Возможные проблемы больного ребенка:
- Нарушение питания вследствие интоксикации
- Нарушение процессов терморегуляции
- Неадекватное дыхание
- Нарушение жизненно важных функций
- Нарушение двигательной активности
- Нарушение сна
- Высокий риск присоединения осложнений: деструктивной пневмонии, гнойного менингита, остеомиелита, парапроктита, отита и т.д.
- Угроза для жизни
Возможные проблемы родителей:
- Тревога за ребенка
- Дефицит знаний о заболевании, причинах его возникновения, особенностях течения, возможном прогнозе.
- Трудность осознания и адекватной оценки случившегося
- Неуверенность в благополучном исходе
- Чувство вины перед ребенком
Сестринские вмешательства:
- Помочь родителям восполнить дефицит знаний о причинах и факторах риска развития гнойно-септических заболеваний, особенностях течения, возможном прогнозе.
- Убедить родителей в необходимости срочной госпитализации ребенка в специализированное отделение. Оказать помощь в организации госпитализации, объяснить преимущества проведения своевременного комплексного и этиотропного лечения для благополучного прогноза.
- Помочь родителям увидеть перспективу выздоровления ребенка, оказать психологическую поддержку.
- Создать комфортные условия содержания ребенка в палате (по возможности, обеспечить его пребывание в стерильном боксе), использовать теплое стерильное белье. Поддерживать оптимальный температурный режим в палате.
- Соблюдать асептику и антисептику при выполнении манипуляций и осуществлении ухода с целью профилактики внутрибольничной инфекции.
- осуществлять постоянный мониторинг ребенка, специализированный уход за тяжелобольным, проводить медицинское документирование сестринского процесса: контроль общего состояния, ЧДД, ЧСС, АД, характер температурной кривой, массы тела, частоту срыгивания, рвоты, стула, учитывать объем и состав получаемой жидкости.
- Несколько раз в день проводить ревизию кожных покровов и слизистых оболочек, пупочной ранки и обрабатывать их растворами антисептиков и средствами этиотропной терапии (аэрозоли с антибиотиками, гели и мази с репарантами, повязки с бактериофагом).
- Взаимодействовать в бригаде, строго выполнять врачебные назначения. Оценивать эффективность проводимой терапии. Вносить изменения в план ухода при присоединении осложнений.
- Обеспечить ребенку адекватное питание и способ кормления по состоянию. Выбрать правильное положение ребенка при кормлении. Кормить медленно, делать частые перерывы. Регулярно проводить контрольные кормления при вскармливании ребенка грудью.
- Обучить родителей уходу за ребенком в домашних условиях. Помочь им правильно оценивать состояние ребенка и его возможности, убедить в необходимости проведения регулярного контроля над температурой тела, состоянием кожных покровов, слизистых оболочек, нарастанием массы тела, нервно-психическим развитием, характером стула и т.д.
- Убедить родителей соблюдать гигиенические правила ухода за ребенком (тщательно мыть руки, своевременно и правильно обрабатывать игрушки, пустышки, соски, бутылочки и т.д.)
- Обучить родителей технике проведения туалета кожи, слизистых оболочек, наружных половых органов, проведению лечебных ванн с настоями череды, ромашки, зверобоя, отварами коры дуба, березовых почек.
- Посоветовать удовлетворять физические, эмоциональные, психологические потребности ребенка (чаще брать его на руки, поддерживать телесный контакт, ласково разговаривать, поощрять игровую деятельность).
- Посоветовать родителям своевременно проводить профилактику интеркуррентных заболеваний (рациональное питание с достаточным введением овощей и фруктов, избегать контактов с больными детьми и взрослыми, проводить общеукрепляющие и закаливающие мероприятия, иммунокорригирующую и витаминотерапию).
- Убедить родителей в необходимости динамического наблюдения за ребенком в периоде реконвалесценции врачом-педиатром, отоларингологом, хирургом и другими специалистами по показаниям.
Контрольные вопросы:
- Каковы причины возникновения неинфекционных заболеваний кожи у новорожденного ребенка?
- Какие клинические проявления потницы и опрелостей?
- Как лечить потницу и опрелости у новорожденного ребенка?
- Какие факторы риска возникновения гнойно-септических заболеваний у новорожденных?
- Какие локальные формы гнойно-септических заболеваний Вы знаете?
- Какие клинические проявления везикулопустулеза?
- Какие клинические признаки характерны для пузырчатки?
- Какие клинические признаки характерны для эксфолиативного дерматита?
- Какие клинические признаки характерны для омфалита?
- Какое этиотропное лечение проводят при локализованных формах гнойно-септических заболеваниях?
- Какие возбудители вызывают сепсис новорожденных?
- Какие факторы способствуют развитию сепсиса?
- Какие клинические признаки характерны для периода разгара сепсиса?
- Какие выделяют клинические формы сепсиса?
- Каковы принципы лечения сепсиса?
- Каков прогноз локализованных и генерализованного гнойно-септических заболеваний у новорожденных?