Что такое процесс чтения?
Процесс чтения заключается в воссоздании звуковой формы слов по их буквенным (графическим) моделям с целью последующего извлечения из прочитанного значения и смысла. Но за такой внешне простой характеристикой процесса чтения скрывается сложная система операций и действий, которыми требуется овладеть ребенку.
Овладение умениями и навыками чтения — сложнейшая задача, которую приходится решать с помощью взрослых ребенку дошкольного возраста. Последовательность операций и действий, обеспечивающих процесс чтения и понимания текстов, заключается в восприятии букв и установлении их значения (значения отдельных букв!) путем верного воспроизведения звуков (фонем) при правильном их объединении в слова и словосочетания и последующем извлечении значений и смыслов из текста по мере его прочтения. Терминологически более точно операции, которыми требуется овладеть ребенку, чтобы научиться читать, могут быть изложены следующим образом:
• Каждой букве должна быть правильно сопоставлена определенная фонема — диапазон звуков, имеющий определенную смыслоразличительную характеристику. При этом: а) требуется навык правильного выбора фонемы, так как в языке нет полного взаимно однозначного соответствия между буквами и обозначаемыми фонемами (звуками); б) требуется навык правильного воспроизведения и объединения фонем при чтении, которые имеют разные акустические характеристики в зависимости от того, в окружении каких других фонем они произносятся.
• Последовательности фонем, обозначенные последовательностями букв, должны быть правильно воспроизведены для понимания их значения и смысла. При этом для фонетически верного воспроизведения отдельных слов необходим ряд навыков:
|
• а) Навыки опережающей ориентировки в последовательности букв, так как только таким образом становится возможным слитное и правильное произношение слогов и слов.
• б) Навыки опережающей ориентировки, направленной на выделение ударных слогов, без чего невозможно верное произношение слов и извлечение смысла из прочитанного.
• По мере чтения последовательностей слов необходимо постоянное извлечение смысла из прочитываемого текста. Наиболее эффективно извлечение смысла осуществляется с того момента, когда операции воспроизведения фонем по буквам автоматизируются и перестают осознаваться. При этом понимание смысла прочитанного становится возможным при последовательной ориентировке в отношениях лексического и грамматического значения каждого слова не только к более или менее длинному ряду синтагматических связей слов в предложениях, но и к смыслу ранее прочитанного (феномен «вливания смыслов»). В свою очередь понимание общего смысла прочитанного обеспечивается еще более сложными процессами установления: а) парадигматических отношений между лексическими и синтагматическими единицами текста и б) «квазипространственных» отношений между семантическими единицами.
Таковы самые общие и поверхностные характеристики операций, обеспечивающие овладение умением читать. Следует заметить, что навыки чтения «про себя» у взрослого человека могут быть автоматизированы и сокращены до такой степени, что извлечение смысла из текстов перестает требовать постоянного соотнесения букв с обозначаемыми звуками (фонемами) и складывания из звуков слов. При таком чтении смысл прочитываемого текста извлекается прямо из графических знаков — букв и их сочетаний. Такие навыки чтения не формируются сходу, присутствуют далеко не у всех читающих взрослых и требуют продолжительной практики чтения.
|
Таким образом, важнейшими задачами при обучении чтению является установление отношений между тремя основными плоскостями анализа вербальной и письменной речи:
1. Плоскость членения речи на составляющие звуковые единицы, несущие функцию смыслоразличения, — фонемы.
2. Плоскость слова написанного — графического обозначения слов с помощью букв.
3. Плоскость значения и смысла слов и их сочетаний.
Вслед за этим необходимо развитие и отработка умений и навыков свободно ориентироваться и переходить из одной плоскости в другую.
Все изложенное выше позволяет выделить ряд основных этапов, которые полезно соблюдать для повышения эффективности овладения ребенком дошкольного, а также и младшего школьного возраста умениями и навыками чтения. При этом следует иметь в виду, что сегодня не существует единственной «правильной» методики обучения чтению. Тем не менее следует помнить, что существуют неверные методики обучения чтению, закономерно обеспечивающие автоматизацию таких навыков чтения у ребенка, которые в последующем будут отрицательно сказываться на совершенствовании читательской деятельности детей.