Тема урока – «Официально-деловой стиль в русском языке и его особенности»




Сведения об авторе: Кудрина ЕА, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ с. Большой Мелик Балашовского района Саратовской области.

Предмет: родной русский язык

Класс: 9

Тип урока: комбинированный урок

Цели урока:

· Дать развернутую характеристику официально-делового стиля;

· Ознакомить обучающихся с его разновидностями и жанрами;

· Отработать навыки обучающихся грамотно составлять различные деловые бумаги, а также графически правильно оформлять любой деловой текст.

Форма проведения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: наглядный, словесный, практический, с использованием ИТК.

Оборудование: мел, доска, проектор, презентация «Официально-деловой стиль».

ХОД УРОКА:

Этап урока Деятельность учащихся Деятельность учителя
I.Организационный момент -Взаимное приветствие; - определение отсутствующих. - Приветствие учащихся. - Проверка готовности класса к уроку, организация внимания.
Подготовка к восприятию (актуализация)   - Отвечают на воп-росы учителя;   -Разгадываю ребус - Чтение притчи. Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О, мои подданные!” - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. “Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась. Тогда падишах сказал: “Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”. - Как вы понимаете основную мысль текста? - Как она нам поможет на уроке? - А сейчас представьте себе, что вы визири этого падишаха - откройте загадочную дверь. У вас есть ключ – это ребус. Разгадайте его, и узнайте, о чём мы сегодня будем говорить на уроке. Какое слово зашифровано в ребусе? (Стиль)
II. Основной этап    
Целевая установка     - Отвечают на вопросы учителя;     Работают в тетради;     - Ставят задачи урока: познакомиться с официально-деловым стилем, его особенностями - И так давайте вспомним, что такое стиль речи. Стиль – разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону жизни. - С какими стилями речи вы уже знакомы? - Сегодня более подробно рассмотрим официально-деловой стиль. - Откройте тетради, запишите дату и тему урока: «Официально-деловой стиль в русском языке и его особенности» (СЛАЙД 1). - Официально-деловой стиль – это стиль, который обслуживает правовую и административно-общественную сферы деятельности. Он используется при написании документов, деловых бумаг и писем в государственных учреждениях, суде, а также в разных видах делового устного общения. Представьте себе, что вам нужно составить заявление о приёме в спортивную секцию. Что вам нужно знать, чтобы правильно это сделать? - В этом и будет состоять цель сегодняшнего урока.
Объяснение нового материала     Записывают в тетрадь В повседневной жизни нам очень часто приходится сталкиваться с необходимостью составления деловых бумаг разного рода. Приходится писать различные заявления, справки, объявления, объяснительные записки. Подобные документы должны быть составлены грамотно, чётко, коротко и ясно, с соблюдением определённых стандартов. (СЛАЙД 2) Для этого используется официально-деловой стиль и его подстили: официально-документальный и обиходно-деловой. Основная цель этого стиля речи– точная передача деловой информации. Основные стилевые черты: точность, употребление стандартных оборотов речи, большое количество отымённых предлогов («в течение») и союзов («вследствие того что»), осложнённые простые предложения. -Давайте с вами запишем в тетради особенности стиля (СЛАЙД 3): ü Точность, не допускающая иного толкования; ü Краткость, ясность излагаемого материала; ü Юридическая обоснованность; ü Неличный характер; ü Стандартизованность; ü Стандартность расположения частей текста или реквизитов; ü Полное отсутствие эмоционально-экспрессивных средств. ü Единая внешняя форма; ü Повествовательный характер изложения.
Практическая работа по новой теме. - Просмотр презентации;   - Работа с тетрадью (практическая работа).     - Отвечают на вопросы учителя. (СЛАЙД 4) - А сейчас, давайте с вами посмотрим презентацию, из которой мы узнаем: что такое заявление, его цели, правила оформления заявления и его разновидности. Заявление- это внутренний служебный документ, ключевое слово: «прошу». Он предназначен для доведения до сведения должностного лица информации узкой направленности. Заявления всегда пишутся по конкретному поводу и посвящены обычно одному вопросу. Цель документа: реализация или защита своих интересов. Реквизиты документа: - Адресат; - именование заявителя (ф.и.о.); - наименование жанра документа; -текст, формулирующий интересы или права заявителя с необходимой аргументацией. - список документальных приложений (если они есть); - подпись заявителя; - дата. (СЛАЙД 5, 6) Просмотр образца составления собственного заявления Задание1. Составление обучающимися собственного заявления на заданную тему (просьба разрешить пройти производственную практику в автомастерской «ЛАДА»). (СЛАЙД 6) Просмотр образца составления объяснительной записки. Объяснительная записка - это документ, объясняющий причины какого-либо события, факта, поступка. Задание 2. Составление учащимися объяснительной записки на заданную тему: «Причина ухода с последнего урока 17 февраля 2020 года». (СЛАЙД 7) Просмотр образца доверенности. Доверенность - документ, который доверяет кому-нибудь действовать от имени выдавшего документ. Задание 3. Стилистический эксперимент: редактирование чужой доверенности   (СЛАЙД 8) Просмотр образца написания расписки. Задание 4. Написание обучающимися собственной расписки на заданную тему: «отдать долг в магазин «Татьяна».   (СЛАЙД 9) Задание 5. Найти лексические ошибки   Фронтальная беседа с элементами дискуссии - Читаете ли вы объявления? - Какие объявления вы прочитали за последнюю неделю? - В каком стиле они были написаны? - Всегда ли и все ли объявления пишутся в официально-деловом стиле? - Как называется объявление о фильме, спектакле, концерте?   (СЛАЙД 10) «В объявлении называют адресата; кратко излагают деловую информацию; указывают, от чьего имени она даётся». Текст рекламы ярко и красочно представляет рекламируемый товар и его достоинства. Требования к рекламным объявлениям: -Заголовок должен привлечь внимание, заставить прочитать всё объявление до конца. -Первое предложение содержит полезную информацию, сразу же привлекающую внимание читателя к тексту. -Первое предложение выделяется другим шрифтом или цветом печати. -Текст должен быть лаконичным и выразительным  
III.Закрепление материала - Отвечают на вопросы учителя; - Закрепляют пройденный материал. - Урок наш об официально – деловом стиле речи подходит к концу. За короткое время мы с вами выполнили большой объём работы, а теперь для закрепления давайте ответим на вопросы по данной теме: - Назовите основную цель официально-делового стиля? - Какова сфера применения данного стиля? - В чём особенности официально-делового стиля? - О каких жанрах официально-делового стиля мы сегодня говорили? Таким образом, мы можем подвести итог, что официально-деловой стиль – это целая разновидность русского литературного языка. И это стиль, имеющий свои средства выражения. Официально-деловой стиль вполне равноправен с другими стилями и сыграл важную роль в формировании и развитии русского литературного языка. Все молодцы, я думаю, что вы достигли той цели, которую ставил перед собой в начале урока.
Подведение итогов   Выставление оценок
Домашнее задание Запись домашнего задания. Подготовить рассказ на тему: “Официально-деловой стиль”, используя материалы урока.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: