ИЗ ЖИЗНИ ОТДЫХАЮЩИХ
Литературно -историческое расследование биографии отпуска
Целый год работы и серых будней, похожих один на другой… И наконец отпуск - долгожданный отдых, наполненный свободой и счастьем!
Но еще сравнительно недавно ни о каком отпуске люди не помышляли. А уж о том, что отдыхающий человек работает на благо цивилизации, вообще догадались совсем недавно.
Раньше работа и отдых чередовались сами собой - например, крестьяне, вдоволь потрудившись на пахоте и сборе урожая, зимой могли расслабиться. Правда, им приходилось работать не только на себя, но и на помещиков, но и тут о балансе труда и отдыха заботилась религия, запрещавшая работу в определенные дни, - у христиан это было воскресенье, у иудеев - суббота, у мусульман - пятница. Выходные не полагались разве что рабам, но были праздники, когда и они освобождались от работы.
Каникулы придумали римляне
В Древнем Риме во время завершавшего год праздника Сатурналий рабы могли отдыхать целую неделю. Больше того - они имели право пировать в господском доме, а хозяева должны были им прислуживать. У французского художника Тома Кутюра, жившего в 19 веке, есть очень красочное полотно под названием «Римляне времен упадка». На нем он как раз запечатлел ежегодный «отпуск» рабов.
Известно, что в течение недели освобожденные от работы рабы носили шапку-пилеус, которая позже превратилась во фригийский колпак - символ свободы. У свободных римлян выходных было куда больше, чем неделя, - целых 115 дней в году.
Примерно та же картина наблюдалась и в других странах: к примеру, в Индии уже в ХХ веке праздники в честь бесчисленных богов занимали до 170 дней ежегодно. Отдых мог иметь не религиозную, а вполне практическую причину - например, в том же Риме жарким летом учреждения прекращали работать, сенат не заседал, и горожане побогаче массово уезжали за город. Это было время canicula, или «собачки», - так римляне называли звезду Сириус в созвездии Большого Пса, которая в те жаркие дни раньше других появлялась на небе.
Школьники тогда тоже прекращали учебу, поэтому понятие «каникулы» со временем закрепилось за ними.
Римляне изобрели и другое понятие - «рекреация», то есть восстановление сил. Богачи отдыхали от трудов в своих загородных виллах, а в эпоху империи вошел в моду отдых на горячих источниках - великий врач Гален открыл, что они благотворно влияют на здоровье. По всей Европе римляне строили санатории, или «места лечения». То же самое означает немецкое слово «курорт».Курортные места, как и сегодня, быстро обрастали гостиницами, тавернами и привычными нам развлечениями вроде каруселей и проката лодок. Простые люди на курорты не ездили, но работой тоже не перегружались - послеобеденная сиеста в середине дня была всеобщим правилом.
В Средние века европейцы тоже не упускали случая вздремнуть после обеда, резонно полагая, что всех денег не заработаешь.
мичасового рабочего дня добились американские рабочие
Все изменилось с приходом новой протестантской идеологии, объявившей труд доблестью, а безделье - худшим из грехов.
Уже в XVI веке в Англии могли повесить как бродягу любого мужчину, не имевшего хотя бы временной работы. В той же Англии возникли первые фабрики, труд на которых затмил античное рабство. В XIX столетии Карл Маркс в своем «Капитале» приводил пугающие примеры эксплуатации британских рабочих: они работали по 15–16 часов в день с небольшим перерывом. Женщины сутками горбились над ткацкими станками. Дети начиная с пяти лет толкали в шахтах тяжелые вагонетки. Их каторжный труд на фабриках, например, по производству ваксы подробно описан в романах Чарльза Диккенса …
Зарплата была мизерной, к тому же хозяева платили не за время работы, а за объем сделанного. Конечно, не оплачивалось и лечение, даже если рабочий заболел от непосильного труда или пострадал на производстве по вине хозяина. Всякий, кто уходил с работы хотя бы на день, мог лишиться ее вовсе - за воротами фабрики ждала толпа безработных. Правда, воскресенья и церковные праздники по-прежнему были нерабочими днями. В дореволюционной России их накапливалось до шестидесяти в год.
Первый регламент рабочего времени был установлен в XVIII веке для служащих судов, таможен, почт и прочих государственных контор. Сначала в Англии, а потом и в других странах их работа была ограничена девятью часами с часовым перерывом на обед.
Восьмичасовой рабочий день, доставшийся бюрократам ради удобства их начальников, стал мечтой всех остальных и лозунгом рабочих выступлений по всему миру. Одним из них стала демонстрация в Чикаго 1 мая 1886 года, когда то ли ретивый анархист, то ли провокатор бросил бомбу в полицейских. Четверо профсоюзных лидеров были повешены без всяких доказательств их вины, что вызвало громкий скандал. После этого первый день мая стал праздником солидарности рабочих, а власти США и других стран постепенно узаконили вожделенные восемь рабочих часов.