Роль прокурорского надзора в сфере защиты прав несовершеннолетних в исполнительном производстве.




Абисалова Дзерасса Сослановна,

Литвинова Анастасия Александровна

КЮИ (ф) УП РФ

Научный руководитель:

К.и.н., доцент кафедры

Гражданско-правовых дисциплин

КЮИ (ф) УП РФ

Потапова Лариса Витальевна

Роль прокурорского надзора в сфере защиты прав несовершеннолетних в исполнительном производстве.

В связи с необходимостью защиты интересов несовершеннолетних, как наиболее уязвимой группы населения, международное сообщество приняло Конвенцию о правах ребенка [1]. Российская Федерация, являясь ее участницей, взяла на себя обязанности по обеспечению всех прав несовершеннолетних, предусмотренных Конвенцией, независимо от расы, пола, религии и иных признаков. Вследствие этого в РФ действует Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» [2], который закрепляет приоритетные направления обеспечения прав ребенка, а также основы федеральной политики в указанной сфере. В органах прокуратуры действует и ведомственный нормативный акт – Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26.11.2007 г. №188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» (далее Приказ) [3]. Согласно Приказу, прокуроры субъектов обязаны осуществлять постоянный надзор за исполнением законов о защите несовершеннолетних, при этом уделяя особое внимание своевременному оказанию помощи детям, находящимся в опасном социальном положении, принципиально реагировать на случаи нарушения прав несовершеннолетних и так далее.

Прокурорский надзор, являясь неотъемлемым элементом правового механизма защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, выступает гарантией реализации принадлежащих им прав. Современное российское законодательство наделяет прокурора широким кругом полномочий в указанной сфере деятельности. Так, в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ» (далее Закон) [4], прокурор вправе предъявлять в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка.

Согласно ст. 23 Закона, прокурор имеет право приносить протесты на акты административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей при наличии законных оснований. Например, в сентябре 2019 года, благодаря принесенному прокуратурой Пустошкинского района Псковской области протесту, было предотвращено незаконное выселение из жилого дома женщины с двумя несовершеннолетними детьми. Судебным приставом-исполнителем было принято неправомерное решение о наложении ареста на жилое помещение должника. При этом не были учтены положения гражданско-процессуального законодательства о том, что взыскание на жилое помещение, принадлежащее должнику на праве собственности, не может быть обращено в случае, если оно является единственным местом, пригодным для постоянного проживания. Таким образом, в результате рассмотрения и удовлетворения протеста прокурора, решение о наложении ареста на имущество было отменено, а права несовершеннолетних детей защищены [5].

Гражданским процессуальным кодексом РФ [6], в ч.1 ст. 45 предусмотрена возможность прокурора обращаться в суд с заявлением о защите социальных прав несовершеннолетних. Среди подобных заявлений существенную часть занимают заявления в защиту имущественных прав несовершеннолетних, особенно детей-сирот, например о взыскании с администраций детских домов, в пользу воспитанников незаконно удержанных сумм с их лицевых счетов, о взыскании денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви и пр. для детей, находящихся под опекой (попечительством) и так далее.

Имущественные права детей-сирот защищаются и мерами прокурорского реагирования. Так, в апреле 2019 года, в ходе проверки, проведенной прокуратурой Вологодской области, было выявлено нарушение жилищных прав двух граждан из числа детей-сирот. Установлено, что решением Вологодского окружного суда на Департамент строительства была возложена обязанность предоставить заявителям жилые помещения по договорам специализированного найма жилья. За неисполнением судебных решений, Департаментом в добровольном порядке было возбуждено исполнительное производство. Прокурорская проверка выявила в действиях судебных приставов-исполнителей факты бездействия, повлекшие несвоевременное совершение исполнительных действий. Исходя из сказанного, прокуратурой было внесено представление в адрес руководителя УФССП РФ по Вологодской области. Представление было удовлетворено, а жилищные права несовершеннолетних детей-сирот восстановлены [7].

Говоря об обеспечении прав несовершеннолетних, нельзя не упомянуть эффективную работу, проводимую органами прокуратуры в сфере пресечения недобросовестного ведения судебными приставами-исполнителями исполнительных производств по указанной категории дел. В рамках указанной деятельности, прокуратурой не только вносятся представления, но и принимаются более суровые меры. Так, прокуратура Вологодской области в апреле 2019 года в ходе проверки выявила факт служебного подлога, совершенного судебным приставом-исполнителем, повлекшего прекращение исполнительного производства о взыскании алиментов. Правонарушительница подготовила заявление о возвращении без исполнения судебного приказа о взыскании алиментов на содержание ребенка. В результате, исполнительное производство было безосновательно прекращено, а алименты на ребенка длительное время не выплачивались, долг превысил 450 тысяч рублей. Уголовное дело по указанному факту было направлено прокуратурой в суд для рассмотрения по существу [8].

Таким образом, органы прокуратуры РФ, посредством мер прокурорского реагирования, проводят плодотворную работу, направленную на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних граждан в исполнительном производстве.

Список литературы:

1. Конвенция о правах ребенка. Резолюция ГА ООН № 44/25 от 20.11.1989. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?b ase=law&n=9959&req=doc (дата обращения: 24.09.2019).

2. Федеральный закон от 24.06.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31, ст. 3802.

3. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26.11.2007 г. №188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи». // Законность. 2008. № 2 ст. 47.

4. Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре РФ». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ (дата обращения: 24.09.2019).

5. Генеральная прокуратура РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1689452/ (дата обращения: 24.09.2019).

6. «ГПК РФ» от 14.11.2002 (ред. от 08.03.2015) № 138-ФЗ. Ст. 45. // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

7. Генеральная прокуратура РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1590410/ (дата обращения: 24.09.2019).

8. Генеральная прокуратура РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1595062/ (дата обращения: 24.09.2019).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: