Аналитическая работа над текстом.
Прежде чем приступить к работе над текстом, послушайте сообщение о словах, некоторые из которых могут затруднять понимание текста.
1. Словарная работа (выступают заранее подготовленные ученики):
геолог - специалист по геологии (Толковый словарь русского языка
С. Ожегова);
фосфоресцирующими - люминесцировать, светиться (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка);
благоговел - страшиться и покоряться; смиряться в ничтожестве своем перед высшим; оказывать кому безусловное уважение и повиновение ... Благоговейный, полный страха, уважения, смирения, покорности; высшая степень почтительности. (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка);
абонент - лицо, пользующееся абонементом, имеющее право на пользование чем-нибудь по абонементу. Абонент библиотеки. Абонент телефонной сети (Толковый словарь русского языка С. Ожегова);
до востребования - особая форма почтового адреса, в соответствии с которой почтовое отправление хранится в почтовом учреждении места назначения в течение определённого времени (обычно до 30 дней).
Тема текста обычно предъявляется во вступлении.
Цель вступления в художественных текстах: вызвать у читателя определённое чувство, эмоционально настроить его, создать состояние напряжённого ожидания.
- Удалось ли автору заинтриговать читателей?
Это заставляет задуматься об отношениях людей, их чувствах, взаимопонима-нии, желании прийти на помощь.
Текст разделен на абзацы, смысловые части.
Подумайте, о чем говорится в каждой смысловой части?
Запишите основные положения в виде назывного плана в паспорт урока.
1. Переговорный пункт.
2. Особые длинные гудки.
|
3. Соединяющая сердца девушка-телефонистка.
4. Недоступность абонента.
5. Чуткость и отзывчивость.
6. Срочная телеграмма.
7. Значимость естественного поступка.
Выполнение работы контролируется учителем.
Прочитайте назывной план текста.
Раскройте содержание каждого пункта плана. (Работа выполняется устно и письменно.)
Чтение текста на распечатанных листах.
Используем снова приём фантастическая добавка.
Представьте, что вы встретились с героями, вам удалось пообщаться. Какие впечатления, чувства вызвали они у вас?
Физминутка.
VII. Работа по тексту с использованием приёма «Лошадь и жоккей»
Тот учащийся, который отвечает на вопрос получает карточку с изображением лошади, тот, который отвечает карточку жоккея.
Ответьте на вопросы своими словами.
1. Какова роль переговорного пункта в поселке? (Место долгожданных переговоров…)
2. Что означают особые длинные гудки? (Переговоры могут не состояться)
3.Что входит в обязанности девушки-телефонистки? (Добросовестно относиться к своей работе, понимать цель прихода людей на переговорный пункт, соединять любящие сердца…, иметь общечеловеческие качества.)
4. Что значат для геолога слова: «Абонент не отвечает»? (Что-то случилось…)
5. Свойственно ли человеку на работе проявлять чуткость и отзывчивость?
Может ли срочная телеграмма принести человеку покой? (Телеграмма может принести человеку покой, если в ней слова «люблю, целую».)
7. Все ли поступки должны иметь благодарность? (Не все люди ждут за свои поступки благодарности…)
|
Физминутка
IX. Работа по модели человека с отрицательными чертами.
Выявляем отрицательные качества (можно синквейн): жалкий, ничтожный, не чувствует себя человеком, глупый, забыл о достоинстве, ему страшно, не уважает себя).
X. Работа по содержанию рассказа.
Какое высказывание отражает основную мысль текста? Выберите правильный ответ.
1. Любовь – дороже всех сокровищ. Она алмаз, которого не могут купить даже цари.
М.Иокай
2. Любовь – одно из чувств, которое нельзя скрыть…
3. Любовь есть сама жизнь;…жизнь блаженная и бесконечная.
Л.Н.Толстой
4. Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится земля.
И. С.Тургенев
Из приведенных примеров текста назовите предложения, где повторяется основная мысль:
… слова над дверью, которые показались ему словами долгожданной телеграммы …;
… геолог знал, что его звонка ждут с нетерпением …;
… благоговел перед этой девушкой: она могла сокращать расстояния, прекращать разлуки, соединять человеческие сердца…;
«Срочно посылают командировку Березники поздравляю днём рождения целую люблю».
… Она просто вернула человеку покой и радость, рассеяла сомнения...
Почему рассказ называется “Ты меня слышишь?”, а не “Добрые поступки”?
(Устная работа)
Кто помог в сложившейся ситуации главному герою? (телефонистка) Как помогла?
Докажите, что расставание мужа и жены – сложное испытание для влюбленных. Как об этом пишет автор? (15)Этого не может быть!..— возразил он. — (16)У меня сегодня день рождения, и мы договорились...)
- В каких предложениях открыто звучит авторская позиция?
Вывод: автор привлекает внимание читателей к очень важной проблеме - проблеме потребности любящих людей друг в друге.