Общая характеристика принципа мирного урегулирования спора




Содержание

 

Введение.............................................................................................................1

1. Общая характеристика мирного урегулирования спора................................2

2. Реализация принципа мирного разрешения мирного урегулирования спора........................................................................................................................5

3. Компетенция международных судебных органов..........................................9

Заключение..........................................................................................................12

Список использованной литературы................................................................13

 


Введение

Основные принципы современного международного права - это основополагающие, императивные, универсальные нормы международного права, отвечающие закономерностям развития международных отношений нашей эпохи, обеспечивающие главные интересы человечества, государств, других субъектов международного права и в силу этого защищаемые наиболее жесткими мерами принуждения.

Можно полагать, что основные принципы современного международного права в совокупности возглавляют всю систему международного права. Эти принципы регулируют наиболее важные для данной ступени цивилизации межгосударственные отношения; специфика круга субъектов связана с тем, что основные принципы обязательны для всех субъектов международно-правовой системы, независимо от их участия в создании и признании этих принципов; особенности нормотворчества выражаются в том, что принципы объективируются в универсальных договорах или обычаях; наконец, в целях обеспечения соблюдения принципов применяются меры ответственности, связанные с ограничением суверенитета государства и дополнительной ответственностью возглавляющих государство руководителей, глав военных ведомств, политических партий и др.

Цель работы рассмотреть основные положения о принципе мирного разрешения международных споров.

Задачи:

1. дать общую характеристику принципа мирного разрешения мирного урегулирования спора;

2. рассмотреть каким образом реализуется принцип мирного разрешения мирного урегулирования спора;

3. рассмотреть компетенцию международных судебных органов при принципа мирного разрешения мирного урегулирования спора

Общая характеристика принципа мирного урегулирования спора

Принцип мирного разрешения международных споров является функциональным принципом международного права. Он представляет собой совершенный метод, систему способов и механизмов, обеспечивающих мирное сотрудничество субъектов системы во всех областях. В качестве универсальной нормы принцип существует с 1945 г., будучи включенным в Устав ООН, хотя как многосторонняя норма он применялся уже после Гаагских конференций 1899-1907 гг., был подтвержден в качестве таковой Пактом Бриана - Келлога 1928 г., обсуждался и рекомендовался Лигой Наций[1].

Источником принципа являются Устав ООН (п. 3 ст. 2, ст. 33-37), Статут Международного суда ООН, уставы региональных политических организаций, положения огромного числа международных договоров, регулирующих различные отношения государств.

Конкретизация принципа, согласованное понимание и толкование его положений, а также соображения по поводу его развития предпринимаются через систему актов Генеральной Ассамблеи ООН, ее деклараций и резолюций, таких, как Декларация о принципах международного права.

Права государств, других субъектов системы международного права, устанавливаемые принципом, состоят в том, что они имеют право: выбирать средства и способы разрешения конфликта; требовать, чтобы стороны, участвующие в конфликте, не уклонялись от поисков способов лирного разрешения противоречий; требовать выполнения принятых решений; прибегать к помощи международных организаций, в частности, ОН, ОАЕ, ОАГ, ОБСЕ.

Обязанности государств, обусловленные задачами принципа, состоят прежде всего в том, чтобы государства - участники спора: не прекращали процесс мирного урегулирования и поисков взаимоприемлемых способов; при разрешении спора исходили из учета интересов или баланса интересов спорящих сторон; в процессе мирного урегулирования воздерживались от любых действий, могущих нанести ущерб поискам путей мирного разрешения спора; выполняли принятое в согласованном порядке решение.

В случае, если спор имеет серьезный характер и если его продолжение может угрожать интересам безопасности сторон и всеобщему миру, Совет Безопасности ООН может рекомендовать сторонам принять конкретную процедуру урегулирования, а в случае отказа обратиться с призывом к сообществу государств применить уставные санкции против нарушителей по ст. 40-41 Устава ООН.

Особенностью содержания принципа мирного разрешения международных споров является входящий в его структуру достаточно обширный перечень способов мирного разрешения межгосударственных противоречий. Один только Устав ООН содержит их около десятка. Кроме упомянутых ранее, ст. 33 называет двусторонние переговоры, добрые услуги, посредничество, являющиеся традиционными, и новые - обращение к региональным органам, обследование.

Все известные региональные организации имеют органы мирного разрешения споров - комиссии, комитеты, суды. Так, ОАЕ (Организация африканского единства) имеет комиссию по посредничеству, примирению и арбитражу; Лига арабских государств - юридический комитет, кроме которого споры может разрешать также Совет Лига; Организация ПО безопасности и сотрудничеству в Европе имеет Суд по примирению и арбитражу и Комиссию по примирению.

В Уставе Лиги Наций указывались средства, которые государства должны использовать для разрешения спора (третейское или судебное разбирательство, рассмотрение спора в Совете) и ни в коем случае не прибегать к войне, но лишь до истечения трехмесячного срока после решения третейских судей, или судебного постановления, или доклада Совета (п. 1 ст. 12).

В Договоре об отказе от войны в качестве орудия национальной политики 1928 г. государства-участники признали, что урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или конфликтов "должно всегда изыскиваться только в мирных средствах" (ст. 2).

В Уставе ООН положение о мирном разрешении международных споров закреплено в качестве одного из основных принципов, в соответствии с которыми должны действовать ООН и ее члены (п. 3 ст. 2). Это положение общего характера раскрывается в Декларации 1970 г. и в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.

На встречах представителей государств — участников СБСЕ, а также на специальных совещаниях экспертов были разработаны рекомендации относительно комплексной системы мирного урегулирования споров, которые были приняты Советом СБСЕ на заседании в Стокгольме в декабре 1992 г. Одновременно одобрена и открыта для подписания Конвенция по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ. Она предусматривает создание Суда по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ для урегулирования споров посредством примирения и арбитража. Он состоит из назначенных государствами — участниками Конвенции мировых посредников и арбитров. Примирение осуществляется Примирительной комиссией, в состав которой входят мировые посредники. Арбитражное разбирательство отнесено к компетенции Арбитражного трибунала.

Обсуждается инициатива относительно созыва в 1999 г. Третьей конференции мира для разработки новой конвенции о мирном разрешении споров на основе анализа применения конвенций 1899 и 1907 гг. и современной практики.

 

 

2. Реализация принципа мирного разрешения мирного урегулирования спора

 

Принцип мирного урегулирования спора закреплен и регламентирован в Конвенции о мирном решении международных столкновений (Гаага, 18 октября 1907 г.) которая закрепляет, что с целью предупредить, по возможности, обращение к силе в отношениях между Государствами, договаривающиеся Державы соглашаются прилагать все свои усилия к тому, чтобы обеспечить мирное решение международных несогласий.

Договаривающиеся Державы соглашаются, в случае важного разногласия или столкновения, прежде чем прибегнуть к оружию, обращаться, насколько позволять обстоятельства, к добрым услугам или посредничеству одной или нескольких дружественных Держав.

Независимо от этого обращения, договаривающиеся Державы признают полезным и желательным, чтобы одна или несколько Держав, непричастных к столкновению, по собственному почину предлагала находящимся в споре Государствам, насколько позволят обстоятельства, свои добрые услуги или посредничество.

Право предлагать добрые услуги или посредничество принадлежит непричастным столкновению Державам даже во время военных действий.

Применение этого права отнюдь не может быть почитаемо тою или другою из спорящих Сторон за действие недружелюбное.

Задача посредника заключается в согласовании противоположных притязаний и в успокоении чувства неприязни, если оно возникло между Государствами, находящимися в споре.

Обязанности посредника прекращаются с того времени, когда одна из спорящих Сторон или сам посредник удостоверятся, что предложенные средства примирения не были приняты.

Добрые услуги и посредничество, будут ли они применяться по просьбе спорящих Сторон или по почину непричастных столкновению Держав, имеют исключительно значение совета и отнюдь не могут почитаться обязательными.

Принятие посредничества, при отсутствии иного соглашения, не может иметь последствием приостановку, замедление или задержание мобилизации и прочих подготовительных к войне мер.

Если посредничество последует по открытии военных действий, то оно, при отсутствии иного соглашения, не приостанавливает текущих военных операций.

Договаривающиеся Державы единодушно советуют в тех случаях, когда позволять обстоятельства, применять следующий особый способ посредничества.

В случае важного несогласия, представляющего опасность для мира, находящиеся в споре Государства избирают, каждое со своей стороны, Державу, которой они поручают войти в непосредственные сношения с Державой, избранною другою стороною, с целью предупредить нарушение мирных отношений.

Пока длится это поручение, срок коего, если не будет постановлено иначе, не может превышать тридцати дней, находящиеся в споре Государства прекращают всякие непосредственные между собою сношения по предмету спора, каковой считается переданным исключительно на обсуждение Держав-посредниц. Последние должны приложить все свои старания к решению несогласия.

В случае действительного нарушения мирных соглашений, на этих Державах продолжает лежать общая для них обязанность пользоваться всяким случаем для восстановления мира[2].

Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) устанавливает что стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны, прежде всего, стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору.

Совет Безопасности, когда он считает это необходимым, требует от сторон разрешения их спора при помощи таких средств.

Совет Безопасности уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

Любой Член Организации может довести о любом споре или ситуации, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности., до сведения Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи.

Государство, которое не является Членом Организации, может довести до сведения Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи о любом споре, в котором оно является стороной, если оно примет на себя заранее в отношении этого спора обязательства мирного разрешения споров, предусмотренные в настоящем Уставе.

Совет Безопасности уполномочивается в любой стадии спора продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору, или ситуации подобного же характера рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования.

Совет Безопасности принимает во внимание любую процедуру для разрешения этого спора, которая уже была принята сторонами.

Делая рекомендации на основании настоящей статьи, Совет Безопасности принимает также во внимание, что споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный Суд в соответствии с положениями Статута Суда.

Если стороны в споре, не разрешат его при помощи указанных в этой статье средств, они передают его в Совет Безопасности.

Совет Безопасности уполномочивается, если все стороны, участвующие в любом споре, об этом просят, делать сторонам рекомендации с целью мирного разрешения этого спора[3].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: