РЕЦЕНЗИЯ
В статье обозначены основные доктринальные позиции по вопросу происхождения государства. Проведен содержательный анализ популярных концепций возникновения государственности, дана их критическая оценка. Предпринимается попытка на основе сравнительного анализа сконструировать авторскую концепцию, в которой воплотились бы позитивные стороны большинства известных теорий происхождения государства.
Из этой статьи я узнал много интересного о теориях происхождения государства.
Я считаю, что самой прогрессивной теорией является материалистическая (марксистская). Согласно этой теории, в основе возникновения государства лежат следующие предпосылки:
ü Общественное разделение труда;
ü Возникновение частной собственности;
ü Накопление богатства в одних руках;
ü Разделение общества на классы.
ГОСУДАРСТВО ЕСТЬ АППАРАТ ПОРАБОЩЕНИЯ ОДНИМ КЛАССОМ (рабовладельцы / феодалы / капиталисты) ДРУГИХ КЛАССОВ (рабы / зависимые крестьяне / наёмные рабочие) И СПОСОБОМ ЗАЩИТЫПРИВИЛЕГИЙ ПРАВЯЩЕГО КЛАССА.
Знаменитый немецкий юрист конца XIX века Георг Мейер в своём утверждении пишет об охранительной функции, одной из видов внутренних функций государства, которая предполагает:
= защиту прав и свобод граждан, охрану правопорядка, борьбу с преступностью и поддержание режима конституционной законности;
= оборону страны и обеспечение национальной безопасности;
= государственную поддержку мирового правопорядка.
В центре правоохранительных действий государства находится в первую очередь личность, а также само государство и его различные структуры.
Государство призвано реально обеспечивать, в том числе с помощью специальных органов (суда, прокуратуры и т. д.), такой порядок в общественной жизни, который бы полностью отвечал требованиям правовых норм, заложенным в них началам свободы и справедливости. Поддержание стабильного правопорядка в стране — задача всего государства, всей системы его органов.
|
ФОРМА ГОСУДАРСТВА
Форма государства – единство 3-х характеристик государства, а именно: форма правления, форма государственного устройства и государственный режим.
Элементы формы государства:
1) Форма правления – характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские:
· Монархия – форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора:
§ Абсолютная;
§ Ограниченная (конституционная).
ü Признаки монархии:
1. Власть передаётся по наследству;
2. Осуществляется бессрочно;
3. Не зависит от волеизъявления населения.
· Республика – форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа:
§ Президентская;
§ Смешанная;
§ Парламентская.
ü Признаки республики:
1. Выборность власти;
2. Ограниченность срока полномочий власти;
3. Зависимость от избирателей.
2) Форма государственного устройства – отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами:
|
· Унитарное государство – простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нём существует единая система высших органов и единая система законодательства:
§ Централизованное;
§ Децентрализованное.
· Федерация – сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нём наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации:
§ Территориальная;
§ Национально-территориальная.
· Конфедерация – временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей.
3) Государственный режим – представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти:
· Демократический:
§ Либерально-демократический;
§ Консервативно-демократический
ü Признаки демократического режима:
1. Население участвует в формировании и осуществлении государственной власти;
2. Решения принимаются большинством с учётом интересов меньшинства;
3. Предполагает существование правового государства и гражданского общества;
4. Провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
5. Политический плюрализм;
|
6. Верховенство закона;
7. Доминируют методы компромисса, согласования;
8. Выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти.
ü Формы демократии:
1. Прямая (непосредственная);
2. Представительная.
· Антидемократический:
§ Тоталитарный;
§ Фашистский;
§ Авторитарный;
§ Деспотический.
Конкретная форма государства предопределяется историческим типом государства. Но кроме этого она зависит от других факторов:
1) Уровня экономического развития общества;
2) Соотношение классовых сил;
3) Историко-национальных и культурных традиций;
4) Международной обстановки.
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
Механизм государства – система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства.
Характерные черты механизма государства:
· Он представляет собой систему;
· Его целостность обеспечивается едиными целями и задачами;
· Его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;
· Он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.
Структура механизма государства:
1) Государственные органы;
2) Администрация государственных предприятий, учреждений и организаций;
3) Государственные служащие (чиновники);
4) Организационные, финансовые и иные средства.
Орган государства – звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определённых функций государства и наделённое в этой связи властными полномочиями.
Признаки государственного органа:
1) Является самостоятельным элементом механизма государства;
2) Образован и действует на основе правовых актов;
3) Выполняет свойственные только ему задачи и функции;
4) Наделён в этой связи властными полномочиями;
5) Состоит из государственных служащих и соответствующих подразделений;
6) Имеет материальную базу и финансовые средства.
Виды государственных органов:
· По принципу разделения властей:
1) Законодательные;
2) Исполнительные;
3) Судебные.
· По иерархии:
1) Федеральные;
2) Республиканские;
3) Местные.
· По срокам полномочий:
1) Постоянные;
2) Временные.
· По порядку осуществления компетенции:
1) Коллегиальные;
2) Единоначальные.
· По характеру компетенции:
1) Органы общей компетенции;
2) Органы специальной компетенции.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата:
1) Приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) Демократизм;
3) Разделение властей;
4) Законность;
5) Гласность;
6) Федерализм;
7) Профессионализм;
8) Сочетание выборности и назначаемости.
Политическая система общества – упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Характерные черты политической системы:
· Именно в её рамках и с её помощью осуществляется политическая власть;
· Она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;
· Она обладает относительной самостоятельностью.
Компоненты политической системы:
1) Политическая организация общества;
2) Политическое сознание;
3) Социально-политические и правовые нормы;
4) Политические отношения;
5) Политическая практика.
Функции политической системы:
1) Интеграционная – объединение в целое всех элементов социальной структуры на базе ценностей, идеалов.
2) Целеполагающая – определяет цели и задачи общества.
3) Организаторская – мобилизация ресурсов для достижения установленных целей.
4) Регулятивная – обеспечение общественного признания политики и власти, обеспечения участия граждан в политической жизни.
5) Контролирующая – контроль конфликтов интересов различных социальных групп и социальной целостности общества.
Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, т.к. оно:
1) Является единственным носителем суверенитета;
2) Обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;
3) Имеет силовые структуры (вооружённые силы, милицию, службу безопасности и т.п.);
4) Обладает монополией на правотворчество;
5) Владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.);
6) Определяет главные направления развития общества.
Роль права в политической системе общества заключается в том, что оно:
1) Служит одним из средств связи между обществом и его политической системой;
2) Аккумулирует волю общества, всех его политических сил;
3) Интегрирует общество, делает политическую систему стабильной;
4) Устанавливает правовые формы организации, функционирования и смены государственной власти, способы и методы политической борьбы всех существующих в данном обществе политических сил;
5) Легализует в правовых актах субъектов политической организации - государство, политические партии, движения, общественные объединения, которые должны действовать в их рамках.
Местное самоуправление – самостоятельная деятельность населения определённой территории по решению вопросов местного значения, исходя из интересов всех жителей данной территории.
Характерные черты органов местного самоуправления:
· Структуры и компетенция этих органов определяется населением самостоятельно;
· Обладают полномочиями на решение вопросов местного значения;
· В пределах своей компетенции издают правовые акты;
· Являются юридическими лицами;
· Не входят в систему органов государственной власти.
Политическая партия – наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.
Функции политических партий:
1) Выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп;
2) Активизация и интеграция определённой части людей
3) Борьба за политическую власть и за её использование, определение форм, средств и методов борьбы в зависимости от меняющейся обстановки;
4) Подготовка и проведение избирательных компаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью;
5) Разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения;
6) Политическое воспитание общества в целом или его части;
7) Подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.
Общественно-политическое движение – наиболее активная часть общества, призванная выражать интересы определённых социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели.
Отличие общественно-политических движений от политических партий:
1) Социальная база движений более широкая;
2) Общественно-политические движения, не стремясь к власти, пытаются воздействовать на неё, «повернуть» данную власть к решению своих проблем;
3) Центром политической активности в общественно-политическом движении выступает его ядро (авангард) – инициативные группы, клубы, союзы;
4) В общественно-политическом движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, чётко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программы, устав).
ОТВЕТЫНА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1) Механизм государства – система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства.
2) Структура механизма государства:
1. Государственные органы;
2. Администрация государственных предприятий, учреждений и организаций;
3. Государственные служащие (чиновники);
4. Организационные, финансовые и иные средства.
3) Признаки государственного органа:
1. Является самостоятельным элементом механизма государства;
2. Образован и действует на основе правовых актов;
3. Выполняет свойственные только ему задачи и функции;
4. Наделён в этой связи властными полномочиями;
5. Состоит из государственных служащих и соответствующих подразделений;
6. Имеет материальную базу и финансовые средства.
4) Политическая система общества – упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Структура политической системы:
1. Политическая организация общества;
2. Политическое сознание;
3. Социально-политические и правовые нормы;
4. Политические отношения;
5. Политическая практика.
5) Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, т.к. оно:
1. Является единственным носителем суверенитета;
2. Обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;
3. Имеет силовые структуры (вооружённые силы, милицию, службу безопасности и т.п.);
4. Обладает монополией на правотворчество;
5. Владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.);
6. Определяет главные направления развития общества.
Роль права в политической системе общества заключается в том, что оно:
1. Служит одним из средств связи между обществом и его политической системой;
2. Аккумулирует волю общества, всех его политических сил;
3. Интегрирует общество, делает политическую систему стабильной;
4. Устанавливает правовые формы организации, функционирования и смены государственной власти, способы и методы политической борьбы всех существующих в данном обществе политических сил;
5. Легализует в правовых актах субъектов политической организации - государство, политические партии, движения, общественные объединения, которые должны действовать в их рамках.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Гражданское общество – определенный тип (состояние, характер) общества, его социально-экономическая, политическая и правовая природа, степень зрелости, развитости. Отдельные элементы гражданского общества в Конституции все же закреплены (частная собственность, рыночная экономика, права человека, политический плюрализм, свобода слова, многопартийность и др.)
Идеи и принципы, лежащие в основе любого гражданского общества:
1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;
2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;
3) легитимность и демократический характер власти;
4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;
5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;
6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;
7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;
8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и
ответственность;
9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;
10)эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.
Составными элементами гражданского общества являются:
1) личность;
2) семья;
3) школа;
4) церковь;
5) собственность и предпринимательство;
6) социальные группы, слои, классы;
7) частная жизнь граждан и ее гарантии;
8) институты демократии;
9) общественные объединения, политические партии и движения;
10) независимое правосудие;
11) система воспитания и образования;
12) свободные средства массовой информации;
13) негосударственные социально-экономические отношения и др.
Правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.
Принципы правового государства:
· наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
· наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
· федерализм;
· верховенство закона;
· взаимная ответственность государства и личности;
· высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;
· наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и др.