ст. преподаватель кафедры психологии СахГУ




Психологическое здоровье семьи

Как ее жизненно важная функция

Павлова Т. П.,

ст. преподаватель кафедры психологии СахГУ

 

Семья – это важнейший институт социализации человека, институт психологической поддержки и воспитания его, воссоздания определенного образа жизни и отношений. Поэтому общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. Семья играет огромную роль как в жизни отдельной личности, так и всего общества. Значение семьи иллюстрируется хотя бы тем фактом, что подавляющее число людей живет в семье. Если с момента существования семьи значимыми были хозяйственная, экономическая, детородная, воспитательная функции, то к настоящему моменту повсеместно усиливаются психотерапевтическая функция, функция эмоциональной поддержки.

В нашей стране проблемы семьи привлекают внимание специалистов, в первую очередь, в связи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний, в связи с проблемами семейного воспитания. Последние годы в практической психологии развивается семейное консультирование по проблемам супружеской жизни и коррекции детско-родительских отношений.

В реалиях XXI века еще острее стоят вопросы по поводу того, как нам обрести устойчивый, гармоничный союз с другим человеком и каким образом сохранить этот союз на протяжении всей жизни.

Нельзя понять и оценить состояние и перспективы семьи, игнорируя кардинальные перемены, происходящие с этим социальным институтом на протяжении всего XX века (эмансипация детей от родителей, переход от закрытой к открытой системе формирования брака, эмансипация женщин, рост личной свободы каждого из членов сообщества и т. д.).

Постановка проблемы семейных отношений, определение психологических оснований их понимания и изучения являются актуальными задачами не только по причине отмечаемого исследователями кризиса современной семьи и назревшими в связи с этим психотерапевтическими задачами – психологическое понимание семейных отношений будет иметь теоретическое и практическое значение в плане достижения благополучия и стабильности семейных отношений. Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами. Если приложить все усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее гуманистическое воспитание, то в итоге обеспечивается более безопасный и человеческий мир вокруг. Семья может стать местом формирования истинных людей. Гуманистический пафос в подходе к современной семье реализуется в основном принципе: каждый человек – это открытие, каждый – уникален.

Американский психолог К. Роджерс выделял такие положительные характеристики благополучных семейных отношений, как преданность и сотрудничество, общение и открытое самовыражение, гибкость отношений, самостоятельность, постоянное стремление партнеров к сохранению семьи, стремление в трудную минуту к эмоциональному единению и сплочению, совместное переживание радости в семье, взаимнопоощрительное поведение членов семьи по отношению друг к другу (люди смотрят друг на друга, а не сквозь друг друга), искренность и естественность в отношениях друг с другом и др. Известно, что наслаждение жизнью предполагает наличие здоровья, а в семье – психологического здоровья семьи.

Категория психологического здоровья семьи изучалась доктором педагогических наук, доцентом кафедры феминологии и семьеведения Института социальной работы Московского государственного социального университета Владимиром Свиридовичем Торохтием, который рассмотрел особенности его проявления. Элементы психологического здоровья отражают устойчивые, по-своему сложившиеся в конкретной семье социально-психологические явления, подверженные как внутреннему управлению, так и внесистемным воздействиям. Рассмотренные ученым показатели психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и, прежде всего, характеризуют степень ее благополучия.

В отношении термина психологическое здоровье сохраняется недвусмысленная ситуация: с одной стороны, психологическое здоровье в самом общем, интуитивно понятном значении предложено как смыслообразующая и системообразующая категория профессионализма психологов, с другой – остается метафорой, не имеющей определенного научного содержания. Поэтому предметно-теоретическая проработка проблемы психологического здоровья является первостепенной задачей. Что можно сказать по существу проблемы психологического здоровья? Оно характеризует индивида как субъекта жизнедеятельности, распорядителя душевных сил и способностей. Состояние психологического здоровья является производным от процесса поэтапного приобщения индивида к родовой, человечной сущности. Человечность индивида – сущностная характеристика психологического здоровья – понимается как становление субъективного духа, следование высшим образцам человеческой культуры, нравственным принципам. Основу психологического здоровья составляет нормальное развитие субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни. Здесь норма – это не то среднее, что есть, а то лучшее, что возможно для конкретного человека и семьи в целом. Цель психологического здоровья семьи – сохранение, укрепление и развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья всех членов семьи.

Современная семья является важнейшей социальной средой формирования личности и основным институтом психологической поддержки и воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни, образа мыслей и отношений. Поэтому общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, а следовательно, в этом смысле благополучной. Важнейшей интегральной характеристикой такой семьи является ее психологическое здоровье.

Психологическое здоровье – это интегральный показатель функционирования современной семьи, отражающий качественную сторону протекающих в ней социальных и психолого-педагогических процессов. Появление термина психологическое здоровье связано с развитием гуманистической методологии познания человека. Психологическое здоровье (И.В. Дубровина) характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлением человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психологического здоровья.

Этот показатель не тождествен понятию психическое здоровье, в котором хотя и отражены групповые нормы и ценности, регламентирующие жизнь личности в социальной среде, но многие процессы, явления социально-психологического уровня остаются вне сферы его содержания и не укладываются в традиционно сложившееся понятие. Этот показатель также не тождествен и другой противоположности – понятию социально-психологический климат, которое в большей степени применимо для групп (в том числе малых) разнородного состава. Для малой группы, имеющей родственные связи, обеспечивающие устойчивую и длительную психологическую взаимозависимость, где сохраняется близость межличностных интимных переживаний, где одновременно выделяется не одна, а ряд общесемейных целей и сохраняется гибкость их приоритетности, адресности, где главным условием существования является целостность, – более приемлем термин психологическое здоровье семьи.

Вновь вводимая научная категория психологическое здоровье семьи обусловлена доминантой социально-психологических явлений и процессов в формировании, развитии и функционировании семьи и отношением семьи к окружающей среде, способностью к активному ее преобразованию. Психологическое здоровье семьи как многоуровневое качество ее жизнедеятельности характеризуется адекватностью протекающих в ней социально-психологических процессов, отношений, реагирований, ориентации в проблемной ситуации.

Психологическое здоровье семьи детерминировано многими факторами: социальным, экономическим, биологическим, психологическим и т. д. Норма в здоровье отдельной личности или отклонения от нормы адекватно отражаются на психическом здоровье не только отдельной личности, а в итоге и на психологическом здоровье семьи. Но здесь не может быть жесткой зависимости, так как воздействуют и другие факторы, поэтому возникает необходимость поуровневой и комплексной оценки этого явления для каждой семьи. В поуровневой оценке значимы три позиции:

· норма психологического здоровья семьи условно определяется диапазоном развития индивидуальных и групповых психологических явлений и процессов, в рамках которого гармонично обеспечивается, с одной стороны, согласованность и разумное удовлетворение потребностей членов семьи, а с другой – их социальная (внутрисемейная) активность;

· отклонение от нормы в психологическом здоровье семьи характеризуется, как правило, доминированием тенденций удовлетворения каждым членом семьи своих личностных потребностей и минимизацией согласованности их действий, а также частичным отсутствием социальной (внутрисемейной) активности. Это характерно для семей, нуждающихся в психологическом консультировании и обычно поддающихся психокоррекции;

· отсутствие психологического здоровья семьи заключается в ее неспособности самостоятельно корректировать дезорганизующие действия ее членов. В подобной ситуации преобладает внутрисемейный дискомфорт и частичная автономность действий ее членов по удовлетворению сугубо индивидуальных потребностей. Такие признаки относятся к психологически нездоровой семье.

В комплексной оценке психологического здоровья семьи наиболее значимы личностная, групповая, деятельностная составляющие и соответствующие их содержанию показатели, которые были выделены ученым В.С. Торохтий: сходство семейных ценностей, функционально-ролевая согласованность, социально-ролевая адекватность в семье, эмоциональная удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие. Рассмотрим их подробнее.

Сходство семейных ценностей отражает совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы.

Функционально-ролевая согласованность представляет собой динамический показатель психологического здоровья семьи и отражает уровень развития таких социально-психологических механизмов внутрисемейного взаимодействия, как взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие, взаимотерпение между членами семьи.

Социально-ролевая адекватность обусловливается ролевой структурой семьи, которая в процессе ее жизнедеятельности складывается более жесткой по сравнению с большинством малых групп. Она отражает уровень реализации межличностных, внутрисемейных ожиданий: от каждого члена семьи ожидают исполнения определенной роли (отец – мужчина, лидер, добытчик, опора в трудной ситуации и т. д.; жена – заботливая мать, хозяйка, хранительница семейного очага и т. д.; дочь, сын – помощники родителей, опора в будущем, наследники и т. д.).

Эмоциональная удовлетворенность показывает характер эмоционального принятия друг друга и уважение в семье. Именно высочайшая степень эмоциональной близости – «пристрастное отношение» друг к другу – составляет особое качество здоровой семьи. Понятно, что эмоциональные связи между членами семьи опосредуются их совместной деятельностью, задачами, которые стоят перед всем семейным коллективом. В то же время эмоциональная удовлетворенность в семье является важнейшим источником психологической разрядки и поддержки всех ее членов. Рейтинг этого показателя в психологическом здоровье семьи определяется многими факторами: уровнем образования родителей, мотивами заключения брака, характером супружеских отношений, целями воспитания детей, методами достижения результата и т. д.

Адаптивность в семейных отношениях характеризуется способностью, прежде всего, взрослых семьи приспосабливаться к социально-психологической атмосфере семьи после трудового дня.

Устремленность на семейное долголетие представляет собой постоянное влечение к новым семейным целям, разумное их планирование и поддержание активности всех членов семьи в их достижении. Неотъемлемым атрибутом любой здоровой семьи являются ближайшие и перспективные семейные цели.

Идентичность и стабильность семьи. Семейная идентичность определяется как содержание ценностей, устремлений, тревог и проблем адаптации. Другими словами, семейная идентичность – это эмоциональное и когнитивное мы данной семьи. Стабильность семьи, которую точнее было бы обозначить как сохранение в изменении, предполагает сохранение идентичности во времени, контроль над конфликтами и способность семьи к изменению и дальнейшему развитию.

Наряду с вышеперечисленными показателями психологического здоровья семьи имеют место и такие, как психолого-педагогическая состоятельность или несостоятельность семьи, адекватный возрасту членов семьи уровень зрелости их отношений, мобильность к предметно-рефлексивным отношениям и другие.

Задача общества – выработать перспективы совершенствования государственной политики и социальной работы для исследования проблем психологического здоровья различных категорий семей, направить их только в положительную сторону, ибо семья – это действительно ячейка общества, и все, что происходит в семье, все, что закладывается в детстве, – все скажется на личности отдельно взятого человека, который является гражданином государства.

Можно сделать вывод: семья все же строится вокруг супружеских отношений, растет тенденция членов семьи к индивидуализации, возникают новые формы брачно-семейных отношений, брак освобождается от религиозных, национальных, социально-демографических предрассудков, формируются новые решения семейных проблем.

Мы находимся на пороге новой эволюции в истории человечества. Возможно, никогда раньше человек не испытывал столько страха и неудовлетворенности, сколько сейчас. Скоро мы станем свидетелями того, как будет положено начало искоренению взаимоотношений, построенных на силе, диктате, повиновении и стереотипах. Ведь все это ведет только к душевному дискомфорту, стрессам, конфликтам и, как следствие, психологическому нездоровью.

Таким образом, мы показали, что психологическое здоровье семьи является важнейшей характеристикой межличностных отношений. Мы все должны понять, что жизнь делают люди и то, какие отношения складываются между ними, определяет все, что вообще происходит с человечеством и миром, в котором оно живет. Все, что люди знают, во что они верят, как они разрешают возникающие конфликты, начинается в семье. Но в то же время в деятельности государственных институтов отражаются семейные традиции. Все начинается с чувства самооценки, с того, как оно проявляется, как вы воспринимаете себя, как складываются отношения в зависимости от самооценки, насколько вы можете устанавливать близкие контакты, быть искренними и открытыми с окружающими.

В той или иной форме брак существовал всегда, и он является важным фактором в формировании ощущения благополучия и счастья у большинства людей. Мы также знаем, что человек – существо уникальное, индивидуальное, с бесконечно разнообразным поведением, установками, чувствами. Поэтому счастливый союз – это бесконечно долгая, кропотливая работа, требующая достаточно много сил и времени. Можно многое сделать для сохранения и укрепления взаимоотношений, пронести чувство счастья через всю семейную жизнь, преодолеть трудности, встречающиеся на этом пути, не вовлечься в конфликт между стабильностью и новизной, найти прочную опору в долговременных отношениях.

Особое значение имеет специализированная подготовка, затрагивающая широкий круг вопросов, связанных с семьей. Все усилия по предупреждению роста уровня разводов не дадут должного результата, если на твердую основу не будет поставлена просветительская деятельность в этом направлении, охватывающая все население. Эти целенаправленные усилия, распределенные на многие этапы и различные по форме мероприятия можно назвать одной из стратегических зон профилактики разводов, отправным пунктом и главным направлением продвижения общества в решении столь деликатной задачи, как стабилизация супружества и семьи.

Литература

1. Ковалев С. В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988.
2. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л.: Медицина, 1990.
3. Гребенникова И. В. Этика и психология семейной жизни. – М.: Просвещение, 1987.
4. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. – М.: Прогресс, 1988.
5. Маковецкий М. С. Социология семьи. – М.: Наука, 1989.
6. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.
7. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. – М.: Медицина, 1991.
8. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
9. Шмелева А. Г. Острые углы семейного круга. – М.: Педагогика-Пресс, 1986.
10. Гасин Э. А. Психология прощения // Вопросы психологии. –1999. – № 4.
11. Сысоенко В. А. Супружеские конфликты. – М.: Педагогика, 1982.
12. Юнда И. Ф., Юнда Л. И. Социально-психологические основы семейной жизни. – М.: Просвещение, 1990.
13. Голод С. И. Стабильность семьи. Социологический и демографический аспекты. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.
14. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. – К.: Лыбидь, 1990.
15. Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1996.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: