Этапы реализации программы. Актуальность




Рабочая программа по нейропсихологической коррекции с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с синдромом нарушения внимания и гиперактивности

 

Подготовила:

педагог – психолог

ОСГБУСОССЗН «ОСРЦдН»

Парфенова Л.А.

 

Белгород, 2016 г.

Актуальность

В настоящее время распространенной формой нервно-психических расстройств детского возраста является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), проявляющийся избыточной двигательной активностью, нарушением концентрации внимания, повышенной отвлекаемостью, импульсивностью поведения, несвойственными для нормальных возрастных показателей. Актуальность проблемы СДВГ определяется значительной частотой этих расстройств - 5 - 15% среди детей школьного возраста и 12 - 21% среди детей дошкольного и младшего школьного возраста. В дошкольном возрасте выявляются типичные проявления СДВГ, при этом развитие ребенка происходит неравномерно, с отставанием в формировании отдельных функций. СДВГ является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте, проблем во взаимоотношениях с окружающими, и в результате - заниженной самооценки. При этом установлено, что СДВГ может служить благоприятной основой для возникновения ряда психических заболеваний, социальной дезадаптации. Существует много теорий относительно того, что вызывает у ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью, проверены и проанализированы сотни тысяч больных, однако сказать, что картина очевидна до конца, пока нельзя. Как обнаружено в последнее время, развитию заболевания способствуют:

1. Наследственность. По данным некоторых специалистов, у 57% родителей, чьи дети страдают этим заболеванием, в детстве отмечались такие же симптомы.

2. Беременность и роды. По одной из теорий считается, что СДВГ связано с органическим поражением головного мозга, которое может возникнуть во время беременности, родов, а также в первые дни жизни ребенка.

3. Опасности первых лет жизни. Мозг человека формируется на протяжении первых 12 лет его жизни. Любые, казалось бы, малозначительные, удары, ушибы могут впоследствии сказаться на здоровье ребенка.

4. Дефицит питательных элементов. Исследования показали, что многие гиперактивные дети страдают от нехватки совершенно определенных витаминов, микроэлементов и основных жирных кислот.

5. Окружающая среда. Ухудшающаяся с каждым годом экологическая обстановка ведет к различным нарушениям здоровья, психического в том числе.

6. Неблагоприятное психосоциальное окружение ребенка, семьи группы риска:

- с неблагополучным экономическим положением (один или оба родители безработные, неудовлетворительные материально-бытовые условия, отсутствие постоянного места жительства);

- с неблагоприятной демографической ситуацией (неполные и многодетные семьи, отсутствие обоих родителей);

- семьи с высоким уровнем психологической напряженности (постоянные ссоры и конфликты между родителями, трудности во взаимоотношениях между родителями и детьми, жестокое обращение с ребенком);

- ведущие асоциальный образ жизни (родители страдают алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни, совершают правонарушения).

При СДВГ нарушается контроль, способность головного мозга к организации и самоконтролю поведения. Именно поэтому СДВГ — это нарушение развития, а не просто «невинные» особенности темперамента ребенка. Выделяют три типа СДВГ:

1. Смешанный тип: гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания. Это самая распространенная форма СДВГ.

2. Невнимательный тип: превалируют нарушения внимания. Этот тип наиболее сложен для диагностики.

3. Гиперактивный тип: доминирует гиперактивность. Это наиболее редкая форма СДВГ.

Наряду с гиперактивностью, в двигательной сфере у детей с СДВГ обычно обнаруживаются нарушения координации движений, несформированность мелкой моторики и праксиса (способность к выполнению целенаправленных двигательных актов), наблюдаются нарушения сна, недостаточно сформированы так называемые «прагматические речевые функции». В частности, нарушены способность к речевому общению с окружающими, пониманию выраженных в речи эмоций, инструкций, юмора.

Все вышесказанные отклонения наблюдаются у отдельных детей в неодинаковой степени, но достаточно проявления хотя бы некоторых из них, чтобы возникли затруднения, которые впоследствии окажут влияние на его дальнейшее развитие.

Оптимальный возраст для постановки диагноза СДВГ – 4-5 лет, когда уже можно объективизировать наличие расстройства внимания. СДВГ чаще встречается у мальчиков. Одной из возможных причин считают то, что обычно девочки менее гиперактивны, чем мальчики, а следовательно у них может больше встречаться дефицит внимания без гиперактивности.

По данным Сиротюк А.Л. детей с СДВГ в России около 18%. Данное неврологическое расстройство обусловлено мозговой дисфункцией и в самом общем виде проявляется задержкой развития различных функциональных систем мозга, недостаточной сбалансированностью процессов возбуждения и торможения при преобладании первых. Зоной анатомического дефекта СДВГ считают префронтальные области лобных долей коры головного мозга (отвечают за произвольность и самоконтроль). Возрастные этапы созревания отдельных высших мозговых функций у детей с СДВГ носит несколько отсроченный характер. Наиболее важным для детей с СДВГ в плане выявления и коррекции нарушений является период 5 - 6 лет, когда развитие высших мозговых функций идет наиболее интенсивно. Поэтому нейропсихологическая коррекция СДВГ наиболее эффективна в дошкольном и младшем школьном возрасте. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы. Нарушение ритма организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т. д.) непременно приводят к нарушению психического развития ребенка. Нейропсихологическая коррекция – один из методов эффективной помощи детям для преодоления:

- снижения работоспособности, быстрой утомляемости;

- трудностей мышления;

- рассеянного внимания;

- ухудшения памяти;

- несформированности пространственных представлений;

- проблемы самоконтроля.

Методологической основой программы являются современные представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе (по А. Р. Лурия); учение Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации и формирующем обучении; исследования A.B. Семенович о возможностях «замещающего онтогенеза».

На социально-педагогическом уровне актуальность коррекционной работы продиктована необходимостью профилактики у детей с СДВГ школьной дезадаптации и предотвращения формирования стойких двигательных, когнитивных и поведенческих нарушений. Период дошкольного детства сенситивен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В этом возрасте активно формируются личностные механизмы поведения, формируется самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, усвоение норм и форм поведения через становление внутренней саморегуляции поступков. Анализ возрастной динамики показал, что признаки расстройства СДВГ наиболее выражены в дошкольном и младшем школьном возрастах: наибольший процент детей с синдромом отмечается в 5–10 лет. Выделяется комплекс клинических проявлений дефицита внимания и гиперактивности у детей:

- беспокойные движения в кистях и стопах;

- неумение сидеть на одном месте;

- легкая отвлекаемость на посторонние раздражители;

- нетерпеливость;

- неумение доводить начатое до конца;

- очень быстрая переключаемость с одного дела на другое;

- болтливость;

- неумение играть разговаривать тихо и спокойно;

- отсутствие умения прогнозировать последствия своих поступков;

- спонтанность и необдуманность действий;

- суетливость;

- несформированность праксиса и мелкой моторики;

- малая продолжительность сна и трудности при засыпании.

Пик частоты регистрации синдрома дефицита внимания и гиперактивности приходится на возраст 4-6 лет с легкой тенденцией к снижению до 10-11лет. Двигательная активность с возрастом уменьшается, неврологические изменения стираются. По мнению ряда специалистов, при условии ранней диагностики и адекватной помощи ребенку проявления СДВГ могут быть нивелированы к 7 годам (Сиротюк А.Л., 2002). Таким образом, пик проявления СДВГ приходится на период подготовки к школе и начало обучения. Поскольку именно в период дошкольного детства закладываются предпосылки всех этих отклонений, то в этот период жизни ребенка наиболее эффективны профилактические и коррекционные меры.


Цели и задачи программы

Цель: стабилизация и активация энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.

Задачи:

- компенсация когнитивных и поведенческих нарушений за счет функциональной активации подкорковых образований мозга;

- развитие высших психических функций;

- развитие тонкой моторики (возможность точного выполнения изолированных движений, дифференцированных положений пальцев рук, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук);

- оптимизация и стабилизация общего тонуса тела (развитие плавности, переключаемости и точности движений);

- развитие произвольной регуляции движений;

- стабилизация межполушарного взаимодействия (развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются ин­формацией, в результате происходит синхронизация работы полуша­рий);

- обеспечение приемов и тонкого анализа модально-специфической информации (развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации - тактильной, двигательной, кинестетической, динамической, зрительной, слуховой);

- формирование смыслообразующих функций психических процессов и произвольной саморегуляции (от механического принятия и выполнения ребенком строго заданной, развернутой инструкции психолога к постепенному переходу к совместному, а затем и самостоятельному созданию им программы деятельности, ее реализации и контролю за результатами);

- умения адекватно выражать эмоциональные состояния;

- развитие навыков ведения коллективной (совместной) деятельности.


Этапы реализации программы

Для реализации данной программы необходимо определить три этапа работы: диагностический, формирующий, контрольный.

Содержанием диагностического этапа является проведение психологической диагностики. В целях выявления особенностей психического развития детей, установления нарушений или отклонений в интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-личностной сферах я провожу плановое обследование воспитанников. Социально-психологическое обследование детей, у которых предполагается наличие СДВГ включает несколько направлений:

— уровень развития внимания, памяти, мышления («экспресс – диагностика в детском саду» Павлова, Руденко; тест Тулуз-Пьерона; «Психологическая диагностика отклонений развития детей» Шипицына Л.М.; Диагностический комплект психолога Семаго Н.Я., Семаго М.М.).

— эмоциональные особенности личности («Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен: тест Люшера; проективные методики «Дерево», «Моя семья», «Несуществующее животное»);

— особенности поведения (анализирую сведения о воспитанниках, получаемые в результате ознакомления с личным делом, сбора информации от воспитателей, родителей и врача психиатра. А также личного наблюдения за ребенком во время режимных моментов, игровой, учебной и свободной деятельности).

Формирующий этап предполагает реализацию основных мероприятий программы «Нейропсихологической коррекции с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с синдромом нарушения внимания и гиперактивности».

Возраст детей: предлагаемый курс включает в себя цикл коррекционных занятий, который предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста — 5- 10 лет, которые ведет педагог-психолог.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 16 занятий.

Режим занятий: занятия проводятся 1- 2 раза в неделю в течении 30 - 45 минут, продолжительность может варьировать с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей и зависит от типа СДВГ.

Формы реализации: индивидуальные и групповые коррекционные занятия в форме игровой терапии.

Программа коррекции СДВГ включает как работу с основными его признаками (гиперактивность, импульсивность, нарушения внимания), так и с вторичными (нарушения координации, нарушения эмоциональной сферы, нарушения в сфере межличностного общения, нарушения поведения). Сюда входят упражнения различной направленности:

1. Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус.

Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка.

Наличие гипотонуса – связано со снижением психической двигательной активности ребенка (эмоциональная вялость, низкая мотивация, слабость волевых усилий)

Наличие гипертонуса – проявляется:

- в двигательном беспокойстве;

- эмоциональной лабильности;

- нарушение сна.

2. Дыхательные упражнения – улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль.Нарушение ритма организма (электрическая активность мозга, сердцебиение, перистальтика кишечника) – приводит к нарушению психического развития ребенка.

3. Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.

4. Коррекционные движения тела и пальцев

- обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия и снятие мышечных зажимов.

- центром тонкой моторной координации является лобная доля головного мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль.

5. Функциональные упражнения.

- развитие внимания, произвольности и самоконтроля;

- элиминация гиперактивности и импульсивности;

- элиминация гнева и агрессии.

6. Коммуникативные упражнения.

- парные и групповые упражнения и игры – учат ребенка навыкам взаимодействия в коллективе.

7. Релаксация.

- приемы саморасслабления;

- снятие психомышечного напряжения.

В цикле занятий используются упражнения, разработанные Б.А. Архиповым, Е.А. Воробьевой, И.Г. Выгодской, Т.Г. Горячевой, В.И. Зуевым, Н.В. Клюевой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Е. В. Пеллингер, А. Ремеевой, А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк, А. С. Султановой, Л. П. Успенской, К. Фоппелем и др.

Как правило, гиперактивный ребенок гораздо эффективнее ра­ботает при взаимодействии один на один со взрослым. В этом случае он действует более сосредоточенно, допускает меньше ошибок. Кро­ме того, многие дети с СДВГ нуждаются в предварительной индиви­дуальной работе, в процессе которой у них формируются навыки общения, саморегуляции. Длительность индивидуального этапа определяется индивидуально-типологическими особенностями ре­бенка и характером нарушения. В некоторых случаях индивидуальная и групповая работы прохо­дят параллельно.

На продолжительность занятия ги­перактивного ребенка оказывает влияние работоспособ­ность, которая не более 10—15 минут. Это объясняется тем, что ум­ственная деятельность детей с СДВГ характеризуется «циклич­ностью». Время, в течение которого они могут продуктивно работать, не превышает 5—15 мин, по ис­течении которого они теряют контроль над умственной активностью. 3 — 7 минут мозг «отдыхает», накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла. Для того чтобы сохранять концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Не стоит ограничивать подвижность ребенка во время занятий: он может делать что-то стоя, сидя на полу, вскакивая время от времени, лишь бы его внимание находилось в поле производимого действия.

Подбирая игры (особенно подвижные) и упражнения для гиперактивных детей, я учитываю следующие особенности детей:

- принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять;

- дефицит внимания;

- импульсивность;

- очень высокую активность;

- неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях);

- быструю утомляемость;

- в игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других.

Включение таких детей в коллективную работу осуществляется поэтапно.

1 этап - Начинать с индивидуальной работы.

2 этап - Привлекать ребёнка к играм в малых подгруппах.

3 этап - Переходить к коллективным играм.

Очень важны четкая повторяющаяся структура занятий, неизменное расположение предметов, что является дополнительным организующим моментом при формировании произвольности. Еще одним условием развития произвольности является соблюдение детьми правил, ритуалов и временного регламента.

Коммуникативные упражнения делятся на три этапа:

1. Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений.

2. Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру - способности чувствовать, понимать и принимать его.

3. Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе.

 
Упражнения направленные на визуализацию являются репрезентацией в уме несуществующего объекта, явления или события (зрительные, слуховые, знаковые, осязательные, обонятельные и другие образы). Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело и, следовательно, интегрирует работу мозга. Упражнения могут выполняться с закрытыми глазами. Релаксация может проводиться как в начале занятия с целью настройки, так и в конце – с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Интеграция в теле (релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений) является частью единого процесса. За ней следуют интеграция в движении (невербальный компонент) и в обсуждении (вербальный компонент). Эти три составляющие создают необходимые условия для рефлексии ребенком ощущений и навыков, приобретенных в ходе занятия. При релаксации желательно использовать тихую мелодичную музыку, которая поможет детям отвлечься от посторонних мыслей и успокоиться. Если определенная мелодия постоянно сопровождает один и тот же тренаж, то организм ребенка сам настраивается на ее восприятие, и уже после нескольких тренировок расслабление наступает при первых звуках музыки.

Необходимым условием любого коррекционного процесса является система наказаний и поощрений, которая разрабатывается всей группой в начале занятий. Наказанием может служить выбывание из игры на «скамью запасных», лишение роли лидера и т. д. В качестве поощрений могут служить различные призы, выбор любимой музыки для сопровождения занятий, ведущая роль в игре и т. д.

Кроме того возможно использование следующих приемов в работе с детьми с СДВГ:

1. Осуществление гиперактивным ребенком контроля за другими детьми (дежурный на занятии, ведущий в игре, помощник психолога и т. д.).

2. Использование часов на занятиях и осуществление контроля гиперактивным ребенком за временем (хранитель времени).

3. Использование ритмов с большими паузами или ритмичной музыки.

Структура занятия:

- растяжка - 4-5 минут;

- дыхательное упражнение - 3-4 минут;

- глазодвигательное упражнение - 3-4 минуты;

- упражнения для развития мелкой моторики рук – 5 - 8 минут;

- функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, самоконтроля), коммуникативные и когнитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии – 10 - 15 минут;

- релаксация - 4-5 минут.

Контрольный этап заключается в оценке эффективности реализации цикла мероприятий программы, а также изучения процесса достижения детьми следующих задач:

- привитие аккуратности, навыков самоорганизации, способности планировать и доводить до конца начатые дела;

- развитие чувства ответственности за собственные поступки;

- контролирование собственных эмоции и поступков;

- уважение прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоции и поступков;

- добиться у ребенка адекватной самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни;

- развитие внимания (концентрация, переключаемость, распределение);

- тренировка психомоторных функций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: