Основные течения в германской Реформации




Распространение идей Лютера среди представителей разных социальных групп привело к тому, что они стали приобретать социальную окраску, а каждая общественная среда рождала своих собственных реформационных лидеров. Оформление целого ряда евангелических течений в Германии и соседних регионах в 20-е гг. XVI в. отразило наличие в Реформации нескольких идейных и социальных «пластов».

Так реформационное движение в Саксонии оказалось под влиянием более радикальных, чем Лютер, деятелей – профессора Виттенбергского университета Андреаса Боденштейна (Карлштадта), бывшего монаха Габриэля Цвиллинга и их соратников. Из церквей были удалены алтари, иконы, исполнение католической мессы было объявлено идолопоклонством. Карлштадт и Цвиллинг выступали также решительно против землевладения духовенства. В публичных проповедях Карлштадт подчеркивал, что «никто не может быть уверен в спасении души, если он не зарабатывает хлеб трудом рук своих». Под влиянием проповедей Карлштадта многие студенты покидали университет и отправлялись в деревни, на горные промыслы. Таким образом, выступления Карлштадта и Цвиллинга дали толчок более радикальной оппозиции, которая не удовлетворялась чисто церковной Реформацией Лютера, а желала ее распространения на социально-экономическую, политическую и этическую сферы.

Тезис Лютера об «оправдании верой» развивал Иоганн Эберлин, бывший монах францисканского монастыря в г. Гейльбронн (Хейльбронн) и странствующий проповедник. Он подчеркивал, что Бог дарует свою милость только разумным людям. С помощью разума человек сможет понять истинный смысл «Священного писания», без чего не может быть настоящей веры, и получит возможность творить «добрые дела». Под «добрыми делами» Эберлин понимал, прежде всего, «братскую любовь» между всеми людьми. С противником «истинной веры» – «безбожниками» Эберлин требовал решительной борьбы, что поможет людям «осуществить обновление мира и установить царство небесное на земле».

Исходя из этой посылки, Эберлин разработал проекты социально-экономических и политических реформ. Они предусматривали возвращение крестьянам в собственность общественных угодий, уменьшение земельного чинша, отмену церковной десятины, производство ремесленниками только доброкачественных изделий, облегчение положения подмастерьев и учеников, ликвидацию крупных купеческих компаний, отмену всех привилегий папского Рима в торговле с Германией. Как и Карлштадт, Эберлин подчеркивал, что труд является обязанностью всех членов общества и требовал, чтобы и представители привилегированных сословий занимались земледелием или ремеслом.

В политической области Эберлин предлагал централизацию государственного управления, с правом занятия должностей представителями всех сословий, от крестьян до князей, причем подчеркивал, что и князья – лишь государственные служащие, обязанные беспрекословно исполнять поручения центральной власти (в лице монарха). Строя свои проекты государственного устройства в реформационном духе, Эберлин стремился претворить их в жизнь путем установления тесного сотрудничества между всеми сословиями, однако, как показала жизнь, такой социальный союз был неосуществим.

Огромное влияние на процесс реформирования церкви и общества в Верхней Германии оказали идеи швейцарского священника и гуманиста Ульриха Цвингли (1484–1531). Свои основные идеи Цвингли высказал в программных «67 тезисах» (1523) и работах «Об истинной и ложной вере» (1525), «Изложение христианской веры» (1531). Как и Лютер, Цвингли признавал только Священное писание и отвергал «Священное предание», исповедовал принципы «оправдания верой» и «всеобщего священства», считал идеалом раннехристианскую церковь. Он отрицал церковную иерархию, монашество, индульгенции, веру в чистилище, поклонение святым, мощам и иконам. Богословское различие между Лютером и Цвингли касалось трактовки таинства причастия. Цвингли считал хлеб и вино лишь символами жертвы Христа. В цвинглианской общине пастыри избирались верующими, жизнь общины и нравы ее членов строго регламентировались.

В отличие от Лютера, Цвингли был решительным сторонником республиканизма и «общинной теократии», обличителем тирании монархов и князей. Он считал, что Евангелие Христа служит укреплению власти, объединяя ее с народом «до тех пор, пока власть действует по-христиански», т. е. не вступает в конфликт с требованиями евангелизма. Правители, не соблюдающие этого установления, согласно Цвингли, могут быть смещены народом. Цвингли резко осуждал покушения на собственность и в борьбе с анабаптистами утверждал, что обобществление имуществ есть нарушение заповеди «не укради». В целом, религиозное учение Цвингли представляло собой разновидность бюргерской доктрины.

Более радикальные варианты Реформации в Германии предлагались различными сектантскими группировками, в первую очередь, анабаптистами и сторонником «вселенского переворота» Т. Мюнцером.

Анабаптисты (перекрещенцы) довели антикатолический протест до крайних пределов. Начало движению положили так называемые «цвиккауские пророки», среди которых выделялся суконщик Николай Шторх. Именно в Цвиккау началась проповедь нового учения, имевшая значительный успех в 1520-х гг. Анабаптисты полностью принимали только Новый Завет и по примеру Христа требовали осознанного крещения в зрелом возрасте. Внутри секта была пропитана мистическим духом, пророчество заменяло проповедь. Анабаптисты, тяготея к индивидуальным действиям, отрицали необходимость существования церковной организации и таинств как внешних символов веры. Программа духовного совершенствования была довольно индивидуальной (одни придерживались строгости первоначального христианства, другие, корчась в судорогах, уверяли, что при этом общаются с Богом). Решительности религиозных действий соответствовала и социальная программа: признание абсолютного равенства в обществе и ликвидация частной собственности. Последовательные сектанты стремились к осуществлению на земле таких общественных порядков, которые не противоречили бы заповедям Божьим («царство Божие на земле»).

В начале 1520-х гг. складывается собственное понимание Реформации и у Томаса Мюнцера (ок. 1490–1525), который первоначально был сторонником Лютера. В 1520 г. Мюнцер получил должность священника в Цвиккау и здесь, под влиянием анабаптистов, у Мюнцера формируется оригинальная концепция Реформации на основе «народной религиозности» и синтеза взглядов Лютера, Иоахима Флорского, средневековых мистиков. По мнению Мюнцера, настоящее «Священное писание» пишется не чернилами на пергаменте, а перстом Божьим в сердце каждого человека посредством «откровения».

Мюнцер не разделял мир на божественный и человеческий, а воспринимал его в целостности, веря что «Бог внутри каждого». Это позволяло ему более последовательно, чем анабаптистам, обосновать концепцию «царства Божьего на земле». Мюнцер указывал, что вера – это не пассивное состояние. Человек, страждущий спасения, должен доказывать Богу свою веру, борясь со злом, в том числе и социальным. Рассматривая события Реформации как свидетельство начавшегося «вселенского переворота», Мюнцер призывал своих сторонников к активной деятельности, которую он понимал как помощь Богу в установлении на земле нового божественного порядка и создании идеальное общества, с полным равенством людей. Основное же препятствие на пути построения такого общества Мюнцер видел в социальном неравенстве, феодальном угнетении народа. Поэтому борьбу крестьян с феодалами за землю и личную свободу Мюнцер представлял неизбежным звеном на пути человечества к построению «царства Божьего на земле», что понималось как реализация заповедей Христа на практике. В целом идеал будущего совершенного общественного строя, в котором не будет частных интересов, а власть отдана простому народу, представлялся Мюнцеру весьма туманным, лишенным конкретных очертаний.

Все сказанное дает основание видеть в Мюнцере представителя радикально-мистического течения в германской Реформации. Сторонники этого учения выражали настроения, прежде всего, городских низов и беднейшего крестьянства. Сформулированная Мюнцером, в самом общем виде, программа построения идеального общества, далеко выходила за рамки задач, которые тогда можно было решить на практике. Все это превращало его программу в социально-политическую утопию.

Приведенные выше примеры свидетельствуют о довольно широком спектре реформационных взглядов. Нижние пласты Реформации в Германии были связаны с ее народными трактовками, они, как правило, сочетали мистицизм (ожидание Страшного Суда, установления «Тысячелетнего царства Христова») со стремлением к материальной свободе и уравнительным действиям. В своих радикальных формах «народная реформация» сближалась с идеями Т. Мюнцера и анабаптистов. Другим типом «реформации снизу» была городская Реформация. В основе ее была «христианская община», генетически тяготевшая к средневековому коммунализму. Теологической основой такой Реформации чаще всего являлось учение У. Цвингли и его последователей. Человек представал как член общины, которая только и могла приобщить его к Богу. На ранних этапах Реформации концепция Цвингли оказалась наиболее адекватной бюргерскому корпоративному сознанию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: