Задания для самостоятельной работы




1. Какие вы знаете критерии деления государства на типы? Какой подход к типологии государства положен в основу, исходя из приведенного ниже положения, и какие типы государств выделяет на его основе теория государства? Вставьте нужные слова.

В рамках … подхода основными критериями вы­ступают духовные признаки — культурные, религиозные, националь­ные, психологические и пр. В частности, по мнению одного из пред­ставителей данного подхода А. Тойнби, есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиоз­ных, национальных, географических и других признаков. В зависи­мости от них выделяют следующие : египетскую, китай­скую, западную, православную и т.п.

Достоинства данной типологии:

1) выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях;

2) в связи с расширением количества духовных критериев, кото­рые характеризуют особенности именно тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная» типология государств.

Слабые стороны данной типологии:

1)недооцениваются социально-экономические факторы;

2)эта типология не столько государства, сколько общества.

2. Какой подход к типологии государства положен в основу, исходя из приведенного ниже положения, и какие типы государств выделяет на его основе теория государства? Вставьте нужные слова.

В рамках главным критерием выступают социально-эко­номические признаки. Именно базис (тип производственных отношений) является, по мне­нию представителей данного подхода (Маркса, Энгельса), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соот­ветствующий тип надстроечных элементов: государства и права. В за­висимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: …, …, …, … .

Достоинства данной типологии:

1) продуктивна сама идея, делить государства на основе социаль­но-экономических факторов, которые действительно весьма сущест­венно влияют на общество;

2) показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. Слабые стороны:

1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней запро­граммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, националь­ные, культурные и т.п.).

3.Основными формами правления являются монархия и республика. Однако особенности монархической и республиканской форм правления существенно различаются для разных типов государств.

Дайте характеристику указанных форм правления. В чем состоит раз­личие форм правления: демократическая республика — олигархическая рес­публика; дуалистическая конституционная монархия — парламентская кон­ституционная монархия? Возможно ли их существование в одном историче­ском типе государств? Аргументируйте свой ответ. Президентская респуб­лика. Какова, на Ваш взгляд, перспектива развития формы правления в Рос­сии?

4.По политическому и административно-правовому признакам госу­дарства делятся на "простые" и "сложные". Всего известно несколько основных форм государственного устройства:

1) Унитарное государство.

2) Унитарное государство с автономными образованиями.

3) Территориальная федерация.

4) Национально-территориальная федерация.

Дайте понятие формы государственного устройства. Раскройте со­держание указанных форм. Возможна ли, на Ваш взгляд, в рамках одного го­сударства замена формы его устройства? Например, унитарное государст­во - территориальной федерацией. От чего это зависит? Могут ли в одном государстве существовать национальные и территориальные единицы? По­пытайтесь определить форму государственного устройства России. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы ее развития?

5.Основной чертой, определяющей форму государства, является поли­тический режим. Теория государства и права различает демократический и антидемократический режимы. Разновидностью демократического режима может, например, быть либерально-демократический режим. Разновидностями антидемократического режима являются: деспотический, тоталитарный, тиранический, фашистский, авторитарный режимы. Такое многообразие политических режимов свидетельствует, оче­видно, об исключительно сложном, разнообразном характере общест­венного развития.

Сформулируйте основные признаки, характеризующие демократический государственно-правовой режим и антидемократический. Каковы, на ваш взгляд, их достоинства и недостатки? Назовите современные государства, имеющие тот или иной политический режим. Определите, какой политический режим существует в Российской Федерации? Аргументируйте свой от­вет.

6. В ст. 95 Конституции Республики Белорусь закреплено: «Президент Республики Белорусь является главой государства и исполнительной власти».

Какой вывод можно сделать о форме правления Республики Белорусь, основываясь на приведенной статье Конституции?

7. Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства конкретного типа, отражаются, прежде всего, на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Согласно одной точке зрения, понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценить как тождественные. Согласно другой точке зрения понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», ибо включает в себя не только методы и приемы, но и стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Какова Ваша позиция на изложенные выше точки зрения? Обоснуйте свой ответ.

8. С учетом знаний формы государства прокомментируйте ст. 1 Конституции РФ: «1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. 2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».

 

Вопросы для «мозгового штурма»

1. Что для вас означает термин «общественно-экономическая формация»?

2. При наличии каких КРИТЕРИЕВ (признаков) та или иная экономическая формация будет иметь ту или иную государственность?

3. Дайте пояснения как понимать СИММЕТРИЧНЫЕ и НЕСИММЕТРИЧНЫЕ (асимметричные) федерации, ДОГОВОРНЫЕ и КОНСТИТУЦИОННЫЕ?

4. Какими основными чертами характеризуется КОНФЕДЕРАЦИЯ?

5. Сформулируйте понятие ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ. Назовите виды форм правления и по каким основаниям они выделяются?

6. Какими чертами характеризуется НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ режим? Назовите основные виды недемократических режимов.

7. Раскройте свое понимание ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА как формы государства. Какие факторы характеризуют государственный режим? Какие виды государственных режимов вы знаете?

8. Какие типы государства и права выделены на основе формационного подхода?

9. Какие основные (характерные) черты включает в себя ФОРМА ГОСУДАРСТВА?

10. Сформулируйте понятие ИСТОРИЧЕСКОГО ТИПА ГОСУДАРСТВА, а вместе с ним и ТИП ПРАВА.

11. В научной литературе ТИП ГОСУДАРСТВА и ПРАВА трактуется далеко не однозначно. Какие положения являются ОБЩИМИ для большинства трактовок типа государства и права, особенно в тех случаях, когда используется формационный критерий?

12. Сравнивая конфедерацию с федерацией еще в начале XX в., Ф. Кистяковский задавался вопросом — чем же ОТЛИЧАЕТСЯ союзное государство (федерация) от союза государств (конфедерации)? Проведите отличие.

13. Перечислите виды монархии и дайте их краткую характеристику.

14. Что означает понятие «сецессии», которая запрещена конституциями практически всех государств ?

15. Что бы различить форму правления, форму государственного устройства и государственный режим какой аспект процесса организации и упорядочения государственной власти берется за основу и рассматривается в качестве предмета той или иной формы?

16. Какие вы знаете ПРИЗНАКИ, относящиеся к федеративному устройству государства?

17. Сформулируйте определение МОНАРХИИ и назовите основные признаки классической монархической формы правления.

18. Сформулируйте ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА, какие по данной форме выделяются государства и раскройте особенности простого государства и на какие виды они делятся?

19. Перечислите характерные черты ТОТАЛИТАРНОГО режима.

20. Кратко охарактеризуйте главное содержание ФОРМАЦИОННОГО подхода, который положен в основу деления на всемирно-исторического процесса на этапы.

21. В научной литературе в последние годы стала довольно широко применяться ШЕСТИЧЛЕННАЯ схема деления всемирно-исторического процесса. Перечислите известные вам общественные формации и какой критерий положен в основу их деления?

22. Проведите ОТЛИЧИЕ федеративного государства от унитарного.

23. Сформулируйте понятие республиканской формы правления и перечислите общие ее признаки.

24. Дайте характеристику РЕСПУБЛИКЕ как форме правления, проведите отличие от монархии как формы правления и назовите виды республик в зависимости от особенностей строения высших государственных органов.

25. Назовите отличительные признаки САЛИЧЕСКОЙ, КАСТИЛЬСКОЙ и АВСТРИЙСКОЙ систем престолонаследия?

26. В чем СОЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ и НАЗНАЧЕНИЕ процесса типологии государств и правовых систем?

27. Для поддержания правопорядка в обществе власть часто использует принуждение. Согласуется ли использование насилия властью с ее легитимностью?

28. Назовите ПРИЗНАКИ, характеризующие ПАРЛАМЕНТСКУЮ РЕСПУБЛИКУ.

29. Назовите характерные признаки ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО режима.

30. В чем суть ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО подхода деления всемирно-исторического процесса на этапы? Как соотносятся формационный и цивилизационный подходы?

31. Кто был родоначальником термина «общественно-экономическая формация» и кто поделил мировую историю на три микроформации и как они назывались?

32. Чем отличаются ПАРЛАМЕНТСКАЯ, ПРЕЗИДЕНТСКАЯ и ПАРЛАМЕНТСКО-ПРЕЗИДЕНТСКАЯ республики?

33. Что означает исследование государства с точки зрения его СУЩНОСТИ, рассмотреть государство по углом зрения СОДЕРЖАНИЯ и изучить государство с точки зрения его ФОРМЫ?

34.Сформулируйте понятие «ФОРМА государства». Кто является источником власти и ее носителем при монархической и республиканской форме правления?

35. Что выступает критерием типологии государства с позиции формационного подхода?

Литература :

Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права: учеб.: в 2 т. Т.1 Государство. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2007. Раздел III, гл.5; гл. 6.

Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах/ отв. М.Н. Марченко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М,: Наука, 2007. Гл. IX, гл. XIV.

Тема:Механизм (аппарат) государства. Функциональная характеристика государства

Цель занятия: углубить и закрепить знания по вопросам: понятия государственного аппарата и его основных направлений деятельности; основных принципов организации и деятельности государственного аппарата:конституционность и законность, профессионализм, демократизм, гласность и публичность, оп­тимальность организации, научность, эффективность, чест­ность, порядочность, правдивость, соблюдение интересов на­рода и страны, гуманизм; системы государственного аппарата: органов законода­тельной, исполнительной и судебной власти; определения функций государства и их основных признаков, критерий классификации и видов функций государства; правовых и иных форм осуществления функций государства.

Форма проведение занятия- коллоквиум

План занятия :

...





Читайте также:
Этапы развития человечества: В последние годы определенную известность приобрели попытки...
Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь...
Расчет длины развертки детали: Рассмотрим ситуацию, которая нередко возникает на...
Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.034 с.