача фирменного стиля – увеличить потребление продукции определенной торговой марки и удержать лидерские позиции. Продукция и рекламные материалы, выполненные в едином стиле, помогают потребителю идентифицировать выбранные материалы с искомой компанией. Соответственно грамотное применение брендбука способствует увеличению количества «контактов» и, как следствие, приверженность покупателей к определенной торговой марке.
Чаще всего из бренд-пакета используются рекомендации по работе с фирменным стилем. Соответственно обычно брендбук является «настольной книгой» для рекламистов, дизайнеров и верстальщиков.
Наличие чётких правил оформления графической, сувенирной и иной продукции позволяет:
• Сокращать время и усилия по постановке задачи;
• Экономить время разработки макетов, включая время создания или подбора отдельных графических и шрифтовых элементов;
• Оптимизировать финансовые затраты на разработку макетов, помогает более точно прогнозировать необходимый объём работ и его стоимость;
• Сокращать сроки приёма дизайн-макетов.
В ряде случаев, изготовление макетов продукции, разработанных в соответствии с фирменным стилем может обходиться дешевле (за счет частичного использования плёнок, трафаретов, штампов от предыдущих заказов).Еще одна важная задача бренд-бука – помочь оптимизировать усилия по продвижению торговой марки и удержанию лидерских позиций.
Доступный легкоузнаваемый фирменный стиль, единообразие (но не «застой»!) в оформлении рекламной продукции – существенно повышают эффективность продвижения и способствуют сокращению затрат на маркетинговые мероприятия.
Брендбук необходим организации, когда:
• Компания осуществляет деятельность в нескольких регионах или государствах. Практически невозможно организовать (и провести) все маркетинговые и рекламные мероприятия (включая разработку и изготовление макетов) исключительно из головного офиса.
• Проведением маркетинговых мероприятий (включая разработку и размещение рекламы) занимаются сторонние компании (рекламные агентства). Аутсерсерам (сторонним организациям) необходимы максимально чёткие требования, правила и ограничения для создания рекламной продукции.
• Организация активно проводит маркетинговые мероприятия. Даже если у компании собственные маркетологи и дизайнеры, брендбук необходим в качестве своеобразной шпаргалки. Следует помнить о риске ухода или болезни ведущих специалистов, в этом случае качественный бренд-пакет поможет новому исполнителю быстрее начать продуктивную работу.
1.2 Структура брендбука
Фактически брендбук - это свод законов, на которые должно опираться любое позиционирование компании во внешнюю среду. Поэтому начинаться он должен с того, кому будет адресовано это позиционирование. Таким образом, первый раздел - это описание целевой аудитории потребителей продукта или услуг компании.На основании особенностей тех людей, которых компания желает привлечь к потреблению, разрабатывается концепция бренда. Она содержит детальное описание того образа восприятия компании, который компания хочет вызвать у потребителя и который будет привлекателен, а соответственно, успешно продаваемый. Такой образ должен быть действительно тщательно проработан. Мало просто заявить, что компания должна позитивно восприниматься и ассоциироваться, например, с приятными воспоминаниями из детства.
Существует не одна модель формирования бренда. Наиболее распространенной является 4D-модель. В соответствии с этой моделью образ компании в умах потребителя должен быть представлен по четырем фронтам:
1) Функциональная составляющая (то, что человек в действительности получает при взаимодействии с продуктом компании).
2) Психологическая составляющая (чувства и переживания, которые человек испытывает при взаимодействии с продуктом).
3) Социальная составляющая (статус потребителя бренда).
4) Духовная составляющая (духовная ценность, связанная с брендом).
На основании представления об образе компании формируется фирменный стиль, который должен воплощать этот образ. И именно понятие фирменного стиля часто путают с брендбуком. Наивно полагая, что красивого логотипа и описания фирменных цветов вполне достаточно, чтобы назвать документ брендбуком.
Следует учитывать, что разработка брендбука - это всегда творческий процесс. Поэтому содержание каждого из разделов брендбука может варьироваться. Причем особенно сильно подвержен вариативности третий раздел - фирменный стиль компании. Он основывается на особенностях целевой аудитории компании и, соответственно, на том, какие рекламные носители планирует использовать эта компания. После выяснения подробного перечня носителей составляется объем разрабатываемых элементов фирменного стиля. Это также зависит и от того спектра задач, который необходим заказчику, и от рода деятельности компании. Для одной компании будет вполне достаточно расписанного применения логотипа, а также макета визиток. Для другой понадобится целый талмуд, дающий основу маркетингового продвижения торговой марки, в котором будет написано, где и когда может использоваться данный рекламный элемент. Именно поэтому не существует четкого понятия структуры брендбука, так как для каждой компании он создается индивидуально.
В процессе анализа можно выделить несколько индвидидуальных особеностей, например, некоторым торговым компаниям рекомендуется разработка - дизайна ценников, товарных чеков, одежды персонала, оформления входной группы торговой точки, а некоторые заказывают разработку стандартов мерчендайзинга. Для торгово-развлекательных центров актуальна разработка дизайна указателей, карт, брошюр, ориентирующих покупателей в передвижении по ТРЦ. Особенно сложной задачей для ТРЦ является разработка концепции размещения рекламных материалов арендаторов. С одной стороны, это как бы чужая реклама, и у арендатора вполне может быть свое представление о собственном позиционировании. Однако восприятие потребителя контекстно, и чаще он воспринимает образ торгового центра в целом, а не каждого ритейлера в отдельности. Поэтому необходимо планировать размещение рекламных материалов арендаторов.
Для ресторана потребуются макеты сувенирной продукции (ручки, зажигалки, пепельницы, стаканы), элементов интерьера и одежды, буклетов, салфеток и шаблонов меню.
Также своя специфика брендбука есть и у крупных производителей. Помимо макетов рекламы в СМИ или на общественном транспорте, особенно важна разработка оформления собственного корпоративного транспорта, макетов выставочных стендов и упаковки.
Вот как раз то, что мы называем "брендбуком", есть по-сути этот пресловутый набор инструкций по правильному размещению идентификаторов торговой марки на различных носителях.
Структура паспорта брендбука крайне проста:
· Константы марки (знак, логотип, лого-персонаж, масштабирование логотипа, цвета, шрифты, недопустимое применение и т. п.).
· Деловая документация (внутрифирменная).
· Оформление документов для конечных потребителей.
· Маркетинговые материалы.
· Наружная реклама.
POSM. (Point of Sales Materials - рекламные материалы в местах продаж, привлекающие внимание посетителя торговой точки в самый важный момент - при выборе товара и бренда.)
Для современных работников в сфере PR давно не секрет, что этот документ составляет чуть-ли не половину гонорара брендингового агентства. И это понятно. Это то, что получает на руки клиент — и чем книга толще, тем больше удовлетворение клиента от проделанной работы.
1.3 Кто такой Бренд-менеджер
Профессия Бренд – менеджера подразумевает наличие серьезных знаний в области рекламы, маркетинга, связей с общественностью. В отличие от «чистого» маркетолога бренд-менеджер должен разбираться в продаже данной группы товара не только на уровне экономиста, но и на уровне производителя.Работодатели могут требовать от бренд-менеджеров, занимающихся, например, продукцией молочной промышленности, знания особенностей технологии переработки молока.
Встречается мнение, что бренд-менеджер – это специалист по закупкам. В действительности, контроль над процессом закупок и поддержание отношений с поставщиком – составная, но не главная часть деятельности бренд-менеджера. Несомненно, что при выводе новой марки (бренда) потребуются бренд-технологии, но при перепозиционировании старых брендов могут появиться проблемы. Эти проблемы связаны с ребрендингом. Вот уж где потребуется творческий и креативный личностный потенциал от бренд-менеджера
В том случае, если закупки производятся за рубежом, от бренд-менеджера требуется знание языка страны-производителя (английского, немецкого и пр.).
Необходимые личностные качества бренд-менеджера:
1) Он должен быть отличным товарищем и нужным коллегой.
2) Исключительным экспертом в чем-либо, что имеет реальную ценность.
3) Визионером — учителем, лидером и дальновидным «провидцем».
4) Деловым человеком, одержимым прагматичными результатами
Бренд – менеджер считается ключевой фигурой в успехе бизнеса и востребованность в квалифицированных профессионалах огромная.
II. АНАЛИЗ БРЕНДБУКА НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ "SKYPE"
2.1 Бренд "Skype"
Skype — бесплатное проприетарное программное обеспечение, обеспечивающее бесплатную шифрованную голосовую связь через Интернет между компьютерами (VоIР), а также платные услуги для связи с абонентами обычной телефонной сети. Возможна организация конференцсвязи (до 25-и абонентов, включая инициатора), передача текстовых сообщений и файлов, а также видеосвязь (в настоящее время при использовании стандартного клиента — до двух абонентов, а при использовании подключаемых модулей сторонних производителей их число ограничено лишь пропускной способностью канала).
Разумеется, программы, позволяющие пользователям разговаривать через интернет,существовали и до Skype. Но Skype имеет ряд преимуществ. Во-первых, установка Skype не требует никаких компьютерных знаний и занимает примерно минуту. Во-вторых, Skype оказался первой программой, обеспечившей приемлемое качество звука даже на очень скромных скоростях подключения. И в-третьих, Skype совершенно бесплатен: разговаривать с другими абонентами, установившими Skype, можно сколько угодно. Благодаря вышесказанному за короткое время этой программой стали пользоваться миллионы людей. Пошла цепная реакция: у новых пользователей зачастую не было выбора, ведь чтобы общаться с абонентами Skype, им тоже нужен был Skype.
Skype был создан в 2003 году Никласом Зеннстрёмом, Янусом Фрийсом и группой программистов в Таллине, В октябре 2005 года компания была куплена eBay примерно за 2,5 млрд. долл., хотя годовой оборот компании был меньше 100 млн. долл.
Огромная популярность Skype и выход его за пределы интернета привели к появлению специализированных устройств, призванных максимально упростить работу с программой. Появился совместимый со Skype DECT-телефон. Есть решения проще и дешевле - для повышения комфорта можно, например, подключить к USB-порту специальный IP-телефон. Никаких дополнительных выгод такое решение не сулит, но стоит такой аппарат недорого — $30-40, а разговаривать с помощью телефонной трубки многим все же удобнее, чем с помощью гарнитуры. Skype активно сотрудничает с различными производителями электроники, так что нет сомнений, что Skype-совместимых устройств в ближайшее время на рынке будет предостаточно.
Благодаря существованию версии Skype для Pocket PC программу можно использовать через Wi-Fi, самостоятельно превратив наладонник в VoIP-телефон, однако качество связи в этом случае обычно оставляет желать лучшёго — недостатки IP-телефонии накладываются на недостатки беспроводной связи и многократно усиливают друг друга.
Подводя итоги можно сказать, что Skype бесспорно полезен: звонки в зарубежные страны по удивительно недорогим ценам, возможность общаться с другими Skype-абонентами бесплатно и сколь угодно долго на низких скоростях, организация видеоконференций, функции автоответчика и перенаправления вызова, а также миллионы абонентов – все это и по сей день держит Skype в топе клиентов Интернет-телефонии, хотя конкурентов у него достаточно.
2.2 Конкуренция на рынках сбыта
Skype ориентирован на Интернет-общение, огромное количество пользователей и широкие возможности программы позволяют говорить о том, что в ближайшее время Skype будет основным конкурентом чатов и форумов, судя по ежедневному притоку новых пользователей, в недалеком времени Skype может стать серьезным конкурентом таким программам как:
Windows Live Messenger (Этот клиент от Microsoft являет собой полный аналог Yahoo Messenger с тем отличием, что убраны все возможности Интернет-телефонии, кроме звонков и видеозвонков между пользователями внутри сетей MSN и Yahoo. В остальном это простой IM-клиент)
Google Talk (Компания Google славится своими новаторскими решениями, область Интернет-телефонии не стала исключением. Google Talk задумывался как простой чат для пользователей Google, основанный на открытом протоколе Jabber\XMPP, позднее была добавлена возможность голосовой связи, а в недавнем времени Google заявили о возможности поддержки протокола SIP, которая скоро будет реализована, а также о планах ввести поддержку разговоров с пользователями Skype).
TelMe (Еще один отечественный продукт, работающий в сети SIP. По сути это практически полный аналог SIPnet. Из дополнительных возможностей стоит отметить возможность работы с SMS-сообщениями. Стоимость исходящего сообщения – 1 рубль 40 копеек, входящие сообщения бесплатны. Также есть возможность получения прямого номера в одной из 35 стран, однако стоимость подключения и абонентская плата несоизCallOut
SkypeIn и SkypeOut (аналоги Skype, что касается CallIn, то здесь можно выбрать себе виртуальный номер одной из четырех стран (США, Великобритания, Франция и Испания). Стоимость этого сервиса составляет 12 долларов США за три месяца или 35 долларов США за 12 месяцев, что практически одинаково для обоих конкурентов.меримо выше, чем в Skype или Gizmo (средняя абонентская плата, в зависимости от выбранной страны, составляет 20 Долларов США в месяц)).
Gizmo Project (Самый амбициозный проект последнего времени и главный конкурент Skype в борьбе за долю пользователей VoIP. Так получилось, что созданием Gizmo занимался еще один известный в Интернет-среде человек – Майкл Робертсон (Michael Robertson). Достаточно упомянуть, что за его плечами портал mp3.com, к тому же этот человек является одним из директоров организации SIPphone, чей протокол SIP (Session Initiation Protocol) как раз используется в Gizmo).
Остальные клиенты менее интересны, что ничуть не говорит об их второсортности, скорее, в них отсутствует что-то особенное, или их разработчики просто упустили свое время (как в ситуации с Yahoo Messenger). В конечном итоге благодаря разнообразию программ Интернет-телефонии сегодня мы имеем огромный выбор и возможность по очень выгодным расценкам звонить в самые отдаленные уголки Родины и Мира.
2.3 Анализ создания брендбука
Брендбуки разных компаний имеют существенные отличия. В зависимости от рода деятельности, поставленных задач, аудитории, дизайнеры вырабатывают особый, неповторимый стиль компании, благодаря чему потребитель четко идентифицирует фирму или бренд. Все виды рекламной, полиграфической и сувенирной продукции создаются в едином стиле, в результате чего компания выделяется среди множества подобных организаций. В работе по созданию проекта используются вся информация о предприятии, предоставленная заказчиком.
Разработка брендбука – неотъемлемая часть безупречной репутации компании и обязательное условие успешного и стремительного развития бизнеса. Уже первая реклама, привлекая потенциальных клиентов, окупает затраты на разработку брендбука.
Разработка брендбука включает в себя несколько этапов:
1) Сбор необходимой информации о фирме-заказчике, ее положение на рынке, анализ целевой аудитории, конкурентов;
2) Изучение фирменного стиля (либо создание такового, если его еще нет), целей и задач компании, ее особенностей, ее миссии
3) Формирование всех пунктов брендбука, всех его правил, согласование с заказчиком;
4) Дизайн брендбука в соответствии с фирменным стилем компании и верстка этого издания;
Брендбук – конфиденциальный документ, он передается лично заказчику.
В брендбуке должны быть представлены:
— миссия и философия компании,
— ценности бренда,
- основные моменты айдентики - то есть узнаваемости, идентификации бренда,
— описание методов передачи сообщения, каналов.
Помимо перечисленного в брендбуке могут быть указаны описания различных элементов фирменного стиля: визиток, бланков, деловой документации, листовок, каталогов, буклетов, упаковки, ценников, сувенирной продукции и так далее.
В брендбук может быть внесено абсолютно все, что касается норм и правил компании, вплоть до особенностей общения сотрудников с клиентами.
Создание брендбука начинается с создания логотипа, подробнее рассмотрим его фирменный цвет, шрифты и сам знак. Итак, на создание нового логотипа компанию вдохновило чистое небо.Символ возвышенности, свободы и счастья. С последним изменением компания решила не отказываться от символа бесконечности и объединения, но сделали его более современным идинамичным.Эти элементы лежат в основе нового образа. Теперь бренд излучает всемнеобходимые положительные эмоции. Новый образ, универсальный и гибкий, построен на принципах свободы, простоты и удобства. Он подтверждает, что «Skype» доступен всем и легко вписывается в повседневную жизнь. Этим самым демонстируя клиенту свое отношение прежде всего как к человеку: понимать его индивидуальные потребности и устремления и заботится о том, что бы клиенты получали максимум удовольствия от использования услуг, сервисов и предложений бренда «Skype».
Сам знак имеет два расположения, горизонтальное написание "Skype" (рис.1) и букву "S" на синем фоне (рис.2), местоположение знака зависит от того, с какого устройства использовать программу. В мобильном приложении и на рабочем столе обычно используется второй вариант, так как площадь размещения логотипа ограничена, однако создатели все же не упустили возможность продемонстировать логотип полностью и при запуске программы всегда появляется логотип с полным названием, в фирменных цветах, с фирменным шрифтом и даже звуком.
Касаемо шрифта, можно сказать, что его написание соответсвует всем правилам, то есть название бренда написано с большой буквы, закругленные буквы (очень популярные сегодня в названиях брендов) расположение, свободное поле, минимальный размер между знаком, уникальным графическим Свободное поле вокруг логотипа «Skype» выполненно белой каймой на синем фоне. Все отношения величин внутри логотипа строятся на Размер свободного поля соответствует стандартам, на основе расстояния, взятого за единицу измерения никакие элементы графики, фотографии или текста, который равен высоте шрифта по базовой линии. не должны попадать в область свободного поля при дальнейшем использовании логотипа и переносе его на различные носители все величины должны четко соблюдаться.
Рис.1 Рис. 2
Заключение
Для достижения единой маркетинговой цели, бренд-менеджеры должны поддерживаться грамотной PR-кампанией, BTL-акциями, работой с сотрудниками и другими вовлеченными сторонами, и т.д. Отделы маркетинга, рекламы, PR и HR уже не могут работать каждый сам по себе. Успех их деятельности заключается в интеграции. К сожалению, многие на нашем рынке еще этого не понимают, а значит, чем позже они спохватятся, тем труднее им будет проактивно подойти к построению долгосрочной стратегии бизнес-коммуникаций, оставив на шаг позади конкурентов, которые всегда дышат в спину.
В заключение хотелось бы просуммировать вышеизложенное, прежде чем приступить к разработке брендбука, необходимо в первую очередь изучить Клиента, проанализировать его деятельность с точки зрения успехов и возможных угроз в маркетинговом плане, пристрастий и демографических характеристик, психодиагностика может также помочь на этом этапе.
Важно отметить, что анализ делается даже в том случае, если отдельный бюджет для этих целей не выделяется. Необходимо также постараться примерить на себя разные роли, стараясь не упустить деталей. Плюс, главное в своей работе соблюсти принцип, используемый врачами "не навреди", а также оперативный подход, позволяющий предвосхищать тактические шаги в построении стратегии развития бренда.
Как показывает опыт, свой вклад в стимулирование интереса, проявляемого потребителями к бренду, могут вносить все структуры бизнеса. Здесь можно двигаться, начиная с уровня руководства, и не забывая построить коммуникации на местном уровне. Создателям и владельцем брендов всегда нужно помнить, что необходимо использовать каждую возможность, чтобы укрепить позитивное восприятие бренда и компании в целом.
Список используемой литературы
1. Глазов М. М., Фирова И. П. Маркетинг предприятия: анализ и диагностика: учебник. СПб.: ООО «Андреевский издательский дом», 2006
2. Дупак О. Брендбук – руководство по эффективному применению бренда.М.:ИНФРА-М. 2007
3. Крылов А. Н. Корпоративная идентичность для менеджеров и маркетологов. — М.: Икар. 2004
4. Васильева И. Н., Желнинский Г. Д. Организация делопроизводства и персональный менеджмент: Учеб. Пособие – М.:ЮНИТИ, 2004.
5. Грибов В. Д. Экономика организации (предприятия): учебное пособие/ В. Д. Грибов, В. П. Грузинов, В. А. Кузьменко. – 2-е изд., стер. – М.:КНОРУС. 2009
6. Рекламные технологии. // Журнал. – М., 2002-2008 г. г.
7. Использовались материалы с сайта www.skype.ru