Возможности осуществления приносящей доход деятельности учреждениями культуры и искусства. Виды, порядок использования полученных доходов.




Многоканальная система финансирования отрасли культуры и искусства: характеристика основных источников

Современные организации отрасли культуры и искусства имеют возможность получать финансирование одновременно из нескольких источников, поэтому такая система получила название многоканальной. Можно выделить 3 основных источника финансирования культуры: бюджетные, собственные и привлеченные средства

1) Бюджетные средства. Выплаты из бюджета в пользу государственных и муниципальных учреждений могут осуществляться в разных формах:

- в форме бюджетных ассигнований (средства выделяются на покрытие текущих затрат на содержание казенных учреждений по заранее утвержденным сметам)

- в форме бюджетных субсидий (бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов: на производство определенного объема услуг в рамках государственного или муниципального задания, на реализацию социально-значимых проектов и программ (в рамках конкурсов на получение грантов)

- в форме бюджетных дотаций (адресный вид финансовой помощи на покрытие убытков и поддержку организаций и предприятий)

- в форме бюджетных субвенций (финансовая помощь органам местного самоуправления в случае бюджетного дефицита)

2) Собственные средства – это средства, которые организации культуры могут заработать самостоятельно. Условно можно выделить 2 вида приносящей доход деятельности:

- платные услуги (основные виды деятельности согласно Уставу учреждения, оказываемые на возмездной основе: проведение вечеров отдыха, платные кружки, студии, секции, организация досуговых мероприятий по договору с физическими и юридическими лицами, прокат костюмов, ксерокопия, звукозапись и т.п.)

- предпринимательская деятельность (любые не запрещенные законом виды деятельности, предусмотренные Уставом учреждения: сдача в аренду, операции с ценными бумагами, торговля, долевое участие в деятельности коммерческих предприятий, посреднические услуги).

3) Привлеченные средства – это средства, которые удалось привлечь из дополнительных источников, т.е. спонсорство, благотворительность и патронаж. Спонсорство - это форма взаимовыгодного сотрудничества между бизнесом и некоммерческой сферой. В обмен на финансовую или иную помощь организации культуры и искусства могут предложить спонсору различные формы продвижения товара или бренда. Благотворительность, в отличие от спонсорства, представляет собой безвозмездную помощь. Патронаж как форма поддержки культуры предполагает, что в обмен на оказываемую помощь патрон получает право участвовать в управлении и принятии стратегических решений по развитию организации.

 

Бюджетное финансирование учреждений культуры: сметный и программно-целевой подход

Современные организации отрасли культуры и искусства имеют возможность получать финансирование одновременно из нескольких источников, поэтому такая система получила название многоканальной. Можно выделить 3 основных источника финансирования культуры: бюджетные, собственные и привлеченные средства.

Бюджетные средства по-прежнему составляют большую часть финансовых средств, выделяемых на содержание культуры. При этом основная нагрузка ложится на бюджеты муниципальных образований (районов, городов, сельских и городских поселений), являющихся учредителями подавляющего большинства учреждений культуры и искусства. Выплаты из бюджета в пользу государственных и муниципальных учреждений могут осуществляться в разных формах:

1) в форме бюджетных ассигнований (средства выделяются на покрытие текущих затрат на содержание казенных учреждений по заранее утвержденным сметам)

2) в форме бюджетных субсидий (бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов):

- для бюджетных и автономных учреждений на производство определенного объема услуг в рамках государственного или муниципального задания

- на реализацию социально-значимых проектов и программ (в рамках федеральных, областных или муниципальных конкурсов на получение грантов)

3) в форме бюджетных дотаций (адресный вид финансовой помощи на покрытие убытков и поддержку организаций и предприятий)

4) в форме бюджетных субвенций (финансовая помощь органам местного самоуправления в случае бюджетного дефицита)

 

Возможности осуществления приносящей доход деятельности учреждениями культуры и искусства. Виды, порядок использования полученных доходов.

Сегодня сложилась многоканальная система финансирования культуры, когда организации отрасли культуры и искусства имеют возможность получать финансирование одновременно из нескольких источников. Помимо бюджетных средств, большое значение имеет способность организаций зарабатывать деньги самостоятельно. Большинство организаций культуры существуют сегодня в форме учреждений, т.е. некоммерческих организаций, создаваемых не с целью извлечения прибыли, а для достижения социально-значимого эффекта. Российское законодательство позволяет некоммерческим организациям (в частности, учреждениям) осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению основных целей, ради которых они созданы. При этом весь доход от такой деятельности не может распределяться между учредителями и должен быть полностью направлен на развитие и совершенствование основного вида деятельности (закупку оборудования, ремонт, премирование сотрудников и т.п.). Условно можно выделить 2 вида приносящей доход деятельности:

- платные услуги (основные виды деятельности согласно Уставу учреждения, оказываемые на возмездной основе: проведение вечеров отдыха, платные кружки, студии, секции, организация досуговых мероприятий по договору с физическими и юридическими лицами, прокат костюмов, ксерокопия, звукозапись и т.п.)

- предпринимательская деятельность (любые не запрещенные законом виды деятельности, предусмотренные Уставом учреждения: сдача в аренду, операции с ценными бумагами, торговля, долевое участие в деятельности коммерческих предприятий, посреднические услуги).

 

Использование привлеченных средств в социально-культурной сфере. Понятие и виды спонсорства. Перспективы сотрудничества организаций культуры с потенциальными спонсорами

Современные организации отрасли культуры и искусства имеют возможность получать финансирование одновременно из нескольких источников, поэтому такая система получила название многоканальной. Привлеченные средства – это средства, которые удалось привлечь из дополнительных источников, т.е. спонсорство, благотворительность и патронаж. В сфере культуры широко распространено спонсорство, как форма взаимовыгодного сотрудничества между бизнесом и некоммерческой сферой. Снонсорство - это коммерческая сделка, в процессе которой происходит обмен денежных средств, товаров и услуг на возможность размещения рекламы, проведения PR-мероприятий и других форм стимулирования сбыта и формирования имиджа. Коммерческий и рекламный характер спонсорства подчеркивается тем, что спонсорская деятельность в российской Федерации регулируется Федеральным законом «О рекламе». Чаще всего, спонсорские отношения оформляются договором, содержащим взаимные обязательства сторон.

В зависимости от суммы и формы материальной помощи различают несколько спонсорских градаций:

1) эксклюзивный спонсор – партнер, который вносит 100% от всей суммы привлеченных средств;

2) генеральный спонсор (не менее 50% суммы)

3) официальный (не менее 25%)

4) спонсор-участник (менее 25%)

5) информационный спонсор (СМИ, бесплатно размещающие информацию о проекте)

6) бартерный спонсор (оказание помощи товарами и услугами).

В обмен на спонсорскую поддержку организации культуры могут предложить спонсорам следующий набор услуг:

· получение статуса спонсора

· размещение рекламной информации и логотипа спонсора на афишах, буклетах, программах, входных билетах, в виде щитовой рекламы, на принадлежащем организации транспорте, на сувенирной продукции (майках, календарях, значках и т.п), на сайте организации;

· привлечение творческих сил организации (актеров, музыкантов, художников, творческих коллективов) для создания рекламной продукции спонсора

· участие в театрализованных рекламных акциях спонсора

· помощь в организации корпоративных праздников, в том числе, бесплатное предоставление помещения организации

· размещение рекламной информации о спонсоре в прессе, упоминание в пресс-релизах и других информационных материалах в связи с проведенными мероприятиями

· презентация продукции спонсора во время проведения мероприятий, в том числе, организация розыгрышей и лотерей

· распространение рекламных материалов (листовок, буклетов) во время проведения мероприятий

· предоставление бесплатных билетов на мероприятия (спектакли, концерты, вечера отдыха и т.п.)

 

 

Благотворительность и патронаж как дополнительный источник финансирования культуры. Основные мотивы благотворительности. Фандрайзинг некоммерческих организаций.

Современные организации отрасли культуры и искусства имеют возможность получать финансирование одновременно из нескольких источников, поэтому такая система получила название многоканальной. Привлеченные средства – это средства, которые удалось привлечь из дополнительных источников, т.е. спонсорство, благотворительность и патронаж. Благотворительность в ФР регулируется Федеральным законом «О благотворительности и благотворительной деятельности». Благотворительность оформляется не в форме договора, а как акт дарения – в виде дарственной, перечисления средств, оплаты счетов, передачи ценностей и т.п.

Ведущие мотивы благотворителей:

· моральная ответственность, социальный долг перед обществом

· личная симпатия к объектам поддержки

· альтруизм, сочувствие, желание помочь

· делание приобщиться к тому, что нравится

· чувство гордости и тщеславия

· положительный имидж компании, благоприятное общественное мнение, хорошие отношения с властями

· налоговые льготы

Благотворительность, в отличие от спонсорства, представляет собой безвозмездную помощь и может осуществляться в различных формах:

- меценатство - это долговременная и систематическая поддержка, оказываемая отдельным творческим коллективам, организациям, частным лицам. Меценат обычно определяет в качестве объекта поддержки детский дом, образовательное учреждение, творческий коллектив, театр и т.д. и в течение длительного времени помогает ему),

- гранты – это целевое финансирование некоммерческих проектов, выделяемое на конкурсной основе

- краудфандинг – переводится как «народное финансирование», представляет собой сбор пожертвований (донатов), чаще всего, с использованием интернет-площадок

- краудсорсинг – переводится как «наргодные ресурсы, или ресурсы толпы». Представляет собой привлечение интеллектуальных и трудовых ресурсов на волонтерской основе.

Патронаж как форма поддержки культуры предполагает, что в обмен на оказываемую помощь патрон получает право участвовать в управлении и принятии стратегических решений по развитию организации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: