Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (за исключением полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о размещении заказов к компетенции других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления), а также изданию в пределах своей компетенции нормативных правовых и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 5 постановления Правительства Российской Федерации "Вопросы федеральной антимонопольной службы" от 07 апреля 2004 года №189 (в действующей редакции) основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:
а) контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики, использования земли, недр, водных и других природных ресурсов;
б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;
в) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе;
г) контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну);
|
д) контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
Как следует из приведенного выше описания, сфера деятельности Федеральной антимонопольной службы обширна. Свою деятельность она осуществляет непосредственно, а также через свои территориальные органы.
В течение 2008 года и I полугодия 2009 года V судебным составом административной коллегии Арбитражного суда Республики Коми было рассмотрено 58 дел с участием одного из территориальных органов Федеральной антимонопольной службы - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Управление ФАС).
Указанные дела были связаны, как с обжалованием ненормативных правовых актов Управления ФАС, так и с обжалованием постановлений по делам об административных правонарушениях.
Настоящий Обзор судебной практики подготовлен на основании пунктов 2.1 и 4.1 Плана работы Арбитражного суда Республики Коми на I полугодие 2009 года в целях достижения единства судебно-арбитражной практики.
В Обзоре отражена правовая позиция арбитражного суда по конкретным спорам, а в отдельных случаях - с учетом мнения вышестоящих судебных инстанций.
|
В случае предполагаемой возможности покупателя ограничивать конкуренцию на товарном рынке такой покупатель может быть включен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов, по результатам проведенного анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке определенного товара.
Общество (ОАО) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа Управления ФАС о включении его в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов, с долей более 50 процентов как покупателя молока-сырья, необходимого для производства молочной продукции, на товарном рынке в пределах географических границ отдельных муниципальных образований.
По мнению Общества, включение его в Реестр хозяйствующих субъектов… противоречит нормам и принципам антимонопольного законодательства, поскольку оно является покупателем продукции.
Решением суда в удовлетворении заявленного требования отказано.
В соответствии с пунктами 8 и 10 части 1 статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции" антимонопольный орган вправе вести реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, порядок формирования и ведения которого устанавливается Правительством Российской Федерации, а также устанавливать доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией.
|
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона "О конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, в том числе доля которого на рынке определенного товара превышает 50 процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2007 года № 896 утверждены Правила формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара…, а приказом Федеральной антимонопольной службы России от 25 апреля 2006 года № 108 утвержден Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке (далее - Порядок).
В силу подпункта "д" пункта 1 Порядка он используется в случаях, требующих анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке или положения на нем хозяйствующих субъектов, в том числе при формировании Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.
В пункте 3 Порядка предусмотрено, что проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке включает следующие этапы:
а) определение временного интервала исследования товарного рынка;
б) определение продуктовых границ товарного рынка;
в) определение географических границ товарного рынка;
г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;
д) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;
е) определение уровня концентрации товарного рынка;
ж) определение барьеров входа на товарный рынок;
з) оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;
и) составление аналитического отчета.
При этом в абзаце 2 пункта 8 Порядка прямо указано на то, что в случае предполагаемой возможности покупателя ограничивать конкуренцию на товарном рынке анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке осуществляются с учетом следующих особенностей:
а) при определении временного интервала исследования товарного рынка, продуктовых границ товарного рынка и географических границ товарного рынка изучается готовность и возможность продавца (продавцов) продать рассматриваемый товар;
б) при определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, расчете объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке, определении уровня концентрации товарного рынка выявляются покупатели товара, для которых рассчитываются соответствующие показатели;
в) при определении барьеров входа на товарный рынок и оценке состояния конкурентной среды на товарном рынке анализируются возможности потенциальных покупателей стать участниками рассматриваемого рынка.
Исходя из анализа приведенных выше норм, суд сделал вывод о том, что в отдельных случаях доминирующее положение может занимать и покупатель (потребитель), в связи с чем такой покупатель может быть включен в Реестр хозяйствующих субъектов.
В рассматриваемом случае Управление ФАС установило, что Общество на рынке приобретения молока-сырья для производства молочной продукции в исследуемый период производило закупки молока-сырья пределах от 66 до 80 процентов от общего объема товарного рынка молока-сырья (то есть более 50 процентов). Поэтому включение Общества, покупателя молока-сырья, в Реестр хозяйствующих субъектов является обоснованным.
Суды апелляционной и кассационной инстанций оставили решение суда без изменения.
Отсутствие каких-либо сведений об условиях вклада может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой, что влечет признание такой рекламы ненадлежащей.
Банк (ОАО) разместил в еженедельной газете рекламу о новых видах вклада, в тексте которой имелась информация о том, что при досрочном снятии вклада "Вклад не теряет % при расторжении".
Управление ФАС сочло, что в спорной рекламе отсутствует часть существенной информации, вследствие чего информация искажена, а потребители вводятся в заблуждение. Поэтому размещенная Банком реклама вкладов была признана ненадлежащей, о чем вынесено соответствующее решение. Не согласившись с данным решением, Банк обжаловал его в суд. Судом требования удовлетворены, апелляционная инстанция оставила решение суда без изменения.
Однако, суд кассационной инстанции отменил оба судебных акта, признав действия антимонопольного органа правомерными.
Как установлено судами, протоколом заседания Правления и Кредитного комитета Банка были утверждены условия приема денежных средств от физических лиц в валюте Российской Федерации. При этом условиями предусмотрено, что при досрочном истребовании вкладчиком всей суммы вкладов или ее части договор банковского вклада прекращает свое действие, выплаченные (начисленные) вкладчику проценты перерасчету не подлежат, а невыплаченные проценты на сумму вклада выплачиваются вкладчику в размере, соответствующему размеру процентов, выплачиваемых Банком по вкладам "до востребования".
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В силу пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из этих условий.
Исходя из размещенной Банком рекламы следует, что при досрочном снятии вклада вкладчик не теряет проценты. Между тем, в действительности данное утверждение касается только тех процентов, которые уже причислены к основной сумме вкладов по итогам завершенных периодов (31 или 93 дня). По тому периоду, который еще не завершен, вкладчик получит проценты в ином размере, то есть - по вкладам "до востребования" (0,2% годовых).
Отменяя судебные акты, суд кассационной инстанции отметил, что поскольку распространенная Банком реклама банковских услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы, а отсутствие каких-либо сведений об условиях вклада может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой.
Список литературы
1. Постановлением Президиума Арбитражного суда Республики Коми от 08 июля 2009 года №3. Обзор. Судебной практики рассмотрения споров с участием антимонопольных органов. г. Сыктывкар 2009 года // СПС Консультант Плюс
2. Горемыкина Е.Г., Ефремкина О.В., Жупанов А.В., Захаров А.В., Калиниченко П.А., Кашкин С.Ю., Линников А.С., Чегринец Е.А., Четвериков А.О. Право Европейского Союза. Учебник для вузов / Под ред. Кашкина С.Ю. – М.: Юристъ, 2004. – 925 с.
3. Энтин Л.М. и др. Европейское право. Учебник для вузов. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2000. - 705 с.
4. https://www.komi.fas.gov.ru