КНЯЗЬЯ ДИНАСТИИ РЮРИКОВИЧЕЙ




Рю́рик (ум. 879) — Новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей на Руси. Рюрик, по-видимому, княжеского рода южно-балтийского славянского племени. От Рюрика традиционно отсчитывается начало русской государственности. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь, В 879 году, согласно летописи, Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника Олега.

 

И́горь (878—945) — киевский князь муж княгини Ольги и отец Святослава Игоревича, сын Рюрика.

Игорю привели жену из Пскова, Ольгу (Прекрасу) После смерти Олега в 912 Игорь стал правителем Киевской Руси. В 914 году Игорь завоевал древлян провёл военный поход против печенегов.. поход на Царьград 941—944 годов. стал первым русским князем, названным по имени в иностранных источниках.. В 944 году[13], Игорь заключил военно-торговый договор с Византией.

Осенью 945 года Игорь по требованию дружины отправился за данью к древлянам. Древляне же, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. Игорь был привязан к верхушкам деревьев и разорван надвое.[15]

 

Княги́ня О́льга, в крещении — Еле́на, в рождении - Прекраса (893 — 969[5]) — княгиня, правившая Киевской Русью с 945 до 960 года в качестве регента при малолетнем сыне Святославе, Первая из правителей Руси приняла христианство, святая равноапостольная Русской православной церкви; родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой[7].

Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян. Наследнику престола Святославу тогда было только три года, поэтому фактическим правителем Руси в 945 году стала Ольга

После расправы с древлянами Ольга стала править Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактической правительницей, так как её сын большую часть времени проводил в военных походах и не уделял внимания управлению государством.

Главным деянием Ольги, является её крещение в 955 году в Константинополе. По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству, однако «он и не думал прислушаться к этому; когда Ольга умерла так как имела при себе священника — тот и похоронил блаженную Ольгу. Ольга была похоронена в земле (969) по христианскому обряду.

Скорее всего, в княжение Ярополка (972—978) княгиня Ольга начала почитаться как святая. В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только пять святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина).

Память равноапостольной Ольги празднуется православными церквами русской традиции 11 июля по юлианскому календарю; католической и другими западными церквами — 24 июля по григорианскому[42].

Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан[42].

Святосла́в И́горевич (942 — 972) — князь новгородский и Великий князь Киевский с 945 по 972 год, прославился как полководец. При Святославе Киевской Русью в значительной мере правила его мать — княгиня Ольга, сначала из-за малолетства Святослава, затем из-за его постоянного пребывания в военных походах. При возвращении из похода на Болгарию Святослав был убит печенегами в 972 году на днепровских порогах.

Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли [посланников, как правило, перед объявлением войны] со словами: «Иду на вы![33][34]»

В лето 965 пошёл Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу ему со своим князем каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и град их и Белую Вежу взял. И

Святослав Хазарский каганат, победил ясов и касогов. вторгся в Болгарию, разбил болгар, взял множество городов и обосновался в устье Дуная, в Переяславце, куда к нему была выслана «дань с греков»[43].

- 2 -

Оккупация Болгарии русами совершенно не устраивала Византию. Император Иоанн Цимисхий начал готовиться к войне. Русские укрылись в крепости, началась трёхмесячная осада. Потери русов росли, и Святослав стал искать мира. Он отправил к Цимисхию посланника с сообщением о готовности покинуть Болгарию. Стремясь завершить дело, Иоанн принял предложение. Был также возобновлен старый торговый договор, позволявший русским привозить свои товары в Константинополь. На обратном пути в Киев множество русских пали жертвами печенегов, включая самого Святослава[47].

«Повесть временных лет» объясняет гибель Святослава его отказом матери, которая хотела крестить его (то есть нарушением традиционного правового принципа подчинения родительской власти):

 

Влади́мир Святосла́вич (др.-рус. Володимѣръ Свѧтославичь, князь киевский (978—1015), при котором произошло Крещение Руси. Стал новгородским князем в 970 году, захватил киевский престол в 978 году. В 988 году принял христианство по греческому обряду, а также сделал его государственной религией Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен под именами Владимир I, Владимир Святой, Владимир Великий, Красно Солнышко, Владимир Креститель (в церковной истории). День памяти в русском православии и католичестве[4] — 28 июля [5]

Согласно летописи, в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому».

Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Киевская Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата.

Все законы Владимир принимал при согласовании со своим советом, который состоял из его дружины (военных начальников) и старейшин, представителей разных городов. Званы были вместе с боярами и посадниками и «старейшины по всем градом».

Владимиру приписывается «Церковный устав», определяющий компетенцию церковных судов.

Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности в Киевской Руси — что связано с Крещением. «Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых»[59]. Через поколение на Руси выросли уже замечательные мастера слова и знатоки литературы, такие, как один из первых русских писателей митрополит Иларион.

Яросла́в Мудрый (. 978 - 1054,) — князь ростовский (987—1010), князь новгородский (1010—1034), великий князь киевский (1016—1018, 1019—1054).

Ярослав Владимирович — сын князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны, отец, дед и дядя многих правителей Европы. При крещении был наречён Георгием. В Русской православной церкви почитается как благоверный князь; день памяти — 20 февраля

При Ярославе Мудром на Руси начали строить храмы, стали развиваться культура и образованность, выросла численность населения, Киев стал богатейшим городом, был составлен первый известный свод законов русского права, который вошёл в историю как «Русская правда». Ярослав Мудрый построил дружеские отношения со Швецией, а также наладил отношения с Византией, Священной Римской империей и другими странами Европы.

Основал Юрьев (ныне Тарту), Ярославль в Поволжье, Юрьев Русский, Ярославль в Прикарпатье и Новгород-Северский.

уже в это время Киев чрезвычайно большим городом, в котором более 400 церквей и 8 рынков.

При Ярославе возникли первые русские монастыри. В 1030 году Ярослав основал монастыри Святого Георгия: Юрьев монастырь в Новгороде и Киево-Печерский монастырь в Киеве; повелел по всей Руси «творити праздник» святого Георгия 26 ноября («Юрьев день»). Он издал Церковный устав и Русскую Правду — свод законов древнерусского феодального права. В 1051 году, собрав епископов, он сам назначил митрополитом Илариона, впервые без участия константинопольского патриарха. Иларион стал первым русским митрополитом. Развернулась интенсивная работа по переводу византийских и иных книг на церковнославянский и древнерусский языки. Огромные средства тратились на переписку книг. В 1028 году в Новгороде была основана первая большая школа, в которой были собраны около 300 детей священников и старост[76][77]. При нём появились монеты с надписью «Ярославле серебро». На одной её стороне был изображен княжеский знак Ярослава, на другой — Георгий Победоносец, покровитель Ярослава.

Известно, что для поддержания мира на северных границах Ярослав ежегодно отправлял варягам по 300 гривен серебра. Эта плата была малой, скорее символической, но она обеспечивала мир с варягами и защиту северных земель[ источник не указан 1134 дня ].

Благоверного князя Ярослава Мудрого стали почитать на Руси сразу после смерти.

 

- 3 -

Влади́мир Монома́х великий князь киевский (1113—1125), государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель. Прозван Мономахом по прозванию рода матери, которая, была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха. В Русской Православной Церкви почитается как благоверный князь в соборе Всех святых в земле Русской просиявших.

«Устав Владимира Мономаха» или «Устав о резах», который вошёл в состав пространной редакции «Русской Правды». Этот устав ограничил прибыли ростовщиков, определял условия закабаления и, не покушаясь на основы феодальных отношений, облегчал положение холопов и закупов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: