Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр имени В.Н.Татищева» с. Челно-Вершины
Муниципального района Челно-Вершинский Самарской области
«ВЫРАБОТКА УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ У СОБАК»
Проект выполнила:
Романова Наталья
ученица 8-В класса
Руководитель проекта:
Манакина Г.Н.
2019-2020 учебный год
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе большинству людей, чем бы они ни занимались, где бы ни жили, приходится иметь дело с животными. Даже житель современного города, так или иначе, соприкасается с животными, будь то борьба с вредителями на кухне или общение и уход за домашними любимцами. Основную роль во всех жизненных процессах любого организма играет нервная система. Она осуществляет связь организма с внешним миром. В основе всех реакций организма на раздражения лежит рефлекс. Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение нервных окончаний (рецепторов), расположенных как внутри его, так и на поверхности тела, осуществляемая через центральную нервную систему.
Актуальность
Собака - первое животное, прирученное человеком. С глубокой древности и до наших дней она преданно служит ему. Собака охраняла человека от зверя, помогала ему добывать пищу и одежду, служила надежным транспортным средством в северных районах. Позже собак стали использовать для выпаса скота, охраны жилищ и других помещений. Поиска и спасения людей, для военного дела. Собаки занимают важную роль в жизни людей по сей день, поэтому очень важно уметь правильно взаимодействовать с этими животными. Человек управляет поведением собаки, опираясь на условные рефлексы.
Объект исследования: домашнее животное (собака Амур, без породы. Собака Дана без породы).
Предмет исследования: выработка условных рефлексов у взрослой собаки и щенка (возраст начала обучения - 4 года. Продолжительность тренировок - 5 лет. Возраст начала обучения второй собаки приблизительно 6 месяцев. Продолжительность обучения 7 месяцев)
Цель работы: выработка условных рефлексов у собаки
Задачи исследования:
1) изучить теории (физиологические основы) поведения собаки и ее дрессировки;
2) ознакомиться с техникой дрессировки;
3) провести практическую работу по выработке условных рефлексов у собак.
4) сравнить собак разного возраста, пола.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫДРЕССИРОВКИ
Условные рефлексы — это ответные действия организма на раздражитель, выработанные при определенных условиях. Именно опираясь на условные рефлексы, человек управляет поведением собаки и использует ее на работе. В выработке у собаки нужных рефлексов и заключается физиологическая сущность дрессировки
Подготовка к дрессировке собак началась с изучения теории техники дрессировки. Теоретическими основами я взяла книгу Валерьяна Никитовича Зубко «Служебное собаководство». В книге содержатся сведения по анатомии, физиологии, конституции и экстерьеру собак служебных пород, их разведению, выращиванию и дрессировке. Публикуются конкретные методики общей и специальной дрессировки.
А те вопросы, которые нам были непонятны, мы разбирали на факультативных занятиях.
Очень важно с первого дня встречи с собакой установить с ним и поддерживать правильные взаимоотношения, добиваясь от него привязанности, послушания, преданности, а в дальнейшем и любви. Это достигается спокойным обращением, своевременным кормлением, регулярной чисткой, прогулками, занятиями (играми, воспитательными упражнениями). Все это благотворно сказывается на росте и развитии собаки, ее воспитании, установлении с ним хорошего контакта и взаимопонимания.
Команды подавайте четко, умеренно громко, в повелительном тоне. Повторные команды, подаваемые при невыполнении предыдущих, подаются громче и в более строгом тоне; но ни в коем случае нельзя их выкрикивать. Запрещающая команда «Фу» всегда подается громче и строже, чем остальные. Слово «Хорошо», используемое для поощрения щенка, произносите четко, негромко, ласковым тоном, периодически подкрепляя его дачей лакомства.
Если команда не выполнена — повторите ее громче, более повелительным тоном и в случае необходимости прибегните к механическим воздействиям (надавливание рукой, легкое воздействие поводком и др.), но обязательно добейтесь выполнения команды, пусть даже не очень четкого. В противном случае собака усвоит, что команды можно и не выполнять.
Во время прогулки не разрешайте щенку лаять на людей, животных, транспортные средства, подбегать к взрослым или детям, чтобы поиграть с ними, так как это может войти в прочную навязчивую привычку и принесет вам много неприятностей. Особенно следите, чтобы щенок не подбегал к детям.
Когда щенок станет реагировать на свою кличку и выполнять команду «Место», целесообразно приступить к отработке этих упражнений в комплексе. После того как щенок будет реагировать на свою кличку и выполнять команду «Место», приступайте к отработке команды «Ко мне». Этот навык очень важен, так как он обеспечивает постоянный контакт хозяина с собакой в любой обстановке и в любое время суток, и к его отработке следует отнестись с особым вниманием. Куда бы ни скрылась на прогулке собака, чем бы он ни отвлекся, он должен по команде «Ко мне» немедленно подбежать к хозяину. Добиться этого нелегко и нужно проявить большое терпение, настойчивость и упорство
Безотказное и энергичное выполнение команды «Ко мне» достигается в том случае, если оно ассоциируется у животного с приятными ощущениями (поощрение восклицанием «Хорошо», игрой, лакомством). Поэтому в начале выработки навыка используйте процесс кормления.
ВИДЫДРЕССИРОВКИ
Дрессировка - правила воздействия на собаку определенными раздражителями с целью выработки у нее необходимых навыков.
Принято различать дрессировку общую и специальную, а также тренировку служебных собак.
Общая дрессировка имеет целью выработать у собаки сравнительно простые навыки общего послушания, необходимые для каждодневного управления поведением собаки, а также для выработки специальных навыков. Навыки общей дрессировки обычно называют общим курсом дрессировки (ОКД), так как с их помощью человек может дисциплинировать поведение собаки. Навыки ОКД вырабатываются у всех собак, независимо от их служебного предназначения.
Специальная дрессировка учит собак служебных пород определенной службе: караульной, сторожевой, розыскной, ездовой, пастушьей, минно-розыскной, рудорозыскной, газоразведывательной, поисково-спасательной, проводников слепых.
Тренировка собак представляет собой повторение пройденного и проводится с тем, чтобы сохранить в памяти собаки навыки, выработанные у нее при дрессировке, и совершенствовать их. Тренировку необходимо проводить в тех условиях, в которых собака применяется на службе.