Диагностика письменной речи (сентябрь)




УТВЕРЖДАЮ»

Директор

__________________

№ ____ «____» _____20 _ г.

 

 

Рабочая программа

По коррекции дисграфии, обусловленной недоразвитием фонематического восприятия

Учитель – логопед

 

количество часов в неделю –2

 

 


Составлена в соответствии с программой «Коррекция акустической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г)


 

 

Рассмотрено на заседании

методического объединения

учителей - логопедов

«____» ____________ 200__ г.

Руководитель МО

 

_________________________




1. Пояснительная записка

Обоснование - Дисграфия, обусловленная несформированностью фонематического восприятия, проявляется на письме в виде спе­цифических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосо­четания, предложения и текста.

Это: - пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонети­ческого наполнения слов: персеверации (циклические по­вторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);

-замены или смешения букв по акустико-артикуляционному сходству: звонкие – глухие согласные, лабиализованные гласные (О-У, Ё-Ю), соноры, свистящие и шипящие звуки, аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, С-Ц, Ч-Ш, Ц-ТС)

-раздельное написание частей слова, слитное написание са­мостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;

- нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предло­жений.

Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для пре­дупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

Название программы – Коррекция дисграфии у младших школьников, обусловленной недоразвитием фонематического восприятия.

Рабочая программа рассчитана на 64 ч (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения)

Учебное пособие: рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать звуки» для обучающихся по программе «Коррекция акустической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г)

Программа составлена для обучащиюхся 2 классов, с нарушением письма, обусловленным общим недоразвитием речи 3 уровня

УМК учителя - методическое пособие для учителя-логопеда по программе «Коррекция акустической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г)

УМК обучающегося – рабочие тетради «Учусь работать со словом» для обучающихся по программе «Коррекция акустической дисграфии»

Цели и задачи курса (в целях курса учитываются цели и задачи
школы, МО):

1. Развитие связной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.

2. Формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.

3. Формирование умение различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки.

4. Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.

Ключевые ЗУНы, которые приобретут учащиеся за учебный период:

Знать:

- термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, оппозиционные звуки, артикуляция, фонетический разбор слова и т.д.;

- пары согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости;

- как дифференцировать оппозиционные звуки;

- как образовать новое слово при помощи суффиксов и приставок.

Уметь:

- владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;

- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

- производить фонетический разбор слова;

- производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

- подбирать слова на заданный звук;

- сравнивать слова со сходными звуками;

- составлять словосочетания и предложения со смешивае­мыми звуками;

- восстанавливать предложения и текст с заданными звука­ми;

- самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозицион­ных звуков.

Практическая деятельность - какие виды деятельности предусмотрены для практической направленности:

- анализ и оценка функционального состояния артикуляционного аппарата;

- составление алгоритма по работе со смешиваемыми звуками (оппозиционными) и буквами (сходными графически), по работе с текстом, по подготовки к списыванию и письму под диктовку;

- работа в логопедических тетрадях;

- организация и проведение занятий в игровой форме.

Критерии оценивания различных видов работ:

Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий

Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты: используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является:научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.

Ожидаемые результаты:

- ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;

- ученик, умеющий самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.

Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:

· игровые,

· наглядно - демонстрационные,

· словесные.

Принципы логопедической работы:

· наглядность,

· доступность,

· системность,

· комплексность,

· принцип развития,

· онтогенетический принцип.

Формы организации деятельности учащихся:

- групповая

- работа в парах

- индивидуальная

2. Сводная таблица по видам контроля

Виды контроля 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Год итого
Проведение диагностик речи и письма   1 (промежуточная)        
Количество плановых проверочных работ            

3. Календарно-тематический план

Тема занятия Содержание работы Количество часов
Подготовительный этап работы (8 часов)
  Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия Законы логопедического кабинета Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мыш­ления  
  Звуки Работа со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация ре­чевых и неречевых звуков  
  Гласные и согласные звуки. Звукобуквенный анализ слов Работа с гласными и согласными звуками. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с сим­волами и «опорами» для обозначе­ния звуков на письме  
Основной этап работы (46)
  Дифференциация гласных I—II ряда Работа с гласными II ряда. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных для обозначения мяг­кости на письме  
  Мягкий знак Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на пись­ме. Обозначение мягкости согласных с помощью мяг­кого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мяг­кого знака в функции смягчения и разделения.  
  Звонкие и глухие согласные Дифференциация сло­гов и слов со звонкими и глухими со­гласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внима­ния, анализа и синтеза  
Проверочная работа
  Звуки Б – БЬ, П - ПЬ Дифференциация звуков изолиро­ванно, в слогах, в словах, в слово­сочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на пись­ме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.  
  Звуки В - В', Ф - Ф' Дифференциация звуков В - В', Ф –Ф' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с симво­лами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-парони­мами. Развитие фонематического вос­приятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.  
  Звуки Г - Г', К -К', X - X' Дифференциация звуков Г — Г, К — К', X — X' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложе­ниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обоз­начения на письме. Работа со слова ми-паронимами. Развитие фонемати­ческого восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза  
  Звуки Д - Д', Т — Т' Дифференциация звуков Д - Д', Т — Т' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.  
  Звуки 3 — 3', С - С' Дифференциация звуков изолирован­но, в слогах, в словах, в словосочета­ниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического воспри­ятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.  
  Звуки Ж - Ш Диф­ференциация звуков Ж — Ш в сло­гах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесе­ние звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Рабо­та со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.  
  Лабиализованные гласные. Звуки О — У Закрепление знаний о гласных звуках О, У. Соотнесение звука с симво­лом и буквой. Сравнительная харак­теристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, сло­вах, словосочетаниях, предложени­ях. Развитие зрительного воспри­ятия, слуховой памяти, внимания и координации движений.  
  Лабиализованные гласные. Буквы Ё — Ю Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных Ё — Ю изолиро­ванно, в слогах, в словах, словосо­четаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.  
  Дифференциация сонорных. Звуки Р - Р'-Л-Л' Дифференциация звуков Р — Р', Л — Л' в слогах, словах, в словосоче­таниях и в тексте. Соотнесение зву­ков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слу­ха, внимания, анализа и синтеза.  
  Звуки Л - Л' - Й Дифференциация звуков Й, Л — Л' в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с сим­волами и «опорами» для их обозна­чения на письме. Работа со слова­ми-паронимами. Развитие фонема­тического восприятия, слуха, внима­ния, анализа и синтеза.  
  Дифференциация свистящих и шипящих звуков Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение зву­ков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.  
  Звуки С - С', Ш Дифференциация звуков С — С', Ш в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесе­ние звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Рабо­та со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.  
  Звуки 3 - 3', Ж Дифференциация звуков 3 — 3', Ж в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесе­ние звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Рабо­та со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.  
  Звуки С - С, Ц Дифференциация звуков С - С, Ц в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесе­ние звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Ра­бота со словами-паронимами. Раз­витие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.  
  Звуки ТС — Ц Дифференциация звуков Ц — ТС в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с симво­лами и «опорами» для их обозначе­ния на письме. Развитие фонемати­ческого восприятия, слуха, внима­ния, анализа и синтеза.  
  Звуки Ч - Щ. Диф­ференциация звуков Ч — Щ изоли­рованно, в слогах, словах, словосо­четаниях и предложениях. Соотне­сение звуков занятия с символами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза.  
  Звуки Ч — ТЬ Дифференциация звуков Ч — ТЬ в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с сим­волами и «опорами» для их обозна­чения на письме. Работа со слова­ми-паронимами. Развитие фонема­тического восприятия, слуха, внима­ния, анализа и синтеза.  
  Звуки Ч — Ш Диф­ференциация звуков Ч — Ш в сло­гах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с симво­лами и «опорами» для их обозначе­ния на письме. Развитие слуховых дифференцировок.  
  Звуки Ч — Ц Дифференциация звуков Ц — Ч в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.  
Проверочная работа
Заключительный этап работы (10 часов)
  Развитие связной речи В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение, изложе­ние, сочинение...  
Проверочная работа

Список литературы:

Для учителя

1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.

2. Волкова Л.С. Логопедия., М., 1995.

3. Сборник. «150 тестов, игр, упражнений» АСТ, М., - 2002г.

4. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.

5. Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.//Логопед. 2004.№ 2.

Для ученика

1. Горбачевская Н.Ю., Елецкая О.В. Развитие пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. Логопедическая тетрадь с заданиями.

2. Мазанова Е.В. Преодоление нарушение письма: логопедическая тетрадь «Учусь не путать звуки»., М., 2006.

3. Павлова Т.А. альбом по развитию пространственного ориентирования у младших школьников. М., «Школьная пресса», 2004.

 

 

Приложение

Содержание приложения:

· Диагностика письменной речи (сентябрь)

· Диагностика письменной речи (май)

· Проверочная работа № 1

· Проверочная работа № 2

· Проверочная работа № 3

Диагностика письменной речи (сентябрь)

Цель: выявить учащихся с нарушениями письма и определить причины данного нарушения

Задачи:

· подготовить дидактический материал для диагностики

· провести анализ письменных работ; провести обследование устной речи

· по результатам обследования сформировать группы для коррекционной работы

 

Речевой материал (Садовникова И.Н.):

Диктант.

Ночью в лесу.

Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи и побрел к деревне. Из норы вылезла лисица. В глубине леса собрались зайцы. Кругом тишина. Только легкий ветер качает вершины сосен. Вот снежный ком упал с еловой ветки. Зайцы испугались и умчались в чащу.

Слова для определения лексического значения слова: добыча, чаща.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: