ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
ПО КОМИ ЯЗЫКУ ПО ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА И ПРОГРАММАМ СПЕЦИАЛИТЕТА
Сыктывкар 2015
Пояснительная записка
Коми язык – язык коми народа, проживающего в республике Коми Российской Федерации. Он служит ему средством общения в быту, между гражданами, в отдельных случаях – между организациями, в художественно-словесном и научном творчестве, служит для хранения и передачи информации, а также для связи поколений коми людей, живших в разные эпохи.
Коми язык входит в пермскую группу финно-угорской семьи языков. По морфологическому типу является агглютинативным языком. Именно морфологический тип языка определяет многие особенности его грамматической структуры, что необходимо иметь в виду в процессе преподавании коми языка как родного учащимся – билингвам.
Коми язык является развитым языком, имеющим древние письменные традиции. Коми письменность была создана в 14в. Стефаном Пермским (1375г.). До настоящего времени дошли памятники письменности, написанные стефановской азбукой, свидетельствующие о наличии языковых норм 14в., о словообразовательных моделях, способах создания коми терминологии, об особенностях фонетической и грамматической структур, лексической системы древнекоми языка.
В настоящее время коми язык отличается богатым и разнообразным словарным составом, разработанной терминологией, богатством словообразовательных и грамматических средств, располагает богатыми изобразительно-выразительными средствами, стилистическим разнообразием. В последние десятилетия широкое развитие получают все функциональные стили коми языка, в том числе научный и официально-деловой.
На коми языке создана богатая художественная литература.
В соответствии с «Законом о языках РК», принятом в 1992г., коми язык является государственным языком Республики Коми.
Свободное владение родным коми языком – необходимая и надёжная основа каждого коми человека в его жизни, работе, творческой деятельности. С целью реализации этой цели необходимо поднять преподавание родного коми языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения коми языку, повысить эффективность каждого урока.
Задачи преподавания коми языка. Учебный предмет «Коми язык» в современной общеобразовательной школе имеет познавательно- практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Коми язык» выполняет и общепредметные задачи.
Специальными целями изучения коми языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Содержание школьного курса коми языка в 5 – 9 классах. В средних общеобразовательных школах изучается современный коми литературный язык, поэтому программа школьного курса родного языка содержит основные сведения о нём. Кроме этих основных сведений, в программу включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, общие сведения о родственных языках, о месте коми языка в системе финно-угорских языков, а также сведения о современных разновидностях коми языка – территориальных и профессиональных.
Программа содержит:
- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из раздела фонетики, лексики, фразеологии, морфемики, словообразования, синтаксиса и стилистики коми литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, об общественных функциях коми литературного языка, о функционировании коми языка в современных условиях, о языке как о развивающемся явлении; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах коми литературного языка;
- сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил. Программа включает также перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
Требования к уровню подготовки абитуриентов
Абитуриент должен знать / понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей – классиков 19 века
(И.А. Куратов), 20-21 вв., этапы их творческой эволюции;
- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведении;
- основные закономерности историко – литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания с современностью и традицией, выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы коми литературы;
- соотносить изучаемые произведения с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
- определять жанрово–родовую специфику литературного произведения; сопоставлять литературные произведения, а также художественные, критические и научные интерпретации;
- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного языка;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- составлять планы творческих работ на литературные темы, писать сочинения различных жанров на литературные темы;
- сопоставлять произведения русской и родной литератур, выявляя их типологическую общность и национальное своеобразие, обусловленное различием образно - эстетических систем русской и коми литературы и структурными особенностями языков;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- создания связного текста на необходимую тему с учетом норм коми литературного языка;
- участия в диалоге и дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- определения своего круга чтения по коми литературе, понимания и оценки русскоязычной коми литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Компетенции, которыми должен овладеть выпускник общеобразовательной школы по коми языку:
Коммуникативная компетенция – владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения;
Языковая и лингвистическая компетенции – знать устройство, функционирование, развитии коми языка;владеть знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; нормами коми литературного языка, владеть знаниями орфографических и пунктуационных правил, владеть навыками анализа и оценки языковых явлений и фактов; уметь пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция –осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народы, национально-культурной специфики коми языка, владение нормами коми речевого этикета, культурой межнационального общения.