Занятие 1. «Зачем нужно знать себя?».
Цель:
- Познакомить детей с целями занятий.
- Принять правила проведения занятий.
- Создать у учеников мотивацию на самопознание.
- Способствовать самопознанию и рефлексии учащихся.
Материалы: Тетради, ручки, карандаши, коробка с прорезями, карточки.
Ход занятия:
Знакомство с целями занятий.
Психолог. На занятиях мы будем учиться понимать себя и других, общаться, получая не только полезные знания и умения, но и хорошее настроение.
Принятие правил.
Каждая группа, собираясь работать совместно, всегда договаривается о правилах работы. Посмотрите на правила, написанные на карточках (на доске). Какие правила можно принять сразу? Какие нужно изменить? Может быть что-то нужно добавить?
Примерные правила:
1. «Правило доверия» - для того, чтобы мы с вами работали с отдачей в группе, мы должны доверять друг другу.
2. «Искренность и откровенность» - во время работы в группе мы говорим только то, что чувствуем и думаем и только правду. Если нет желания говорить искренне, мы показываем это знаком – большой палец смотрит вниз. Естественно, никто не обижается на участников. Мы испытываем только чувства признательности и благодарности за искренность и откровенность.
3. «Никакой критики!» - Во время занятий никакой критики! Каждый должен подчеркивать только положительные качества. Каждому члену группы как минимум одно хорошее и доброе слово!
4. «Общаемся со всеми!» - У каждого из нас есть определенные симпатии и антипатии. Кто – то нравится больше, кто – то меньше. Во время занятий мы стараемся общаться со всеми без исключения.
5. «Активное участие!» - Мы активно участвуем во всех занятиях! И не говорим: «Я не хочу» или: «Я не буду».
|
Упражнение «Я рад общаться с тобой».
Цель: познакомиться.
Психолог. Сейчас выполните такое задание: Протяните рядом стоящему руку со словами: «Я рад общаться с тобой» (называя своё имя), а тот, кому вы протянули руку, протянет ее следующему с этими же словами. Так «по цепочке» все берутся за руки и образуют круг.
Работа по теме. Самоанализ «Кто я? Какой я?».
Цель: способствовать самопознанию и рефлексии учащихся.
Вы замечали, что с разными людьми вы ведете себя по-разному? А кто знает себя очень хорошо? Всё ли в себе вам нравится? Чем мы отличаемся от других? Нужно ли знать себя?
Психолог. Продолжите письменно три предложения:
- Я думаю, что я …
- Другие считают, что я …
- Мне хочется быть ….
Для каждого предложения подберите от 5 до 10 определений из списка слов на карточках.
Психолог раздаёт список слов, помогающий отвечать ученикам на вопросы:
«Симпатичный, слабый, приятный, грубый, справедливый, хвастливый, трудолюбивый, скучный, остроумный, смелый, жадный, хитрый, смешной, терпеливый, надёжный, неприятный, задумчивый, хороший, здоровый, вежливый, робкий, честный, глупый, одинокий, красивый, резкий, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный».
Упражнение «Автобус»
Цель: научить спокойно реагировать на неприятную ситуацию; создать у учеников мотивацию на самопознание.
Очень хорошо можно почувствовать дискомфорт в переполненном автобусе. Автобус едет, качается, подпрыгивает на кочках. Мест нет, и вам приходится стоять в тесной обстановке. А тут кто-то еще толкается или наступает вам на ногу, а может быть, ругается. Мало приятного оказаться в таком автобусе. Но, чтобы понять, что такое чувство дискомфорта, попробуем это испытать на себе. Встанем в тесную группу, близко друг к другу, мы, конечно, немного шатаемся, так как автобус едет. В автобусе тесно, но есть место на заднем сиденье.
|
Входящему пассажиру необходимо протолкнуться через массу народа и занять это место. Пассажиром должен стать каждый из вас.
Рефлексия: что вы чувствовали, когда пытались пройти на свободное место? Как вам было?
Каждый когда–либо ссорился с друзьями, одноклассниками и не знал, как справиться со своими отрицательными эмоциями в различных жизненных ситуациях.
У вас есть свой коллектив - ваш класс – это еще один родной для вас дом, в котором вы находитесь большую часть своей жизни, и в нем не должно быть обид, раздражения, ссор. Это то место, в котором вы всегда должны чувствовать себя комфортно и уютно, уметь общаться друг с другом, уметь понимать чувства другого, уметь поддержать человека в трудную минуту, когда ему плохо, уметь сдержать свои негативные чувства – злости, раздражения, высмеивания, готовые вырваться наружу. Этому мы с вами будем учиться на наших занятиях.
Анализ занятия.
Психолог. Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев одной руки.
Вопросы для обсуждения: Что понравилось? Какие испытывали трудности? Кого трудно оценивать – себя или других?