Задание: объясните смысл крылатых выражений и фразеологизмов




I.3Виды языковых ошибок

Существуют классификации языковых/речевых ошибок с позиции разных областей научного знания – лингвистики, психологии, формальной логики. Эти классификации не совпадают, но частично пересекаются. Они строятся на разных основаниях, поэтому их нельзя свести в единую классификацию.

Ниже дана неполная классификация языковых ошибок с позиции лингвистики. Две ошибки – тавтология и плеоназм – совпадают с классификацией формальной логики. Однако в формальной логике эти ошибки соотносятся с нарушением логических законов.

Языковые ошибки грозят говорящему/пишущему потерей репутации и препятствуют успешной коммуникации, поэтому очень важно стремиться овладеть языковой грамотностью и культурой речи.

Лексические ошибки

1) Тавтология (повторение одного корня в смежных словах: «масло масляное»).

Задание: исправьте ошибки

ворсистый ворс, умный умник, диковинная диковинка.

 

 

2) Плеоназм (избыточность, многословие).

 

Задание: исправьте ошибки

 

каждая минута времени, в декабре месяце, в летний период времени, криминальное преступление, свободная вакансия, прейскурант цен, памятный сувенир, будущие перспективы, смелый риск, первая премьера, моя автобиография, первое боевое крещение, хронометраж времени, отступать назад, впервые познакомиться, завещать в наследство, ошибочное заблуждение.

 

 

3) Неверное оперирование значениемпаронимов

 

Примеры ошибки: Абонемент не доступен для звонка.

Мед – эффектное средство от гриппа.

 

Задание: объясните значения слов-паронимов

 

сравнять и сравнить; надевать и одевать; эффектный и эффективный; экономный и экономичный; невежа и невежда; ванна и ванная; одинарный и ординарный; апробировать и опробовать; представить и предоставить; акционерный и акционерский; планировка и планирование; абонент и абонемент; хозяйничать и хозяйствовать; адресат и адресант; парламентер и парламентарий.

4) Неправильное оперированиезначением слова в контексте

 

· Благодаря пожару сгорело 150 кубометров леса.

· У нас самая дешевая стоимость товаров.

· Я не хочу нагнетать обстановку. (Усложнять?)

· Разрешите поднять этот тост за наши успехи.

Нередко лексические ошибки возникают из-за того, что говорящий/пишущий не владеет лексическими значениями слов и выражений. Поэтому расширение лексического запаса способствует избеганию лексических ошибок.

Задание: объясните смысл крылатых выражений и фразеологизмов

яблоко раздора, сизифов труд, гордиев узел, авгиевы конюшни, играть первую скрипку, вариться в собственном соку, снять стружку, через пень-колоду, зубы заговаривать, водить за нос, поставить на карту.

Ошибки нарушения грамматической нормы ( порядок слов в предложении, управление, согласование в словосочетаниях и при использовании причастных и деепричастных оборотов, неправильное использование способов образования слов).

Разновидности грамматических ошибок:

а) Нарушение порядка слов в построении предложения с причастным оборотом: Взор гостей привлекли развешанные картины по стенам дома. Это произведение Василя Быкова я прочитал летом, посвященное Великой Отечественной войне.

б) Ошибка в построении предложения с однородными членами: К числу своих хобби могу отнести увлечение музыкой и заниматься спортом.

в) Ошибка в употреблении несогласованных приложений: Мне была поручена главная роль в школьном спектакле «Дон Кихоте».

г) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Те, кто противопоставляют себя обществу, обречен на одиночество.

д) Неправильное использование падежа существительного:

по приезде в Москву; согласно статьи закона; благодаря его свойств.

Примечание: Чаще всего подменяют родительный и дательный падежи. Не путайте данную ошибку с орфографической: участвовал в революцие. Она объясняется незнанием особенностей склонения существительных по падежам.

е) Неверное оперирование союзами, в том числе двойными:

Предметно-бытовые детали в прозе Чехова не только несут этическую смысловую нагрузку, а также становятся важнейшими элементами стиля.

Разновидности данной ошибки – употребление рядом двух союзов с одинаковым значением, излишнее использование союзов и т. п.

ж) Неверное оперирование конструкциями с прямой и косвенной речью:

Когда я спросил брата, «какие у тебя любимые стихотворения», он затруднился ответить.

Задание: Исправьте ошибку в примере выше двумя способами.

з) Отсутствие согласования деепричастного оборота с грамматической основой предложения (группой подлежащее + сказуемое): Используя метафоры и сравнения, текст становится эмоциональнее и ярче. Изучая фольклор, композитором были созданы прекрасные лирические произведения.

Примечание: Деепричастие обозначает дополнительное действие по отношению к главному действию, выраженному сказуемым, и поэтому должно управляться группой подлежащее + сказуемое. При нарушении этого управления происходит смысловая деформация текста: появляется другое действующее лицо, которое не может быть исполнителем данного действия. В приведенных примерах получается, что метафоры и сравнения использует текст, а не автор текста; фольклор изучают прекрасные лирические произведения, а не композитор.

Существуют от одного до трех способов исправления данной ошибки (отсутствие согласования деепричастного оборота с грамматической основой предложения):

а) Замена деепричастного оборота придаточным предложением:

Благодаря тому, что автор использует метафоры и сравнения, текст становится эмоциональнее и ярче.

б) Сохранение в неизменном виде деепричастного оборота, замена подлежащего и сказуемого:

Используя метафоры и сравнения, автор делает текст эмоциональнее и ярче.

в) Замена деепричастного оборота существительным с предлогом (использование этого способа исправления ошибки возможноне во всех предложениях):

Благодаря использованию автором метафор и сравнений, текст становится эмоциональнее и ярче. Или: Автор делает текст эмоциональнее и ярче благодаря использованию метафор и сравнений.

Задание: исправьте (не менее чем двумя способами) ошибки, допущенные классиками, если воспринимать высказывания с позиций нормативности современного русского литературного языка.

· Проснувшись на другой день, первою мыслию моею было приключение с Колпиковым (Л. Н. Толстой).

· Имея право выбирать оружие, жизнь его была в моих руках (А. С. Пушкин).

· Проезжая на возвратном пути в первый раз весной знакомую березовую рощу, у меня голова закружилась и забилось сердце от смутного сладкого ожидания (И. С. Тургенев).

· Вообразив себе, что трубка для меня смертельна, мне показалось, что я умираю (Л. Н. Толстой).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: