Контрольные задания по теме № 1.




МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II (МИИТ)

Институт экономики и финансов

Кафедра «Финансы и кредит»

З.В. Чуприкова

АУДИТ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

 

Учебное пособие

 

Москва – 2016


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II (МИИТ)

 

Институт экономики и финансов

Кафедра «Финансы и кредит»

З.В. Чуприкова

АУДИТ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

 

 

Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия для студентов специальности

«Финансы и кредит», магистров по направлению «Экономика»

 

 

Москва – 2016


УДК – 657.6

Ч-92

Чуприкова З.В. Аудит инвестиционных проектов. Учебное пособие. – М.: МИИТ, 2016. – 122 с.

 

 

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего образования для специальности «Финансы и кредит» по учебной дисциплине «Аудит инвестиционных проектов».

В учебном пособии рассматриваются основные понятия инвестиционной деятельности и общие вопросы организации аудиторской проверки инвестиционных проектов, нормативные акты, регулирующие аудиторскую и инвестиционную деятельность в РФ, а также особенности проведения и документирования аудиторской проверки инвестиционных проектов.

Дополнительно в учебном пособии предложены тематические практические задания для самостоятельной работы студентов.

 

 

Рецензенты:

Д.э.н., профессор кафедры «Экономическая информатика» Московского государственного университета путей сообщения А. А. Вовк,

Начальник отдела Департамента международного сотрудничества ОАО «РЖД», к.э.н., доцент М. А. Выгнанова.

 

Табл.- 20, рис.-1, библиогр. – 11 назв.

 

 

Ó Московский государственный университет путей сообщения

Императора Николая II(МИИТ), 2016

 

 


Содержание

 

 

Тема I. Понятия инвестиций и инвестиционной деятельности в законодательстве Российской Федерации. Понятия аудита и аудиторской деятельности в законодательстве Российской Федерации……………………5

Тема II. Согласование условий проведения аудита. Независимость аудиторских организаций, аудиторов. Аудиторская тайна………………...…16

Тема III. План и программа аудита. Основные этапы проведения аудита инвестиционного проекта……………………………………………………….26

Тема IV. Существенность в аудите инвестиционного проекта……………....31

Тема V. Оценка аудиторского риска. Аудиторская выборка…………………40

Тема VI. Аудиторские доказательства. Процедуры, выполняемые при аудите финансовой информации инвестиционного проекта…………………...……..56

Тема VII. Документирование аудита………………………………….………..64

Тема VIII. Классификация инвестиционных проектов. Особенности проведения аудита инвестиционных проектов…………………...……………71

Тема IX. Аудиторское заключение. Обобщение результатов аудиторской проверки…………………………………………………………….……………79

Тема X. Организация аудиторской деятельности в РФ. Стандарты и принципы аудита……………………………………………………….…..……89

Тема XI. Проверка прогнозной финансовой информации…………..………..97

 

Приложение 1…………………………………………………..……………….106

Приложение 2……………………………………….…………………………..111

Приложение 3………………………………………...…………………………117

Приложение 4………………………………………...…………………………120

 

Список литературы……………………………………………………………..121


I. Понятия инвестиций и инвестиционной деятельности в законодательстве Российской Федерации. Понятия аудита и аудиторской деятельности в законодательстве Российской Федерации.

 

Основными нормативными актами, определяющими понятия инвестиций и инвестиционной деятельности, являются:

· Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»;

· Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ.

 

Вышеуказанные Законы определяют инвестиции, как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Такие вложения осуществляются путем приобретения экономических активов, т.е. объектов, владение и пользование которыми приносит их владельцам экономическую выгоду в течение определенного периода времени. Ориентация на будущие доходы при вложении капитала – существенная черта, отличающая инвестиции от текущих затрат на производство товаров и услуг.

Вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта является инвестиционной деятельностью.

Капитальные вложения – инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Инвестиционный проект – обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (далее – субъекты инвестиционной деятельности), являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее - иностранные инвесторы).

Заказчики – уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.

Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подрядчики – физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.

Пользователи объектов капитальных вложений – физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.

Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними.

Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Финансирование капитальных вложений осуществляется инвесторами за счет собственных и (или) привлеченных средств.

 

Основными нормативными актами и документами, регулирующими аудиторскую деятельность в Российской Федерации, являются:

· Гражданский кодекс Российской Федерации;

· Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

· Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

· Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ;

· Методические рекомендации, одобренные Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ.

 

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Аудиторская организация – коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов и осуществляющая деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг

Аудитор – физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

4) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

5) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

6) оценочную деятельность;

7) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

8) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

9) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Аудит не заменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.

 

Классификация аудита

Аудит можно классифицировать по нескольким признакам.

По виду деятельности аудируемого экономического субъекта различают:

o банковский аудит;

o страховой аудит;

o аудит фондов, инвестиционных институтов и бирж;

o общий аудит.

 

По степени обязательности аудит подразделяется на:

 

· обязательный аудит – это аудит, проведение которого обусловлено прямым указанием в Федеральном законе и других федеральных законах;

· инициативный аудит – это аудит, который проводится по решению руководства предприятия или его учредителей, собственников экономического субъекта. Основная цель инициативного аудита - выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности.

 

Под обязательным аудитом понимается ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя, отвечающих определенным критериям.

 

Обязательный аудит проводится в случаях:

 

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

 

Таким образом, обязательному аудиту подлежат, безусловно, инвестиционные фонды, биржи, банки, которые иногда выполняют функции инвесторов, и организации, имеющие форму акционерного общества. Остальные инвестиционные институты обязаны проводить ежегодный аудит в случаях превышения выручки либо предельных значений суммы активов бухгалтерского баланса.

 

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

 

По составу и объему проверяемой документации различают:

· аудит готовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

· специальный аудит.

 

Целью специального аудита может являться подтверждение правомочности совершенных хозяйственных операций; правильности исчисления налогов и заполнения налоговых деклараций и т. д., в том числе возможен инициативный аудит инвестиционных проектов для повышения степени надежности реализации проекта,

 

Кроме того, по исполнителям аудиторских услуг аудит подразделяют на:

· внешний аудит. Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта;

· внутренний аудит. Под внутренним аудитом следует понимать систему внутреннего контроля, созданную на предприятии, в связи с чем внутренний аудит не может являться независимым. Внутренний аудит осуществляется аудиторами, работающими непосредственно в данной организации.

 

Таким образом, в результате проведения аудита инвестиционного проекта – обязательного или специального инициативного, внешнего или внутреннего возможно достижение следующих целей:

  • проверка выполнения инвестором требований законодательства РФ;
  • проведение анализа эффективности инвестиционных операций, возможности получения налоговых льгот при реализации проекта;
  • анализ инвестиционного проекта в целях предотвращения возможных ошибок и недобросовестных действий, а также экономии финансовых средств организации.

Проведение качественного аудита становится неотъемлемым условием реализации инвестиционного проекта с государственным участием – с 01 января 2014 года в отношении крупных инвестиционных проектов с государственным участием Постановлением Правительства РФ № 382 от 30.04.2013 предусмотрено проведение обязательного технологического и ценового аудита.

Контрольные вопросы по теме № 1.

1. Назовите основные правовые документы, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ.

2. Назовите основные правовые документы, регулирующие инвестиционную деятельность в РФ.

3. Основные цели и задачи аудиторской деятельности.

4. Классификация аудита.

5. Перечислите основные критерии проведения обязательного аудита.

6. Особенности проведения аудита государственных предприятий.

7. Роль аудита в деятельности инвестиционных институтов.

8. Основные цели аудита инвестиционного проекта.

 

Контрольные задания по теме № 1.

Задание 1.

Определите, какие из указанных организаций подлежат обязательному аудиту и обоснуйте свой ответ:

· Коммерческий банк «Бета» (сумма активов баланса – 81 млн руб., объем выручки от оказания услуг – 125 млн руб.);

· Пенсионный фонд РФ;

· Страховая компания «Надежность» (сумма активов баланса – 110 млн руб., объем выручки от оказания услуг – 450 млн руб.);

· ПАО «Промышленное машиностроение» (сумма активов баланса – 100 млн руб., объем выручки от реализации продукции – 50 млн руб.);

· Акционерный инвестиционный фонд «Надежда» (сумма активов баланса – 350 млн руб., объем выручки от оказания услуг – 220 млн руб.);

· ГУП «Дворник» (сумма активов баланса – 70 млн руб., объем выручки от оказания услуг – 115 млн руб.).

 

Задание 2.

НАО «Инвестиции-плюс» является одним из подрядчиков в процессе реализации крупного строительного проекта и имеет следующие показатели:

· объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) – 116 500 000 руб.;

· сумма активов баланса на конец года – 58 835 000 руб..

Определите, подлежит ли НАО «Инвестиции-плюс» обязательной ежегодной проверке по итогам отчетного года. Ответ обоснуйте.

 

Задание 3.

Определите особенности проведения аудита ГУП «Дорожная уборка», доля государственной собственности в уставном капитале – 100%, (сумма активов баланса – 150 млн руб., объем выручки от оказания услуг – 135 млн руб.).

 

Задание 4.

Какие виды прочих и сопутствующих аудиту видов услуг являются наиболее актуальными для компании, занимающейся инвестиционной деятельностью. Ответ обоснуйте.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: