Право – социальный институт, имеющий свою собственную природу.
Признаки:
1) Право носило волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;
2) Общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;
3) Нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;
4) Связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;
5) Формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;
6) Системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.
Ценность права выражается в том, что оно прежде всего выступает средством:
1) Регулирования общественных отношений
2) Защиты существующего общественного строя
3) Обновления общества, фактором его прогресса (содействует развитию тех социальных связей, в которых заинтересовано общество);
|
4) Решения глобальных проблем современности (оборонных, экологических и т.п.);
5) Определения меры свободы личности в обществе (фиксирует масштабы, границы свободы);
6) Утверждения нравственных начал в общественной жизни, инструментом воспитания населения и формирования цивилизованной правовой культуры.
Концепции права:
1) Естественно-правовая. Право есть совокупность естественных прав человека (Гоббс, Локк, Радищев и др.).
2) Историческая. Право есть совокупность правовых обычаев (Гуго, Пухта, Савиньи и др.).
3) Нормативистская. Право есть пирамида не зависящих от сущего норм (Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др.).
4) Материалистическая. Право есть возведенная в закон воля господствующего класса (Маркс, Энгельс, Ленин и др.).
5) Психологическая. Право есть правовые эмоции личности (Патражицкий, Росс, Рейснер и др.).
6) Социологическая. Право есть реализация законов, юридические действия (Эрлих, Муромцев, Паунд и др.).
Принципы права - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора:
· Общеправовые:
1) Справедливость;
2) Юридическое равенство граждан перед законом и судом;
3) Гуманизм;
4) Демократизм;
5) Единство прав и обязанностей;
6) Федерализм;
7) Законность;
8) Сочетание убеждения и принуждения.
· Межотраслевые;
· Отраслевые.
Функции права – это основные пути (каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений:
|
· Общесоциальные:
§ Экономическая;
§ Политическая;
§ Воспитательная;
§ Коммуникативная.
· Специально-юридические
§ Регулятивная;
§ Охранительная.
Эссе по теме:
«Форма правления в современной России»
Для того чтобы выяснить, какая форма правления установлена в России Конституцией РФ 1993 г., необходимо проанализировать организацию и взаимоотношения органов законодательной и исполнительной власти. Российское конституционное законодательство не дает четких ответов на этот вопрос.
Ст.11 Конституции РФ определяет четыре органа, между которыми и разделяется государственная власть: президент, Федеральное собрание, правительство и суды. На три ветви власти, упомянутые в ст.10 Конституции РФ, приходится четыре органа государственной власти. И если с органами, осуществляющими власти законодательную и судебную, вопросов не возникает, то с исполнительной властью все обстоит значительно сложнее. Ч.1 ст.110 Конституции РФ определяет: " Исполнительную власть РФ осуществляет правительство РФ..." И далее, в ст.113 приводятся полномочия председателя правительства: "Председатель правительства РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами президента РФ определяет основные направления деятельности правительства РФ и организует его работу". Но в полной мере организацию исполнительной власти не удастся понять без анализа некоторых полномочий президента. Ст.83 Конституции РФ наделяет президента - главу государства - весьма обширными полномочиями в сфере исполнительной власти. В частности, эта статья гласит: "Президент РФ: а) назначает с согласия Госдумы председателя правительства РФ...; в) принимает решение об отставке правительства РФ; д) по предложению председателя правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей председателя правительства РФ, федеральных министров..." Кроме того, нельзя забывать и о праве президента издавать указы, обязательные для правительства.
|
Таким образом, налицо два органа государственной власти, наделенных полномочиями в сфере исполнительной власти.
Сопоставляя тексты ст. 83, 110 и 113 Конституции РФ, можно сделать вывод, что, во-первых, Конституция РФ не наделяет президента правом прямого участия в осуществлении исполнительной власти, во-вторых, ст.113 закрепляет главенствующее положение председателя правительства в сфере исполнительной власти. Казалось бы, в этой схеме нет места президенту - главе государства. Но это далеко не так. Президент наделен полномочиями по формированию правительства. В соответствии со ст.111 Конституции председатель правительства назначается президентом с согласия Госдумы, члены же правительства назначаются президентом по предложению председателя правительства.
Таким образом, помимо президента, без его согласия председатель правительства назначен быть не может. По Конституции РФ, это должно означать, что главой правительства может стать только доверенное лицо главы государства. Но при этом необходимо еще и доверие Госдумы. Из этого следует, что председатель правительства назначается формально по согласованию между Думой и президентом. Госдума может рассматривать только кандидатуры, предложенные президентом, и никакие иные. Президент, в свою очередь, тоже не может не учитывать расстановку сил в нижней палате, иначе предложенные им кандидатуры не найдут поддержки в парламенте. Согласно ст.117 Конституции РФ: "Госдума может выразить недоверие правительству РФ... После выражения Госдумой недоверия правительству РФ президент РФ вправе объявить об отставке правительства РФ либо не согласиться с решением Госдумы. В случае если Госдума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие правительству РФ, президент РФ объявляет об отставке правительства РФ либо распускает Госдуму". Этим закрепляется возможность "свержения" правительства нижней палатой Федерального собрания и означает ответственность правительства перед Думой. Соответственно правительство не может не учитывать в своей работе позицию большинства Госдумы. Получается, что правительство связано мнением и президента и Думы.
Налицо явный дуализм ответственности правительства, что позволяет нам сказать: Россия не является ни президентской, ни парламентарной республикой. Исходя из приведенной ранее типологии, остается только одна форма, а именно смешанная республика.