Максимальное количество баллов – 100 баллов




ЗАДАНИЯ I (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА

РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫПО ЛИТЕРАТУРЕ

Класс

Гг.

Задание 1 (5 баллов). Ниже приведены псевдонимы русских писателей. Укажите настоящие фамилии писателей.

А. Анна Ахматова –

Б. Максим Горький –

В. В.Алов –

Г. Lerma –

Д. Друг Кузьмы Пруткова

Задание 2 (10 баллов). Этот литературоведческий термин в своей основе имеет латинское словосочетание (от латин. retro – назад и specto – смотрю), которое переводится как «взгляд назад». Назовите этот термин и укажите его назначение в произведении. В каких произведениях вы встречали данный приём и какую роль он в них играл?

Задание 3 (10 баллов). Прочитайте фрагмент стихотворения. На основе анализа его идейно-образного содержания определите литературное течение модернизма, к которому относится этот фрагмент. Аргументируйте свой ответ.

Усадьба, ночью чингисхань!

Шумите, синие берёзы.

Заря ночная, заратустрь!

И небо синее, моцарть!

И сумрак облака, будь гойя!

Ты ночью, облако, роопсь!..

Задание 4 (15 баллов)

Представьте себе, что в некоторых литературных произведениях перепутались персонажи.

Напишите небольшой диалог (10-20 реплик) между Господином из Сан-Франциско (И.А. Бунин) и Старухой Изергиль (М. Горький).

При оценивании учитываются:

- знание текста каждого из произведений (наличие или отсутствие фактических ошибок в определении

имён героев, их социального статуса, рода занятий и проч., возможное наличие цитат из произведения) –

до 4 баллов;

-изобретательность (логически и творчески мотивированные темы разговора, указания на возможные

обстоятельства встречи персонажей) – до 4 баллов;

- понимание смысла художественного образа (учтена роль персонажа в развитии сюжета, по его репликам

видны особенности его характера и мировоззрения) – до 4 баллов;

- сохранение речевого своеобразия персонажей (учтена характерная манера речи, стилизованы

лексические и синтаксические конструкции) – до 3 баллов

Задание 5 (30 баллов). Сопоставьте стихотворения И. Бунина и И. Бродского «Одиночество». В работе советуем отразить следующие моменты:

  1. Композиция стихотворений.
  2. Представление лирических героев И. Бродского и И. Бунина об одиночестве.
  3. Художественные средства, при помощи которых авторы передают мироощущение лирического героя.
  4. К чему приводит автор лирического героя в конце стихотворения?
И. Бродский И. Бунин
Когда теряет равновесие твоё сознание усталое, когда ступеньки этой лестницы уходят из-под ног, как палуба, когда плюёт на человечество твоё ночное одиночество, — ты можешь размышлять о вечности и сомневаться в непорочности идей, гипотез, восприятия произведения искусства, и — кстати — самого зачатия Мадонной сына Иисуса. Но лучше поклоняться данности с глубокими её могилами, которые потом, за давностью, покажутся такими милыми. Да. Лучше поклоняться данности с короткими её дорогами, которые потом до странности покажутся тебе широкими, покажутся большими, пыльными, усеянными компромиссами, покажутся большими крыльями, покажутся большими птицами. Да. Лучше поклоняться данности с убогими её мерилами, которые потом до крайности, послужат для тебя перилами (хотя и не особо чистыми), удерживающими в равновесии твои хромающие истины на этой выщербленной лестнице.   И ветер, и дождик, и мгла Над холодной пустыней воды. Здесь жизнь до весны умерла, До весны опустели сады. Я на даче один. Мне темно За мольбертом, и дует в окно. Вчера ты была у меня, Но тебе уж тоскливо со мной. Под вечер ненастного дня Ты мне стала казаться женой... Что ж, прощай! Как-нибудь до весны Проживу и один — без жены... Сегодня идут без конца Те же тучи — гряда за грядой. Твой след под дождем у крыльца Расплылся, налился водой. И мне больно глядеть одному В предвечернюю серую тьму. Мне крикнуть хотелось вослед: «Воротись, я сроднился с тобой!» Но для женщины прошлого нет: Разлюбила — и стал ей чужой. Что ж! Камин затоплю, буду пить... Хорошо бы собаку купить.  

Творческое задание 6 (30 баллов)

Важную роль в художественном мире писателя И.А. Бунина играет тема любви. По Бунину, любви присуща катастрофичность, но в любви же и высшее счастье, вершина жизни, её сосредоточие и смысл. Однако любовь – лишь мгновение. Охарактеризуйте бунинскую концепцию любви, обратившись к одному из произведений автора.

(Максимальное количество баллов – 30 баллов: 20 баллов за полное раскрытие темы и оригинальность подачи материала, 10 баллов за грамотное оформление работы

 

Максимальное количество баллов – 100 баллов

 

 

КЛЮЧ К ЗАДАНИЯМ I (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА

РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫПО ЛИТЕРАТУРЕ

Класс

Гг.

Задание 1 (5 баллов). (Максимальное количество баллов – 5 баллов: по 1 баллу за каждую правильно названную фамилию).

Е. Анна Ахматова – Анна Андреевна Горенко

Ж. Максим Горький – Алексей Максимович Пешков

З. В.Алов – Николай Васильевич Гоголь

И. Lerma – Михаил Юрьевич Лермонтов

К. Друг Кузьмы Пруткова – Фёдор Михайлович Достоевский

Козьма Прутков - Алексей Константинович Толстой и братья Жемчужниковы

 

Задание 2 (10 баллов).

Ретроспекция – возвращение к прошлому.

Например, в романе А.С. Пушкина «Дубровский» читатель сначала видит появление в доме Троекурова Дефоржа и лишь потом узнаёт, каким образом вместо приглашенного учителя в усадьбе оказался Дубровский. Здесь налицо использование ретроспекции. В романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» (инсценировка самоубийства Лопуховым, а затем рассказ о том, что этому предшествовало): Н.В. Гоголь «Мертвые души» (история жизни Чичикова в конце первого тома).

(Максимальное количество баллов – 10 баллов: 1 балл за указание термина, 4 балла за указание роли в произведении в целом, 5 баллов за приведённый пример и грамотное объяснение связи термина с указанным произведением).

Задание 3 (10 баллов) (Максимальное количество баллов - 10 баллов: указание литературного течения – 1 балл, автора – 1 балл; грамотная аргументация ответа – 8 баллов).

Данный фрагмент относится к модернистскому течению футуризм. Фрагмент стихотворения изобилует индивидуально-авторскими глаголами в форме повелительного наклонения, в основе которых имена собственные.

 

Задание 5 (30 баллов)

Критерии оценивания Баллы
Сравнение композиция стихотворений.  
Сопоставление представлений лирических героев Бунина и Бродского об окружающем мире.  
Объяснение использования художественных средств  
Вывод о состоянии лирических героев в конце стихотворений.  
Стройность композиции работы.  
Речевое оформление, орфографическая и пунктуационная грамотность.  
Общее количество баллов  

Материал для учителя

БРОДСКИЙ

Типичный жанр, в котором писал Бродский — это стихотворная драма. Все его произведения пронизаны переживаниями и состояниями, которые прожил сам поэт. Это и недопонимание, отрешённость, экзистенциальный кризис, внутренний натиск и изгнание.

Направление — постмодернизм. Творчество Бродского отличается особой музыкальностью. В произведениях поэта ярко отражается черта преемственности искусства. Автор в своих стихотворениях зачастую обращается к античности. Даже размер его произведений указывает на это. Поэт для создания своих стихотворений использовал двухстопный пеон.

Образы и символы

В своём произведении для формирования конкретных, более точных ощущений, Бродский использует множество символов. Всеобъемлющим образом в его стихотворении является одиночество. Оно глобально и всепоглощающе. Одиночество для лирического героя является некой крепостью. Оно помогает ему сосредоточится на мироздании, размышлять о вечном, открывая глаза на порочность всего сущего.

Ещё одним немаловажным символом служит лестница. Её ступени — это уровни становления сознания индивида, ступая на которые, он спотыкается, двигаясь волнообразными импульсами, совершая ошибки и делая выводы. Третий ключевой символ — это перила. Они являют собой шаткую, ненадёжную опору, совесть и сознание которой далеко нечисты:


Послужат для тебя перилами,
(Хотя и не особо чистыми),
Удерживающими в равновесии
Твои хромающие истины
На этой выщербленной лестнице


Бродский, по своему восприятию, был истинным реалистом с уклоном к пессимистичности. Он воспринимал всё без иллюзий, принимая окружающее таким, какое оно есть. Поэт считал, что лучше «поклоняться данности», смирившись с неидеальностью мира.

Темы и проблемы

  • Основной проблемой данного стихотворения является конфликт лирического героя с окружающим миром. Он видит действительность, как сплошную убогую данность, с безнадёжными мерилами, наполненную порочностью и хромающими истинами. И в этом противоборстве он выбирает смирение, а не борьбу. Он хочет видеть не хорошее, не плохое, а то, что есть. Все равно память сгладит углы и исказит восприятие. Его интонации настолько двусмысленны, что сложно понять, иронизирует он над этим выбором, или признает его, как единственно возможный исход.
  • Так же здесь присутствует проблема нравственности человека и его степени моральности. В ночном одиночестве он позволяет себе сомневаться во всем, богохульствовать, отрицать все истины. Однако эти полеты мысли – лишь попытка скрыться от того факта, что он – все тот же и на той же выщербленной лестнице. Моральность или аморальность в сущности ничего не меняют, особенно когда человек мечется между ними в своем сознании не в силах решить в пользу чего-нибудь из этого.
  • Кроме того, можно выделить проблему памяти. Она искажает реальность в угоду психологическому комфорту личности, услужливо подстраивая факты под настроение владельца. Достоверной картины событий, «данности» от нее ждать не стоит. Зато такой механизм помогает человеку удержаться на плаву и не сходить с ума от отчаяния, ведь разрыв между действительностью и его идеалом чудовищен.

В произведении можно выделить несколько тем, одна из которых - тема одиночества. Только в таком состоянии человек может быть честен с собой.

Средства художественной выразительности

Иосиф Бродский — настоящий гений эпохи музыкальной, звучной и метричной поэзии. Его произведения наполнены различными литературными стилистическими приёмами.

Поэт использует такие эпитеты, как: «усталое сознание», «глубокие могилы», «короткие дороги», «убогие мерила», «хромающие истины», «выщербленная лестница» с целью передачи ощущения разочарования и отчаяния лирического героя. Бродский показывает через данный приём невечность и скоротечность жизни. Автор употребляет метафору «когда плюет на человечество твое ночное одиночество» с целью создания эффекта полнейшей отрешённости, которая услаждает лирического героя, вводя его в состояние абсолютной умиротворённости.

Стихотворение И. Бродского состоит из трех куплетов с разным количеством строк, перекрестная рифма чередуется с параллельной. Стихотворный размер – хорей, строки не отличаются стройностью (есть двух-, трех- и четырехстопные). Композиция и ритмическая организация подчинены содержанию стиха.

БУНИН

История создания связана с жизнью не только И. Бунина, но и его товарища. Известно, что стихотворение посвящено Петру Нилусу, другу-художнику Ивана Алексеевича. Это объясняет, почему в первой строфе упоминается мольберт. Нилус, как и Бунин страдал от одиночества. Стоит также отметить, что на момент написания произведения отношения Ивана Алексеевича с его женой очень ухудшились. Поэт страдал от того, что супруга не разделяет его взгляды. Анна же упрекала его в черствости. Спустя год совместной жизни Цакни оставила супруга и уехала в Одессу. Бунин очень тяжело переживал эти события. Видимо, они отразились и в анализируемом стихотворении, которое появилось в 1903 году в Константинополе.

В стихотворении автор развивает взаимосвязанные темы одиночества и разрыва отношений. Для этого он использует пейзажные и психологические зарисовки, также лаконично воспроизводит сцену расставания. В центре стихотворения – лирический герой и его возлюбленная. Начинается произведение пейзажем, который создает печальную атмосферу одинокого пребывания на даче. Лирический герой с грустью смотрит на опустевший сад, погода тоже не радует: «и ветер, и дождик, и мгла». Пейзаж отображает внутреннее состояние героя. Мужчина говорит, что остался один на даче, где темно и ветрено. Эта деталь тоже подсказывает, что творится в его душе. В следующих строфах читатель узнает о причине грусти лирического героя. Оказывается, его бросила женщина, которая стала для него женой. Мужчина знает, что пытаться вернуть возлюбленную бесполезно, поэтому отпускает ее, приговаривая: «Проживу и один – без жены…». Следующий день после ухода женщины тоже оказался пасмурным. Кажется, природа плачет над разбитым сердцем. Лирический герой до последнего вглядывается во тьму, храня надежду на то, что «жена» вернется. В последней строфе А. Бунин демонстрирует свое знание женской натуры. Его лирический герой считает, что женщины легко рвут с прошлым, бывшие возлюбленные быстро становятся для них чужими людьми. Мужчина не видит выхода из сложившейся ситуации. Его руки опускаются, поэтому единственное, что он может сделать в этот вечер – затопить камин и пить. От последнего стиха веет иронией. Мужчина, отчаявшись найти верную спутницу жизни, мечтает о собаке. В контексте заявленной темы развивается идея о том, что нужно беречь чувства, не давать человеку надежд, если знаешь, что у отношений нет будущего.

Композиция. Для развития темы автор выбрал форму монолога лирического героя. Его можно разделить на три смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ об уходе любимой женщины, описания внутреннего состояния лирического героя, переживающего душевную драму. Формально произведение состоит из четырех шестистиший.

произведения – элегия с элементами послания: лирический герой с грустью рассказывает о том, что терзает его душу, а во второй строфе обращается к возлюбленной. Стихотворный размер – трехстопный анапест. В тексте используется перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ рифмовка. Рифмы – мужские.

Стихотворение И. Бунина небогато на средства выразительности, но они помогают автору передать чувства лирического героя, оригинально интерпретировать тему одиночества. В тексте есть метафоры – «пустыня воды», «жизнь до весны умерла», «идут без конца те же тучи» и эпитеты – «холодная пустыня», «ненастный день», «предвечерняя серая тьма». Выразительности эмоциям лирического героя придает интонация. Автор использует оборванные синтаксические конструкции и восклицательные предложения. Мрачное настроение передается и при помощи аллитерации: «р», «з», «ж», «ш»: «Но для женщины прошлого нет: разлюбила – и стал ей чужой».

 

Максимальное количество баллов – 100 баллов

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: