Требования к уровню освоения содержания программы




ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

ВОЖАТЫЙ

 

Содержание

Пояснительная записка ……………………………………………...…4

1.Цели и задачи программы………………………………………….…8

2.Требования к уровню освоения содержания программы……..…..10

3.Содержание программы …………………………………….…..…..11

4.Учебно-методическое обеспечение программы ……….……........22

5.Содержание текущего, промежуточного и итогового контроля....27

6.Учебная практика ………………………………………….......……28

 

Пояснительная записка

Настоящая программа профессионального обучения «Школа вожатского мастерства» предназначена для решения задач обеспечения организаций и учреждений сферы детского отдыха и оздоровления квалифицированным педагогическим персоналом с одной стороны, и качественной профессиональной подготовки специалистов в области отдыха и оздоровления детей по профессии «Вожатый» с другой.

Основанием для реализации образовательной программы является нормативная база, регламентирующая деятельность по профессиональной подготовке педагогических кадров вожатых:

Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» от 18.04.2013 года № 292 (в ред.Приказа Минобрнауки России от 21.08.2013 года № 977);

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (с изменениями и дополнениями от 31 мая 2011 г.);

Программа профессионального обучения «Школа вожатского мастерства» позволяет готовить квалифицированные педагогические кадры для работы в организациях и учреждениях сферы детского отдыха и оздоровления, а так же содействовать прохождению педагогической практики студентов высших и средних педагогических учебных заведений и их трудоустройству.

Содержание программы основывается на многолетнем опыте теоретической и практической подготовки студентов к работе в детских лагерях, их дальнейшего методического сопровождения, обеспечивает профессиональную и личностную подготовку специалистов к будущей практической деятельности по должности «вожатый» в условиях детского лагеря и включает в себя следующие разделы:

- возрастные особенности детей,

- этапы и закономерности развития временного детского коллектива,

- логика развития лагерной смены, задачи и особенности её этапов,

- единые педагогические требования и формирование осознанного отношения к ним во временном детском коллективе,

- методы и формы организации отрядной деятельности,

- напарничество,

- основы конструктивного взаимодействия всех участников педагогического процесса,

- основы конфликтологии,

- аналитическая деятельность с отрядом, методы самоанализа,

- структура лагеря, детского центра,

- нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность вожатого,

- основы безопасности жизнедеятельности временного детского коллектива,

- особенности работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

В целях отслеживания динамики развития профессиональных и личностных качеств слушателей предусмотрена диагностика, позволяющая определить профессиональную пригодность студентов, эффективно сформировать педагогический коллектив для работы в детском лагере.

Обучение по программе «Школа вожатского мастерства» носит практикоориентированный характер. С этой целью в процессе обучения используются активные методы обучения, позволяющие продемонстрировать применение теории на практике, показать законы и алгоритмы решения ситуаций в проблемном поле, отработать навыки применения знаний на практике.

Форма обучения по программе: очно-заочная (вечерняя).

Срок обучения: 4 месяца.

Общая трудоемкость программы составляет 420 часов, из которых 144 часа отведено на аудиторную работу (в том числе 70 часа теоретического материала и 74 часов – практических занятий), 144 часа вынесено на самостоятельную работу слушателей, 72 часа – на выездные инструктивные сборы и 42 часа – на промежуточный и итоговый контроль.

Настоящая программа ориентирована на слушателей в возрасте от 18 лет. Лица в возрасте до 18 лет допускаются к обучению по программе при условии их обучения по основным общеобразовательным или образовательным программам среднего профессионального образования, предусматривающим получение среднего общего образования. По окончанию курса, после прохождения итогового аттестационного экзамена, совершеннолетние обучающиеся получают свидетельство установленного образца по профессии «вожатый» с указанием количества часов, а несовершеннолетние – свидетельство «помощника вожатого», дающее право осуществления деятельности в организациях сферы отдыха и оздоровления детей. На основе этого документа выпускник «Школы вожатского мастерства» распределяется для прохождения летней педагогической практики или трудоустраивается в учреждения и организации сферы детского отдыха и оздоровления.

Цели и задачи программы

Цель программы: вооружить слушателей системой научно-практических знаний в области организации воспитательной и досуговой деятельности участников временных детских коллективов, сформировать необходимые умения и навыки работы с детским коллективом.

Задачи программы:

- познакомить с нормативно-правовыми основами работы вожатого в детском лагере;

- обеспечить усвоение слушателями необходимых знаний в области охраны жизни и здоровья детей, обеспечения безопасности, соблюдения их прав и законных интересов, основ педагогики и психологии временного детского коллектива, логики развития смены, организации досуга, возрастного воспитания и развития детей в загородном лагере;

- сформировать психолого-педагогическую компетентность;

- обеспечить овладение слушателями умениями и навыками по формированию и организации деятельности временного детского коллектива, методики организации коллективно-творческих дел соуправления и мотивации деятельности участников смены, планированию деятельности временного детского коллектива;

- развить аналитико-рефлексивные, коммуникативные, организаторские, проектные и прикладные умения.

 

Требования к уровню освоения содержания программы

 

Требования к уровню освоения содержания программы предъявляются на основе квалификационных характеристик должности вожатого, представленных в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (с изменениями и дополнениями от 31 мая 2011 г.).

Слушатель, прошедший обучение по программе, должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы возрастной и специальной педагогики и психологии, физиологии, гигиены; тенденции развития детских общественных организаций; основы детской возрастной и социальной психологии; индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, детей; специфику работы детских общественных организаций, объединений, развития интересов и потребностей воспитанников, детей; основы творческой деятельности; методику поиска и поддержки талантов организации досуговой деятельности; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

 

Содержание программы

Блоки программы Содержание программы подготовки вожатых Кол-во часов теория Кол-во часов практика
Возрастные особенности детей и применение теоретических знаний в практической деятельности вожатого   - общие возрастные характеристики: физические, умственные, психоэмоциональные (7-8 лет, 9-10 лет, 11-12 лет, 13-15 лет, 16-17 лет); - особенности работы в отрядах младшего, среднего, старших возрастов: организация режимных моментов, принципы воспитательного воздействия, специфика подготовки, организации и проведения отрядных дел, особенности подготовки отрядных выступлений на массовых мероприятиях; - характерные трудности каждой возрастной группы, которые могут возникнуть в условиях детского лагеря и пути и решения; - методы работы с разновозрастным отрядом, исходя из психологических особенностей детей и подростков;
Этапы и закономерности развития временного детского коллектива - понятие детского коллектива, отличительные признаки временного детского коллектива; - теория развития ВДК по Лутошкину; - периоды развития детского коллектива; - педагогическое управление развитием детского коллектива; - сплочённость малой группы; - лидерство в ВДК: понятие, деловое и эмоциональное лидерство, развитие лидерства в ВДК, работа вожатого с лидерами; - система самоуправления и соуправления в ВДК; - стили руководства;
Логику развития смены, задачи и особенности её этапов - этапы развития лагерной смены; - особенности каждого этапа смены; - цель, задачи и результат этапов лагерной смены; - методы и формы организации жизнедеятельности отряда на каждом этапе развития смены; - конфликтные зоны в деятельности вожатого в соответствии с этапами развития лагерной смены;
Единые педагогические требования и формирование осознанного отношения к ним во временном детском коллективе - ЕПТ и технологии их предъявления в условиях детского лагеря; - поощрение и наказание в условиях детского лагеря; - запреты и ответственность за их нарушение;
Методы и формы организации отрядной деятельности - игра как вид деятельности, педагогические требования к организации и проведению игр, место игры в режиме дня; - методика подготовки, организации и проведения отрядных дел различной направленности; - эмоциональные и технологические основы массового мероприятия; - методика подготовки, организации и проведения массовых мероприятий с учётом регионального компонента; - методы и формы работы вожатого в условиях плохой погоды; - методика организации и проведения КТД (виды, цели, этапы подготовки); - особенности оформления отрядного уголка; - создание «образа», «имиджа» отряда; - «Огонёк»: понятие, особенности проведения, альтернативные методики анализа дня и дела; - песни; - «Кричалки»;  
Напарничество - напарничество: понятие, функции, эффективное напарничество; - «самоменежмент»; - профилактика профессионального «выгорания»;
Конструктивное взаимодействие всех участников педагогического процесса - содержание и особенности взаимодействия «вожатый-вожатый», «вожатый – администрация лагеря», «вожатый - воспитатель», «вожатый – педагог дополнительного образования», «вожатый - родители», «вожатый - дети», «вожатый – технический персонал»; - психологические и юридические аспекты взаимоотношений на всех уровнях; - правила делового общения;
Конфликты, относящиеся к непосредственной деятельности вожатого, пути их решения - конфликтные ситуации «вожатый-вожатый», «вожатый – администрация лагеря», «вожатый - воспитатель», «вожатый – педагог дополнительного образования», «вожатый - родители», «вожатый - дети», «вожатый – технический персонал»: участники, причины и следствия, условия протекания, приёмы и способы урегулирования; - типология конфликтов; - стратегии и способы разрешения конфликтов; - этапы регулирования конфликтных ситуаций;
Аналитическая деятельность с отрядом, методы самоанализа - диагностика ребенка в условиях ВДК: цель, задачи и результаты; - диагностические методики ВДК, ребенка в условиях детского лагеря, способы их использования; - формы, виды и методы анализа воспитательного дела, деятельности отряда, собственной педагогической деятельности; - анализ результатов диагностики, корректировка на его основе своей воспитательной деятельности; - анализ дня и дела, мероприятия с отрядом, условия и требования к его проведению;
Структура лагеря/детского центра - управление жизнедеятельностью детского лагеря: субъекты, функции, система соподчинённости;
Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность вожатого - статус ребёнка и вожатого в соответствии с законодательством; - уголовно и административно наказуемые деяния, касающиеся деятельности вожатого; - типовые положения, регламентирующие деятельности учреждений сферы детского отдыха и оздоровления;
Основы безопасности жизнедеятельности временного детского коллектива - инструктаж по ТБ, пожарной безопасности: методика проведения для разных возрастных групп; - постоянная деятельность вожатого по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей; - ответственность вожатого за жизнь и здоровье детей;
Особенности работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации - категории детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации, согласно законодательству РФ; - дети в социально-опасном положении и их характеристика; - особенности выстраивания конструктивных взаимоотношений с данными категориями детей.

 

 

...





Читайте также:
Что такое филология и зачем ею занимаются?: Слово «филология» состоит из двух греческих корней...
Методы цитологических исследований: Одним из первых создателей микроскопа был...
Развитие понятия о числе: В программе математики школьного курса теория чисел вводится на примерах...
Жанры народного творчества: Эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.013 с.