Задания для самостоятельной работы




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал в г.Клину

Куксин И.Н.

 

 

П Л А Н Ы

Семинарских (практических) занятий по спецкурсу

«Проблемы теории государства и права»

Направления подготовки 030900.62

юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника –

Бакалавр

Форма обучения вечерняя

 

Москва 2014


 

Тема :Предмет, объект и методология государства и права. Соотношение теории государства и права с другими научными дисциплинами. Сущность государства.

Форма проведение занятия- коллоквиум1

Цель занятия: углубить и закрепить знания по вопросам: особенностям предмета, объекта и методологии общей теории государства и права; роли и места теории государства и права в системе юридических наук, взаимосвязи и взаимодействии теории государства и права с другими научными дисциплинами; определения понятия государства и установление его основных признаков; понятия власти как общесоциологической категории, соотношения классового и общечеловеческого в сущности государства и отличие государства от других организаций общества.

План занятия :

Предмет, объект и методология общей теории государства и права.

1.1. Определение предмета общей теории государства и права.

1.2. Объект общей теории государства и права и его соотношение с предметом.

1.3. Метод и методология общей теории государства и права.

Соотношение теории государства и права с другими научными дисциплинами.

2.1. Взаимосвязь и взаимодействие теории государства и права с гуманитарными науками.

2.2. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук.

Сущность государства.

3.1. Проблемы определения понятия государства и установление его основных признаков.

3.2. Власть как общесоциологическая категория. Политическая (государственная) власть.

3.3. Классовое и общечеловеческое в сущности государства. Особенности государства, отличающие его от других организаций общества.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Изучая теорию государства и права как дисциплину, студенты готовятся к занятиям по учебникам, которые имеют разные названия:

а) Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М., 1999.

б) Васильев А.В. Теория права и государства. – М., 2003.

в) Теория государства и права: Учебник /Под ред. В.К. Бабаева. – М., 2004.

г) Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Отв. ред. проф. М.Н. Марченко. – М., 2002.

Как вы считаете, существует ли у авторов указанных выше учебников различия в понимании предмета данной науки?

 

2. Разнесите, находящиеся в банке данных методы научного познания государства и права по группам.

а) Общенаучные методы … .

б) Специальные методы … .

в) Частные методы … .

Банк данных: конкретно-социологические, статистические, математические, психологические, кибернетические, сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования, системного и структурного подходов, подведения менее общего понятия под более общее, формально-юридический метод, метод сравнительного правоведения, метод выработки правовых решений, методы толкования норм права, моделирования, восхождения от абстрактного к конкретному.

 

3. Вставьте в нижеприведенный текст нужные слова: «организа­ционно-прикладная, «идеологическая», «методологическая», «эвристичес­кая», «прогностическая», «гносеологическая», «онтологическая».

С помощью функции (онтология — учение о бытии) теория государства и права познает существо государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют и т.п.

(гносеология — теория познания) функция тео­рии государства и права состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, а также приемов и способов, помогающих научному познанию государства и права.

С помощью функции теория государства и права открывает новые зако­номерности в развитии государственно-правовых институтов, в част­ности в условиях современных рыночных реформ.

функция теории государства и права проявляет­ся в предвидении тех или иных изменений в государственно-правовой действительности, в определении тенденций развития государствен­но-правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем.

Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права вы­полняет и функцию, т.е. создает систему понятий и категорий, применяющуюся во всех иных юридических науках, имею­щую основополагающее значение для юриспруденции в целом.

Осуществляя функцию, теория государства и права приводит в систему идеи о государстве и праве, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важ­нейший идеологический фактор.

функция теории государства и права проявляется в преобразовании, реформировании государственно-пра­вовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства, в обес­печении научности государственного управления и правового регули­рования.

4. Автор монографии Г.В. Мальцев «Пять лекций о происхождении и ранних формах права и государства» (М.: Изд-во РАГС, 2000) утверждает: «Государство возникает и конституируется как представительство общественных интересов, как сила, стоящая над обществом, но уже с самого начала оно выступало как система организованного политического господства одних людей над другими …» (с.145). Можно ли утверждать что ранние и более поздние формы государства, будучи общественными институтами, редко выражали действительные общественные интересы?

5. Г.В. Мальцев в монографии «Пять лекций о происхождении и ранних формах права и государства» (М.: Изд-во РАГС, 2000) пишет: «Наличие публичной власти – вот что, прежде всего, характеризует раннее государство в противоположность старым властным органам. В центре публичной власти стоит царь, король, князь и т.п., т.е. лицо, за которым признается право представлять «политические» интересы …, самостоятельно принимать решения, касающиеся дел союза племен … Другой исключительной чертой раннего государства, по сравнению с родоплеменной властью является то, что новые властные структуры требуют материальной поддержки от тех племен и общин, которые являются или которых они считают своими подданными. В раннем государстве еще не было регулярных налогов и узаконенных повинностей в пользу публичной власти, они появились позднее в эпоху зрелого государства … . Признаками раннего государства можно считать его структурную неустойчивость, хрупкость, относительно слабую укорененность в экономике и социальных отношениях» (с.148,149)

Назовите и раскройте признаки, которые присущи государству.

 

6. В современной юридической литературе и других источникам приводятся следующие определения государства:

- «Государство– это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом».

- «Государство это средство, орудие, инструмент и даже машина в руках господствующего класса для подавления сопротивления угнетенных классов».

- «Государство– есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим».

- «Государство– это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества».

Какое из приведенных определений государства ближе вам? Раскройте тезис, согласно которому государство выражает классовый и общесоциальный (общечеловеческий) интерес.

 

7. Разнесите, находящиеся в банке данных юридические науки по группам таким образом, чтобы получилась стройная система юридических наук.

а) Теоретико-исторические науки: … .

б) Отраслевые юридические науки … .

в) Специальные (прикладные) юридические науки … .

Банк данных: конституционное право, государственное право зарубежных стран, административное право, судоустройство, теория государства и права, судебная психология, гражданское процессуальное право, уголовное процессуальное право, история учений о государстве и праве, гражданское право, семейное право, авторское право, судебная медицина, уголовно-исполнительное право, криминалистика, судебная психиатрия, международное публичное право, международное частное право, консульское право, уголовное право, дипломатическое право, всеобщая история государства и права, история государства и права России, история политических и правовых учений, римское право, государственное право, земельное право, уголовно-исправительное право, трудовое право и др.

8. Особенность марксистского представления о государстве, в отличие от других представлений, заключается в том, что оно связывает напрямую с классами не только процесс возникновения и развития государственно-правовых институтов, но и процесс отмирания. Например, В.И. Ленин подчеркивал, что нам не следует подхлестывать, искусственно форсировать данный процесс. Мы вправе говорить «лишь о неизбежном отмирании государства, подчеркивая длительность этого процесса, его зависимость от быстроты развития высшей фазы коммунизма и оставляя совершенно открытым вопрос о сроках или о конкретных формах отмирания». (Полн. собр. соч. Т.33. С. 96)

Можно ли освободить человечество от государства, от любых форм государственно-правового давления и принуждения? Возможно ли такое устройство общества, где люди работали бы «без всяких норм права», без всякого принуждения, где «основные правила общежития» со временем стали бы для всех людей привычкой?

 

9. Государство и государственная власть находятся в диалектическом единстве. Если под государством понимается «политико-территориальная организационная форма классового общества», то «государственная власть выступает важнейшим признаком государства. Если же под государством имеется в виду «особым образом организованный аппарат (механизм) политической (государственной) власти, то они соотносятся как содержание и форма.

Какая из приведенных точек зрения отражает ваше понимание соотношения государства и государственной власти? Что следует понимать под термином «государственная власть»? В чем отличие понятий «государственная власть» - «политическая власть»; «общественная власть» - «публичная власть»? Что первично государство или власть?

Вопросы для «мозгового штурма»

1. Какие составные части включаются в содержание объекта общей теории государства и права?

2. Назовите отраслевые юридические науки?

3. В чем состоит отличие теории государства и права от отраслевых юридических наук ?

4. Какое место занимает теория государства и права среди юридических наук?

5. Сформулируйте понятие МЕТОДОЛОГИИ теории государства и права.

6. Известно, что содержание предмета теории государства и права составляют не любые, а «общие специфические закономерности» государства и права. Раскройте понимание «общих специфических закономерностей»

7. Раскройте содержание сравнительного метода и в чем его значение для юридической практики?

8. Назовите признаки и черты, отличающие государственную орга­низацию от догосударственной.

9. Назовите характерные черты (особенности) государственной (политической) власти.

10. Что вам известно о МЕТОДАХ осуществления государственной власти?

11. Сформулируйте определение власти как общесоциологической категории и государственной власти.

12. Кем осуществлялась власть при родовом устройстве и осуществляется при государственном устройстве?

13. В чем пагубность классового подхода к трактовке государства?

14. Что означает выполнение «ОБЩИХ ДЕЛ» применительно к трактовке государства? В чем выражается общечеловеческое предназначение государства?

15. Раскройте ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА, отличающие его от других организаций общества и объясняющее его особое место в политической системе общества.

16.Кто автор нижеприведенных строк? - … .«Родовой строй отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием - раскола общества на классы. Он был заменен государством».

17. Какие задачи решает теория государства и права?

18. Как необходимо разрешать вопрос на современном этапе развития общества о СООТНОШЕНИИ КЛАССОВОГО и ОБЩЕСОЦИАЛЬНОГО (общечеловеческого) при трактовке государства?

19. Как вы можете объяснить сущность государства в соответствии с классовым подходом?

20. Какой характер носила власть при родовом и государственном устройстве и чьи интересы она выражала?

21. Назовите частные методы теории государства и права как науки.

22. Назовите функции, которые выполняет теория государства и права как наука.

23. Назовите основные группы юридических наук которые составляют их систему?

24. Если теория государства и права изучает общие закономерности государственных и правовых явлений, то что исследуют отраслевые юридические науки?

25. Предмет теории составляют государство и право в их единстве. Дайте толкование этому положению.

26. В чем проявляется двусторонняя связь между отраслевыми юридическими науками и теорией государства и права?

27. Сформулируйте известные вам определения государства.

28. Раскройте содержание такого признака государства как «аппарат власти и управления».

29. Сформулируйте понятие «политической власти». В чем разница между терминами «политическая» и «государственная» власть?

30. Каковы трактовки государства немарксистских учений и современных буржуазных теорий. В чем их положительные стороны и недостатки?

31. Как соотносится объект теории государства и права с ее предметом и какую роль он играет по отношению к предмету?

32. Что изучает наука теории государства и права и чем она отличается от соответствующей учебной дисциплины?

33. Назовите принципы, которые использует теория государства и права как инструмент научного познания.

34. Какое место занимает теория государства и права в системе отраслевых (специальных) юридических наук?

35. Предмет теории государства и права составляет общая теория государства и права. Раскройте понимания этого положения.

36. Раскройте какова роль и каково место теории государства и права среди отраслевых юридических наук.

37. Дайте толкования понятиям «суверенитет народа», «суверенитет нации».

38. Как решался вопрос, связанный с ПРИНУЖДЕНИЕМ при родовом строе и как решается этот вопрос при в классово-организованном обществе? Какова ЭВОЛЮЦИЯ общественной власти в процессе перехода от первобытно-общинного строя к клас­сово-организованному обществу.

39. В чем суть общечеловеческого (общесоциального) подхода к трактовке государства?

40. Раскройте содержание такого признака (черты) государства, как «разделение населения по территориальным единицам».

41. Важным отличительным признаком государства является наличие аппарата принуждения. Раскройте его понимание. Что означает «публичная власть»?

42. Раскройте содержание логического метода.

43. Содержание предмета теории государства и права составляют основные коренные вопросы. Какие основные коренные вопросы должны быть включены в предмет теории государства и права?

44. Раскройте главное содержание ФОРМАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКОГО (нормативно-догматический) МЕТОДА.

45. Какой из перечисленных методов распространяется на все без исключения науки и на все этапы (стадии) процесса познания? Раскройте кратко его содержание.

46. Сформулируйте понятие метода теории государства и права.

47. Перечислите характерные черты предмета теории государства и права.

48. (1) Что означает определить предмет общей теории государства и права? (2) Сформулируйте предмет общей теории государства и права.

Литература :

Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права: учеб.: в 2 т. Т.1 Государство. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2007. Раздел I, гл.I; гл. II. Раздел II, гл. II. Раздел III, гл. II.

Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах/ отв. М.Н. Марченко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М,: Наука, 2007. Гл. YIII.

Тема .Типология государств и правовых систем.

Формы государства.

Цель занятия: углубить и закрепить знания по вопросам: необходимости определения типов государств и правых систем; выработки критериев типологии государств и правовых систем; исторических разновидностей типов государств и правовых систем; форм правления и основания их классификации; характерных черт и особенностей форм государственного устройства; понятия государственного режима и его основных видов.

Форма проведение занятия- коллоквиум

План занятия :

...





Читайте также:
Продление сроков использования СИЗ: Согласно пункта 22 приказа Минздравсоцразвития России от...
Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать...
Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с...
Методика расчета пожарной нагрузки: При проектировании любого помещения очень важно...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.024 с.