Презентация. Словарная работа на экране.




Аналитическая работа над текстом.

Прежде чем приступить к работе над текстом, послушайте сообщение о словах, некоторые из которых могут затруднять понимание текста.

1. Словарная работа (выступают заранее подготовленные ученики):

геолог - специалист по геологии (Толковый словарь русского языка

С. Ожегова);

фосфоресцирующими - люминесцировать, светиться (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка);

благоговел - страшиться и покоряться; смиряться в ничтожестве своем перед высшим; оказывать кому безусловное уважение и повиновение ... Благоговейный, полный страха, уважения, смирения, покорности; высшая степень почтительности. (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка);

абонент - лицо, пользующееся абонементом, имеющее право на пользование чем-нибудь по абонементу. Абонент библиотеки. Абонент телефонной сети (Толковый словарь русского языка С. Ожегова);

до востребования - особая форма почтового адреса, в соответствии с которой почтовое отправление хранится в почтовом учреждении места назначения в течение определённого времени (обычно до 30 дней).

Тема текста обычно предъявляется во вступлении.

Цель вступления в художественных текстах: вызвать у читателя определённое чувство, эмоционально настроить его, создать состояние напряжённого ожидания.

- Удалось ли автору заинтриговать читателей?

Это заставляет задуматься об отношениях людей, их чувствах, взаимопонима-нии, желании прийти на помощь.

Текст разделен на абзацы, смысловые части.

Подумайте, о чем говорится в каждой смысловой части?

Запишите основные положения в виде назывного плана в паспорт урока.

1. Переговорный пункт.

2. Особые длинные гудки.

3. Соединяющая сердца девушка-телефонистка.

4. Недоступность абонента.

5. Чуткость и отзывчивость.

6. Срочная телеграмма.

7. Значимость естественного поступка.

Выполнение работы контролируется учителем.

Прочитайте назывной план текста.

Раскройте содержание каждого пункта плана. (Работа выполняется устно и письменно.)

 

Чтение текста на распечатанных листах.

 

Используем снова приём фантастическая добавка.

 

Представьте, что вы встретились с героями, вам удалось пообщаться. Какие впечатления, чувства вызвали они у вас?

 

Физминутка.

 

VII. Работа по тексту с использованием приёма «Лошадь и жоккей»

Тот учащийся, который отвечает на вопрос получает карточку с изображением лошади, тот, который отвечает карточку жоккея.

 

Ответьте на вопросы своими словами.

1. Какова роль переговорного пункта в поселке? (Место долгожданных переговоров…)

2. Что означают особые длинные гудки? (Переговоры могут не состояться)

3.Что входит в обязанности девушки-телефонистки? (Добросовестно относиться к своей работе, понимать цель прихода людей на переговорный пункт, соединять любящие сердца…, иметь общечеловеческие качества.)

4. Что значат для геолога слова: «Абонент не отвечает»? (Что-то случилось…)

5. Свойственно ли человеку на работе проявлять чуткость и отзывчивость?

Может ли срочная телеграмма принести человеку покой? (Телеграмма может принести человеку покой, если в ней слова «люблю, целую».)

7. Все ли поступки должны иметь благодарность? (Не все люди ждут за свои поступки благодарности…)

 

Физминутка

 

 

IX. Работа по модели человека с отрицательными чертами.

 

Выявляем отрицательные качества (можно синквейн): жалкий, ничтожный, не чувствует себя человеком, глупый, забыл о достоинстве, ему страшно, не уважает себя).

 

X. Работа по содержанию рассказа.

Какое высказывание отражает основную мысль текста? Выберите правильный ответ.

1. Любовь – дороже всех сокровищ. Она алмаз, которого не могут купить даже цари.

М.Иокай

2. Любовь – одно из чувств, которое нельзя скрыть…

3. Любовь есть сама жизнь;…жизнь блаженная и бесконечная.

Л.Н.Толстой

4. Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится земля.

И. С.Тургенев

Из приведенных примеров текста назовите предложения, где повторяется основная мысль:

слова над дверью, которые показались ему словами долгожданной телеграммы …;

геолог знал, что его звонка ждут с нетерпением;

благоговел перед этой девушкой: она могла сокращать расстояния, прекращать разлуки, соединять человеческие сердца…;

«Срочно посылают командировку Березники поздравляю днём рождения целую люблю».

Она просто вернула человеку покой и радость, рассеяла сомнения...

 

Почему рассказ называется “Ты меня слышишь?”, а не “Добрые поступки”?

 

(Устная работа)

 

Кто помог в сложившейся ситуации главному герою? (телефонистка) Как помогла?

Докажите, что расставание мужа и жены – сложное испытание для влюбленных. Как об этом пишет автор? (15)Этого не может быть!..— возразил он. — (16)У меня сегодня день рождения, и мы договорились...)

- В каких предложениях открыто звучит авторская позиция?

Вывод: автор привлекает внимание читателей к очень важной проблеме - проблеме потребности любящих людей друг в друге.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: