ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ




Что такое процесс чтения?

Процесс чтения заключается в воссоздании звуковой формы слов по их буквенным (графическим) моделям с це­лью последующего извлечения из прочитанного значения и смысла. Но за такой внешне простой характеристикой процесса чтения скрывается сложная система операций и действий, которыми требуется овладеть ребенку.

Овладение умениями и навыками чтения — сложней­шая задача, которую приходится решать с помощью взрос­лых ребенку дошкольного возраста. Последовательность операций и действий, обеспечивающих процесс чтения и понимания текстов, заключается в восприятии букв и ус­тановлении их значения (значения отдельных букв!) путем верного воспроизведения звуков (фонем) при правильном их объединении в слова и словосочетания и последующем извлечении значений и смыслов из текста по мере его про­чтения. Терминологически более точно операции, которы­ми требуется овладеть ребенку, чтобы научиться читать, мо­гут быть изложены следующим образом:

• Каждой букве должна быть правильно сопоставлена определенная фонема — диапазон звуков, имеющий определенную смыслоразличительную характеристи­ку. При этом: а) требуется навык правильного выбора фонемы, так как в языке нет полного взаимно одно­значного соответствия между буквами и обозначае­мыми фонемами (звуками); б) требуется навык пра­вильного воспроизведения и объединения фонем при чтении, которые имеют разные акустические характе­ристики в зависимости от того, в окружении каких других фонем они произносятся.

• Последовательности фонем, обозначенные последо­вательностями букв, должны быть правильно воспро­изведены для понимания их значения и смысла. При этом для фонетически верного воспроизведения от­дельных слов необходим ряд навыков:

• а) Навыки опережающей ориентировки в последова­тельности букв, так как только таким образом стано­вится возможным слитное и правильное произноше­ние слогов и слов.

• б) Навыки опережающей ориентировки, направлен­ной на выделение ударных слогов, без чего невозмож­но верное произношение слов и извлечение смысла из прочитанного.

• По мере чтения последовательностей слов необходи­мо постоянное извлечение смысла из прочитываемо­го текста. Наиболее эффективно извлечение смысла осуществляется с того момента, когда операции вос­произведения фонем по буквам автоматизируются и перестают осознаваться. При этом понимание смысла прочитанного становится возможным при последовательной ориентировке в отношениях лек­сического и грамматического значения каждого слова не только к более или менее длинному ряду синтагма­тических связей слов в предложениях, но и к смыслу ранее прочитанного (феномен «вливания смыслов»). В свою очередь понимание общего смысла прочитан­ного обеспечивается еще более сложными процесса­ми установления: а) парадигматических отношений между лексическими и синтагматическими единица­ми текста и б) «квазипространственных» отношений между семантическими единицами.

Таковы самые общие и поверхностные характеристики операций, обеспечивающие овладение умением читать. Следует заметить, что навыки чтения «про себя» у взросло­го человека могут быть автоматизированы и сокращены до такой степени, что извлечение смысла из текстов перестает требовать постоянного соотнесения букв с обозначаемыми звуками (фонемами) и складывания из звуков слов. При таком чтении смысл прочитываемого текста извлекается прямо из графических знаков — букв и их сочетаний. Такие навыки чтения не формируются сходу, присутствуют далеко не у всех читающих взрослых и требуют продолжительной практики чтения.

Таким образом, важнейшими задачами при обучении чте­нию является установление отношений между тремя основ­ными плоскостями анализа вербальной и письменной речи:

1. Плоскость членения речи на составляющие звуковые единицы, несущие функцию смыслоразличения, — фо­немы.

2. Плоскость слова написанного — графического обозна­чения слов с помощью букв.

3. Плоскость значения и смысла слов и их сочетаний.

Вслед за этим необходимо развитие и отработка умений и навыков свободно ориентироваться и переходить из од­ной плоскости в другую.

Все изложенное выше позволяет выделить ряд основ­ных этапов, которые полезно соблюдать для повышения эффективности овладения ребенком дошкольного, а также и младшего школьного возраста умениями и навыками чте­ния. При этом следует иметь в виду, что сегодня не сущест­вует единственной «правильной» методики обучения чтению. Тем не менее следует помнить, что существуют не­верные методики обучения чтению, закономерно обеспе­чивающие автоматизацию таких навыков чтения у ребенка, которые в последующем будут отрицательно сказываться на совершенствовании читательской деятельности детей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: