Эстетическое воспитание учащихся




Одним из факторов всестороннего гармоничного развития личности является ее эстетическое воспитание.Эстетическое воспитание - составная часть воспитательного процесса, непосредственно направлена??на формирование способности воспринимать и преобразовывать действительность по законам красоты во всех сферах деятельности человека.Методологической основой эстетического воспитания является эстетика наука об общих закономерностях художественного освоения действительности человеком, о сущности и формы отражения действительности и преобразования жизни с зак конами красоты, о роли искусства в развитии общества.В процессе эстетического воспитания формируются эстетическое сознание и эстетическая поведение школьника.Эстетическое сознание - форма общественного сознания, которая реализуется как художественно-эмоциональное освоения действительности через эстетические чувства, переживания, оценки, вкусы, идеалы и т.д. и концентрированно выражается я в художественной творчества и эстетических взглядах Формируется она на основе эстетической практики протяжении исторического развития общества Важными ее элементами являются эстетические чувства - особые чувства н асолоды, которые испытывает человек, воспринимая прекрасное в действительности и в произведениях искусства; эстетический вкус - способность человека правильно оценивать прекрасное, отделять действительно прекрасное от неестетичног о; эстетический идеал - представление человека о прекрасном, к чему она стремится, на что равняется Именно они обусловливают эстетику поведения личности - признаки прекрасного в поступках и действиях человека (отношении к труду и к обществу, в манерах и внешнем виде, в формах общения с людьмими)..В процессе эстетического воспитания важно научить учащихся понимать и воспринимать красоту Наблюдая прекрасное, человек не может быть равнодушным, она переживает, чувствуя любовь или ненависть к наблюдаемым ого Поэтому важно, чтобы дети умели различать действительно красивое и безобразноене..При эстетического восприятия возникают определенные эмоции, поэтому воспитание должно создавать благоприятные для формирования эмоциональной сферы учащихся условия, ведь богатство эмоциональной сферы человека свидетельствует о ее духовн не богатство Не менее важно формирование их способности полноценного восприятия произведений искусства Для этого учащимся необходима элементарная теоретическая подготовка Это имеет особое значение при использовании в эс тетичних воспитании музыки, изобразительного искусства, скульптурури.Сформированные эстетические вкусы, эстетический идеал, развита способность оценивать прекрасное дают человеку возможность понять суть прекрасного Воспринимая прекрасное, анализируя его, сравнивая с известным и видений им ранее, он соответственно оценивает его Уровень такого эстетического мышления зависит от умственного воспитания, умение осуществлять мыслительные операцииії..Одновременно с развитием эстетического восприятия, прививанием эстетических вкусов в процессе эстетического воспитания у учащихся формируют эстетическое отношение к окружающей действительности, ведь человек должен не только е любоваться красотой природы, памятниками культуры, но и беречь и защищать й.Важное значение имеет воспитание у школьников эстетики поведения - аккуратности в одежде, красивой осанки и манер, умение держаться непринужденно, естественно, культурно и эстетически проявлять свои эмоции Эти каче те тесно связаны с нравственностью личности УЧНя.В эстетическом воспитании школьников используют различные источники: а) произведения изобразительного искусства Во время наблюдения картины или скульптуры, которые отражают жизнь человека, природы, у ребенка розвиваеть ься не только восприятие, но и фантазия: он мыслит, представляет, \"дорисовывает\" изображено, видит за картиной события, образы, характеры б) музыку, которая, отражая действительность с помощью мелодий, интонаций тембра, влияет на эмоционально-чувственную сферу человека, на его поведение в) художественную литературу Главным выразителем эстетики в литературе есть слово По мнению К Ушинского, слово как средство выражения в литерату ном произведении приобретает двойной художественной силы Словесный образ имеет еще и понятийную основу и воспринимается прежде умом Поэтому литература является важным средством развития интеллекта учеников г) театр, кино, то лебачення, эстраду, цирк Ценность их в том, что, кроме содержательной части, они объединяют в себе элементы многих видов искусств (литературу, музыку, изобразительное искусство, танец) г) поведение и ди яльнисть школьников Достойные поступки учащихся, успехи в учении, труде, спортивной, общественной, художественной деятельности должны стать предметом обсуждения с эстетических позиций д) природу, ее красоту в разнообразных те и гармонии красок, звуков, форм, закономерной смене явлений, которые имеют место в живой и неживой природе; е) факты, события общественной жизни Героические поступки людей, красота их взаимоотношений, духовное богатство моральная чистота и физическое совершенство часто является предметом обсуждения с учащимися; есть) оформление быта (привлечение детей к созданию эстетической обстановки в школе, классе, квартиреі, класі, квартирі).Особым фактором эстетического воспитания является природа Как отмечал В Сухомлинский, в процессе воспитания ученики должны понять, что природа не может быть только объектом человеческого влияния - она??ривнопра авним субъектом плодотворного взаимодействия Основой экологического воспитания он считал понимание взаимообусловленности всего живого на планете Рассматривая цветок, лепесток, крыльцо бабочки, пушинку тополя, ребенок не должна забывать глобальную истину: природа - единое целое, которому присуща своя гармония взаимосвязей и зависимостей Она - источник и суть нашей жизни, которое нельзя отделить от человекюдини..Исповедуя принцип единства красоты и добра (\"Корень, источник доброты - в созидании, творчестве, в утверждении жизни и красоты Доброта неразрывно связана с красотой\"), В Сухомлинский считал красоту гимнастика й души, способной выпрямлять дух, совесть, чувства и убеждения Он был против того, чтобы детское отношение к природе мотивировалось страхом запрета, и пытался вывести воспитанников на уровень эстетического освоения окружающего мира Его педагогическая стратегия способствовала эстетическому мотивированию чувство экологической ценности природы в структуре сознания личноститі особистості.Одним из главных путей эстетического воспитания является учебная работа Во многих школах созданы малые академии народных искусств (МАНМ), университеты народоведения, общества народных умельцев, школы и к классы кобзарского, сопилкарського искусства, этнографические группы, фольклорные ансамбли, вертепы Учителя устраивают поездки к истокам родного слова, уроки на природе, часы любимой работы, творчестве и уроки эмоциональной культуры, народоведения, человековедения, искусствоведения, путешествия в историю тощщо..Исключительную роль в эстетическом воспитании школьников играют предметы эстетического цикла (рисование, пение, музыка) На таких уроках ученики не только получают теоретические знания по определенным видам искусства, но и и приобретают соответствующих практических умений и навыков, развивают свои творческие способности Весомым дополнением к этому циклу есть уроки украинского языка, украинской и мировой литературы, на которых ученики с асвоюють богатство и красоту родного языка, знакомятся с шедеврами родной и мировой литературы На уроках естественно-математических дисциплин открываются большие возможности использования красоты природы, ф ормування бережного отношения к ней Красота физики и математики заключается в логической четкости научных построений и доказательств, четкости их структуры Видимо воспитательное значение имеют эстетика труда учащихся и прод уктив труда, умения и навыки, приобретенные в процессе труда, позволяющие личности творчески проявить себя на уроках физического воспитания ученики учатся красиво и правильно держаться и ходитходити..На решение задач эстетического воспитания направлена??также внеклассная воспитательная работа Помимо бесед, лекций, диспутов, тематических вечеров, вечеров вопросов и ответов на эстетическую тематику, ценна участие школьников в деятельности школьных клубов любителей искусств, кружках художественной самодеятельности, литературных объединениях, музыкальных ансамблях и школьных оркестрах, театрах расширять и углублять и свои эстетические знания, умения и навыки учащиеся могут во внешкольных образовательно-воспитательных учреждениях: музыкальных и художественных школах, домах и дворцах школьников, студияях..Важную роль в эстетическом воспитании школьников играет семья Надлежащее эстетическое оформление квартиры, наличие библиотеки, художественных журналов, семейных традиций с обсуждения телепередач, прочитанных к книг, семейный отдых на природе, совместное посещение театра создают благоприятные условия для привития эстетических вкусов дитям.

Для обеспечения эффективности эстетического воспитания необходимы следующие условия:

- создание в школе и семье эстетически привлекательной обстановки;

- обращение в воспитательной работе с учащимися в народных традиций и обрядов;

- высокая эстетическая культура воспитательных мероприятий;

- широкое привлечение учащихся к кружков художественной самодеятельности, участия в конкурсах и олимпиадах эстетического направления;

- высокая эстетическая культура педагогов и воспитанников в их внешнем виде и поведении;

- взаимодействие школы, семьи, внешкольных учреждений, учреждений культуры, средств массовой информации



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: