МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА




РЕЦЕНЗИЯ

В статье обозначены основные доктринальные позиции по вопросу происхождения государства. Проведен содержательный анализ популярных концепций возникновения государственности, дана их критическая оценка. Предпринимается попытка на основе сравнительного анализа сконструировать авторскую концепцию, в которой воплотились бы позитивные стороны большинства известных теорий происхождения государства.

Из этой статьи я узнал много интересного о теориях происхождения государства.

Я считаю, что самой прогрессивной теорией является материалистическая (марксистская). Согласно этой теории, в основе возникновения государства лежат следующие предпосылки:

ü Общественное разделение труда;

ü Возникновение частной собственности;

ü Накопление богатства в одних руках;

ü Разделение общества на классы.

ГОСУДАРСТВО ЕСТЬ АППАРАТ ПОРАБОЩЕНИЯ ОДНИМ КЛАССОМ (рабовладельцы / феодалы / капиталисты) ДРУГИХ КЛАССОВ (рабы / зависимые крестьяне / наёмные рабочие) И СПОСОБОМ ЗАЩИТЫПРИВИЛЕГИЙ ПРАВЯЩЕГО КЛАССА.

 

Знаменитый немецкий юрист конца XIX века Георг Мейер в своём утверждении пишет об охранительной функции, одной из видов внутренних функций государства, которая предполагает:

= защиту прав и свобод граждан, охрану правопорядка, борьбу с преступностью и поддержание режима конституционной законности;

= оборону страны и обеспечение национальной безопасности;

= государственную поддержку мирового правопорядка.

В центре правоохранительных действий государства находится в первую очередь личность, а также само государство и его различные структуры.

Государство призвано реально обеспечивать, в том числе с помощью специальных органов (суда, прокуратуры и т. д.), такой порядок в общественной жизни, который бы полностью отвечал требованиям правовых норм, заложенным в них началам свободы и справедливости. Поддержание стабильного правопорядка в стране — задача всего государства, всей системы его органов.

 

 

ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Форма государства – единство 3-х характеристик государства, а именно: форма правления, форма государственного устройства и государственный режим.

Элементы формы государства:

1) Форма правления – характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские:

· Монархия – форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора:

§ Абсолютная;

§ Ограниченная (конституционная).

ü Признаки монархии:

1. Власть передаётся по наследству;

2. Осуществляется бессрочно;

3. Не зависит от волеизъявления населения.

· Республика – форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа:

§ Президентская;

§ Смешанная;

§ Парламентская.

ü Признаки республики:

1. Выборность власти;

2. Ограниченность срока полномочий власти;

3. Зависимость от избирателей.

 

2) Форма государственного устройства – отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами:

· Унитарное государство – простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нём существует единая система высших органов и единая система законодательства:

§ Централизованное;

§ Децентрализованное.

· Федерация – сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нём наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации:

§ Территориальная;

§ Национально-территориальная.

· Конфедерация – временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей.

3) Государственный режим – представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти:

· Демократический:

§ Либерально-демократический;

§ Консервативно-демократический

ü Признаки демократического режима:

1. Население участвует в формировании и осуществлении государственной власти;

2. Решения принимаются большинством с учётом интересов меньшинства;

3. Предполагает существование правового государства и гражданского общества;

4. Провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

5. Политический плюрализм;

6. Верховенство закона;

7. Доминируют методы компромисса, согласования;

8. Выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти.

ü Формы демократии:

1. Прямая (непосредственная);

2. Представительная.

· Антидемократический:

§ Тоталитарный;

§ Фашистский;

§ Авторитарный;

§ Деспотический.

Конкретная форма государства предопределяется историческим типом государства. Но кроме этого она зависит от других факторов:

1) Уровня экономического развития общества;

2) Соотношение классовых сил;

3) Историко-национальных и культурных традиций;

4) Международной обстановки.

 

 

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Механизм государства – система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства.

Характерные черты механизма государства:

· Он представляет собой систему;

· Его целостность обеспечивается едиными целями и задачами;

· Его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;

· Он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.

Структура механизма государства:

1) Государственные органы;

2) Администрация государственных предприятий, учреждений и организаций;

3) Государственные служащие (чиновники);

4) Организационные, финансовые и иные средства.

Орган государства – звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определённых функций государства и наделённое в этой связи властными полномочиями.

Признаки государственного органа:

1) Является самостоятельным элементом механизма государства;

2) Образован и действует на основе правовых актов;

3) Выполняет свойственные только ему задачи и функции;

4) Наделён в этой связи властными полномочиями;

5) Состоит из государственных служащих и соответствующих подразделений;

6) Имеет материальную базу и финансовые средства.

Виды государственных органов:

· По принципу разделения властей:

1) Законодательные;

2) Исполнительные;

3) Судебные.

· По иерархии:

1) Федеральные;

2) Республиканские;

3) Местные.

· По срокам полномочий:

1) Постоянные;

2) Временные.

· По порядку осуществления компетенции:

1) Коллегиальные;

2) Единоначальные.

· По характеру компетенции:

1) Органы общей компетенции;

2) Органы специальной компетенции.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата:

1) Приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) Демократизм;

3) Разделение властей;

4) Законность;

5) Гласность;

6) Федерализм;

7) Профессионализм;

8) Сочетание выборности и назначаемости.

Политическая система общества – упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Характерные черты политической системы:

· Именно в её рамках и с её помощью осуществляется политическая власть;

· Она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;

· Она обладает относительной самостоятельностью.

Компоненты политической системы:

1) Политическая организация общества;

2) Политическое сознание;

3) Социально-политические и правовые нормы;

4) Политические отношения;

5) Политическая практика.

Функции политической системы:

1) Интеграционная – объединение в целое всех элементов социальной структуры на базе ценностей, идеалов.

2) Целеполагающая – определяет цели и задачи общества.

3) Организаторская – мобилизация ресурсов для достижения установленных целей.

4) Регулятивная – обеспечение общественного признания политики и власти, обеспечения участия граждан в политической жизни.

5) Контролирующая – контроль конфликтов интересов различных социальных групп и социальной целостности общества.

Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, т.к. оно:

1) Является единственным носителем суверенитета;

2) Обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;

3) Имеет силовые структуры (вооружённые силы, милицию, службу безопасности и т.п.);

4) Обладает монополией на правотворчество;

5) Владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.);

6) Определяет главные направления развития общества.

Роль права в политической системе общества заключается в том, что оно:

1) Служит одним из средств связи между обществом и его политической системой;

2) Аккумулирует волю общества, всех его политических сил;

3) Интегрирует общество, делает политическую систему стабильной;

4) Устанавливает правовые формы организации, функционирования и смены государственной власти, способы и методы политической борьбы всех существующих в данном обществе политических сил;

5) Легализует в правовых актах субъектов политической организации - государство, политические партии, движения, общественные объединения, которые должны действовать в их рамках.

Местное самоуправление – самостоятельная деятельность населения определённой территории по решению вопросов местного значения, исходя из интересов всех жителей данной территории.

Характерные черты органов местного самоуправления:

· Структуры и компетенция этих органов определяется населением самостоятельно;

· Обладают полномочиями на решение вопросов местного значения;

· В пределах своей компетенции издают правовые акты;

· Являются юридическими лицами;

· Не входят в систему органов государственной власти.

Политическая партия – наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.

Функции политических партий:

1) Выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп;

2) Активизация и интеграция определённой части людей

3) Борьба за политическую власть и за её использование, определение форм, средств и методов борьбы в зависимости от меняющейся обстановки;

4) Подготовка и проведение избирательных компаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью;

5) Разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения;

6) Политическое воспитание общества в целом или его части;

7) Подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.

Общественно-политическое движение – наиболее активная часть общества, призванная выражать интересы определённых социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели.

Отличие общественно-политических движений от политических партий:

1) Социальная база движений более широкая;

2) Общественно-политические движения, не стремясь к власти, пытаются воздействовать на неё, «повернуть» данную власть к решению своих проблем;

3) Центром политической активности в общественно-политическом движении выступает его ядро (авангард) – инициативные группы, клубы, союзы;

4) В общественно-политическом движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, чётко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программы, устав).

ОТВЕТЫНА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1) Механизм государства – система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства.

 

2) Структура механизма государства:

1. Государственные органы;

2. Администрация государственных предприятий, учреждений и организаций;

3. Государственные служащие (чиновники);

4. Организационные, финансовые и иные средства.

 

3) Признаки государственного органа:

1. Является самостоятельным элементом механизма государства;

2. Образован и действует на основе правовых актов;

3. Выполняет свойственные только ему задачи и функции;

4. Наделён в этой связи властными полномочиями;

5. Состоит из государственных служащих и соответствующих подразделений;

6. Имеет материальную базу и финансовые средства.

 

4) Политическая система общества – упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Структура политической системы:

1. Политическая организация общества;

2. Политическое сознание;

3. Социально-политические и правовые нормы;

4. Политические отношения;

5. Политическая практика.

 

5) Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, т.к. оно:

1. Является единственным носителем суверенитета;

2. Обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;

3. Имеет силовые структуры (вооружённые силы, милицию, службу безопасности и т.п.);

4. Обладает монополией на правотворчество;

5. Владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.);

6. Определяет главные направления развития общества.

 

Роль права в политической системе общества заключается в том, что оно:

1. Служит одним из средств связи между обществом и его политической системой;

2. Аккумулирует волю общества, всех его политических сил;

3. Интегрирует общество, делает политическую систему стабильной;

4. Устанавливает правовые формы организации, функционирования и смены государственной власти, способы и методы политической борьбы всех существующих в данном обществе политических сил;

5. Легализует в правовых актах субъектов политической организации - государство, политические партии, движения, общественные объединения, которые должны действовать в их рамках.

 

 

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Гражданское общество – определенный тип (состояние, характер) общества, его социально-экономическая, политическая и правовая природа, степень зрелости, развитости. Отдельные элементы гражданского общества в Конституции все же закреплены (частная собственность, рыночная экономика, права человека, политический плюрализм, свобода слова, многопартийность и др.)

Идеи и принципы, лежащие в основе любого гражданского общества:

1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3) легитимность и демократический характер власти;

4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;

5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и

ответственность;

9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10)эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Составными элементами гражданского общества являются:

1) личность;

2) семья;

3) школа;

4) церковь;

5) собственность и предпринимательство;

6) социальные группы, слои, классы;

7) частная жизнь граждан и ее гарантии;

8) институты демократии;

9) общественные объединения, политические партии и движения;

10) независимое правосудие;

11) система воспитания и образования;

12) свободные средства массовой информации;

13) негосударственные социально-экономические отношения и др.

Правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Принципы правового государства:

· наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

· наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

· федерализм;

· верховенство закона;

· взаимная ответственность государства и личности;

· высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;

· наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: