Тема 11.Формы культур: элитарная и массовая




Литература:

1. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: Учебное пособие. М., 2003. Глава 9. Элитарная и массовая культура. С. 229-244.

Противопоставление элитарной и массовой культуры в культурологии имеет давнюю традицию. Так, А. Шопенгауэр считал, что люди делятся на два типа: «люди пользы» и «люди гения». Одни ориентированы на общераспространенные формы бытия, другие – на исключительные, связанные с художественным и философским творчеством. Ф. Ницше, развивая идею «сверхчеловека», также подчеркивал его исключительность, уникальность не только в области политики, но и в области художественно-эстетической культуры.

Х. Ортега-и-Гассет в работе «Восстание масс» говорит о двух тенденциях в духовной культуре: элитарно-исключительной (особенно в искусстве авангарда ХХ в.) и «омассовляющей», характеризующейся невысокими вкусовыми и ценностными ориентациями толпы. В социуме появляется новый феномен – человек массы. Человек массы – это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от других, хорошего или дурного, кто чувствует «точь-в-точь, как все остальные, и притом нисколько этим не огорчен, наоборот, счастлив чувствовать себя таким же, как все». Такого человека философ именует массовым типом, «чернью». Но при этом отмечает, что он не есть порождение иерархического разделения на классы, так как, по его мнению, в любом классе есть те, кто доволен собой, воспринимая свою заурядность как должное. Массы – это «вульгарные, мещанские души, сознающие свою посредственность, смело заявляющие свое право на вульгарность и причем повсюду». Такая масса вытесняет все непохожее, особенное, личностное, избранное качественное, отличное от нее самой. Причины возникновения человека массы:

1) экономические (рост материального благосостояния людей, освобождение человека ХХ в. от помех и ограничений, получение им комфорта и общественного порядка);

2) правовые (равенство перед законом, отсутствие правовых привилегий, отмена каст и сословий, укоренение ценностей материальной демократии: политический плюрализм, готовность к толерантности, способность взаимодействовать с оппозицией);

3) научно-технические (развитие научно-технического прогресса, который стимулировал эффективное продвижение экспериментальной науки прикладного характера, а на ее основе – индустриализацию производства, его стремительное расширение);

4) культурные (принципиальное изменение и иерархии традиционных духовных ценностей). Человек, довольный собой, лишен способности к критическому восприятию самого себя, он не в состоянии познать и понять свое несовершенство, сравнивая себя с другими. «Как только мир и жизнь широко открылись заурядному человеку, душа его для них закрылась. Он не получает удовольствия в духовных исканиях. Ему чужда установка … Сервантеса, что «путь всегда лучше, чем отдых». [1]

А. Моль отмечал, что «проблема производства отступила на второй план перед проблемами потребления», поэтому вполне возможно человека толпы обозначить как человека общества потребления. Близко к этой позиции высказывание М. Маклюэна о том, что «массовое в культуре порождено не трудом, а сферой и потребностями досуга и развлечений», одной из форм которых стала культура и искусство для домохозяек – «мыльные оперы». Массовое в культуре, по Д. Макдональду, – все, что специально создается для рынка. Концепция Э. Неизвестного трансформировала соотношение массового и элитарного в соотношение для всех и для избранных. Для всех в рамках нашего Отечества – значит идеологически соответствующих существующему образу жизни, а для избранных – изгоев, творивших в катакомбах подземелья.

На сегодняшний день элитарное стало олицетворять культуру не для всех, с выраженным интеллектуально-знаковым началом: массовое символизирует демократическое, ясное, понятное, без заумных и сложных культурных кодов.

Элитарная культура (фр. Elite «лучшее, избранное») – понятие, которое характеризует культуру, ориентированную на особую группу людей (элиту), обладающую особой восприимчивостью к новому, оригинально-неожиданному в искусстве, науке, философии. Культура, адресованная элите, может характеризоваться экспериментальной, некой замкнутостью, закрытостью, малой доступностью, кастовостью.

Массовая культура (лат. Massa «ком, кусок») – понятие, которое в современной культурологии связывается с такими социальными группами, характеризующимися «усредненным» уровнем духовных потребностей.

Иногда понятия элитарной и массовой культуры отождествляются соответственно с понятиями высокой и низкой культуры. Но такое разделение весьма относительно. Высокой культурой принято называть культуру, ориентированную на возвышенные общечеловеческие идеалы, эстетически грамотную аудиторию, низкой – культуру обывательского сознания, потребителей заурядных, неразвитых вкусов.

Народная культура – культура того или иного этноса, отличающаяся традиционностью, коллективностью, консервативностью. В ней предельно концентрировано отражается психология нации. Народная культура имеет всегда глубокие исторические корни и мало подвергается изменениям.

Определение культуры через элитарное или массовое качество тесно связано с нормами эстетического вкуса. Элитарное и массовое в культуре – образования изменчивые, подвижные, они существуют в общественной жизни в единстве и не должны противопоставляться друг другу. Позитивные и негативные оценки в равной степени возможны по отношению к той и другой культуре.

Существование элитарного и массового в культуре обусловлено социально-историческими факторами, наличием различных социальных групп, их ориентацией в духовной жизни, предпочтениями, идеалами, уровнем интеллектуальности. Истоками и почвой массовой культуры является выделение в обществе особых групп людей, занимающих высокое социальное положение, обладающих знаниями, что вызывало особое отношение со стороны широких народных масс, часто выраженное в неприятии.

В различные исторические периоды культуры элитарность была связана с особыми признаками: новизны, оригинальности, нонконформизма, антитезы традиционному, опережающего развития, локальности. Элитарной культуре свойственны интеллектуально-авангардная направленность, тяготение к эксперименту в области формы, сложность и неординарность, эпатаж. Все эти качества в определенный период времени делают элитарную культуру понятной преимущественно для избранных. Но проблема ее доступности – это проблема временная (например, художественный авангард).

Массовыми, по сути, были ритуалы, обряды, производственные процессы. Праздничные ритуалы и обряды язычников были первыми историческими формами массовой культуры. В античности эти формы приобрели статус общенародных праздников (Дионисий), различных спортивно-зрелищных состязаний (олимпийских игр, гладиаторских боев), апофеозов, триумфов. Из этих древнейших корней в средневековье выросла карнавальная культура (карнавалы в Венеции и Рио-де-Жанейро).

Массовая культура выполняла и выполняет функции развлечения, украшения жизни, снятия нервно-психического напряжения. Ее признаками является акцентированность на чувственно-эмоциональном восприятии и реакции, упрощенность вербально-интеллектуальной интерпретации, зрелищность, стереотизация, серийность, узнаваемость.

 

Бурные изменения ХХ в. выражаются в разделении культуры. Если до середины XIX в. культура была уделом свободных и обеспеченных слоев населения, а народ довольствовался «фольклором», то быстрый рост среднего класса привел к необходимости возникновения культуры, доступной им по качеству (сложности восприятия) и цене.

Сегодня многообразие типов культуры можно рассматривать в двух аспектах: внешнее многообразие – культура в масштабах человечества, акцент на социокультурных суперсистемах; внутреннее многообразие – культура отдельного общества, города, акцент на субкультурах.

В рамках же отдельного общества можно выделить:

• высокую (элитарную),

• народную (фольклорную),

• массовую культуру, к формированию которой привело активное развитие СМИ.

Массовая культура формирует иную, ту, что называют высокой, или лучше – элитарной. Причем по разным оценкам потребителем элитарной культуры в Европе на протяжении нескольких веков остается примерно одна и та же доля населения – около одного процента. Именно массовая культура – индикатор многих сторон жизни общества и одновременно коллективный пропагандист и организатор его, общества, настроений.

Внутри массовой культуры существует своя иерархия ценностей и иерархия персон. Массовая культура – это часть общей культуры, отделенная от элитарной лишь большим количеством потребителей и социальной востребованностью. Эта определенность не строга, более того, объекты переходят через эту условную границу довольно часто. Музыка Моцарта в зале филармонии остается явлением элитарной культуры, а та же мелодия в упрощенном варианте, звучащая как сигнал вызова мобильного телефона, – явление культуры массовой.

Итак, в отношении субъекта творчества – восприятия можно выделить народную культуру, элитарную и массовую. Элитарность и массовость имеют равное отношение к феноменам культуры. В самой массовой культуре можно выделить, например, стихийно складывающуюся культуру под воздействием массы внешних факторов: культуру тоталитарную, навязанную массам тем или иным тоталитарным режимом (советским в СССР, нацистским в Германии) и всячески поддерживаемую им. Возможна также фиксация внимания на функционировании и модификации традиционных видов искусства и появлении новых. К последним относятся фотоискусство, кино, телевидение, видео, различные виды электронных искусств, компьютерное искусство и их всевозможные комбинации.

Специфической чертой XX в. было распространение массовой культуры, в основном благодаря развивающимся средствам массовой коммуникации. Массовая культура нужна для того, чтобы осуществлять принцип дополнительности, когда нехватка информации в одном канале связи заменяется избытком ее в другом.

Именно таким образом массовая культура противопоставляется элитарной культуре. Для массовой культуры характерен антимодернизм и антиавангардизм. Если модернизм и авангард стремятся к усложненной технике письма, то массовая культура оперирует предельно простой, отработанной предшествующей культурой техникой. Если в модернизме и авангарде преобладает установка на новое как основное условие их существования, то массовая культура традиционна и консервативна. Она ориентирована на среднюю языковую норму, на простую прагматику, поскольку она обращена к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории.

Можно сказать поэтому, что массовая культура возникла в XX в. не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий. В тоталитарных обществах массовая культура практически отсутствует, отсутствует деление культуры на массовую и элитарную. Вся культура объявляется массовой, и на самом деле вся культура является элитарной. Это звучит парадоксально, но это так.

Субкультура сельских производителей, называемая народной, или этнографической, отличается функциями и формами от субкультуры городских производителей, которая на заре цивилизации формировалась как ремесленно-торговая, а позднее стала называться буржуазной, промышленной, пролетарской (социалистической) и т.п. Третья социальная субкультура – элитарная. Под этим словом обычно подразумевают особенную утонченность, сложность и высокую качественность культурной продукции. Но это не самая важная черта элитарной субкультуры. Ее главная функция – производство социального порядка (в виде права, власти, структур социальной организации общества и легитимного насилия в интересах поддержания этой организации), а также обосновывающей этот порядок идеологии (в формах религии, социальной философии и политической мысли). Элитарную субкультуру отличает очень высокий уровень специализации (подготовка священнослужителей – шаманов, жрецов и т.п., очевидно, является наидревнейшим специальным профессиональным образованием); высочайший уровень социальных притязаний личности (любовь к власти, богатству и славе считается "нормальной" психологией любой элиты). Разрыв между обыденной и специализированной составляющими этой социальной субкультуры так же, как и в буржуазной субкультуре, до недавнего времени был не очень велик. Усвоенные с детства знания и навыки аристократического воспитания, как правило, позволяли без дополнительного обучения исполнять обязанности рыцаря, офицера, придворного, чиновника любого ранга, да и монарха. Пожалуй, лишь функции священнослужителей требовали специальной подготовки. Такая ситуация продержалась в Европе до ХIХ в., когда элитарная субкультура начала сливаться с буржуазной, превращаясь в высший слой последней. Одновременно существенно возросли требования к профессиональной подготовленности исполнителей элитарных функций, что привело к возникновению соответствующих учебных заведений (военных, дипломатических, политико-административных).

Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить следующие:

– индустрия "субкультуры детства" (художественные произведения для детей, игрушки и промышленно производимые игры, товары специфического детского потребления, детские клубы и лагеря, военизированные и иные организации, технологии коллективного воспитания детей и т.п.), преследующие цели явной или закамуфлированной стандартизации содержания и форм воспитания детей, внедрения в их сознание унифицированных форм и навыков социальной и личной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном обществе;

– массовая общеобразовательная школа, приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, к принятым в сообществе ценностным ориентациям. При этом она стандартизирует перечисленные знания и представления на основании типовых программ и редуцирует транслируемые знания к упрощенным формам детского сознания и понимания;

– средства массовой информации (печатные и электронные), транслирующие широким слоям населения текущую актуальную информацию, "растолковывающие" рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из различных специализированных сфер общественной практики и интерпретирующие эту информацию в "нужном" для ангажирующего данное СМИ заказчика ракурсе, т.е. фактически манипулирующие сознанием людей и формирующие общественное мнение по тем или иным проблемам в интересах своего заказчика (при этом в принципе не исключается возможность существования неангажированной журналистики, хотя практически это такая же нелепость, как и "независимая армия");

– система национальной (государственной) идеологии и пропаганды, "патриотического" воспитания и пр., контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения и его отдельных групп (например, политико-воспитательная работа с военнослужащими), манипулирующая сознанием людей в интересах правящих элит, обеспечивающая политическую благонадежность и желательное электоральное поведение граждан, "мобилизационную готовность" общества к возможным военным угрозам и политическим потрясениям и т.п.;

– массовые политические движения (партийные и молодежные организации, манифестации, демонстрации, пропагандистские и выборные кампании и т.п.), инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в политические акции широких слоев населения, в большинстве своем весьма далекого от политических интересов элит, мало понимающего смысл предлагаемых политических программ, на поддержку которых людей мобилизуют методом нагнетания политического, националистического, религиозного и иного психоза; массовая социальная мифология (национал-шовинизм и истерический "патриотизм", социальная демагогия, популизм, квазирелигиозные и паранаучные учения и движения, экстрасенсорика, "кумиромания", "шпиономания", "охота на ведьм", провокативные "утечки информации", слухи, сплетни и т.п.), упрощающая сложную систему ценностных ориентаций человека и многообразие оттенков миропонимания до элементарных дуальных оппозиций ("наши – не наши"), замещающая анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляциями к простым и, как правило, фантастическим объяснениям (мировой заговор, происки иностранных спецслужб, "барабашки", инопланетяне и пр.), партикуляризирующая сознание (абсолютизирующая единичное и случайное, игнорируя при этом типичное, статистически преобладающее) и т.п. Это в конечном счете освобождает людей, не склонных к сложным интеллектуальным рефлексиям, от усилий по рациональному объяснению волнующих их проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении;

– индустрия развлекательного досуга, включающая в себя массовую художественную культуру (практически по всем видам литературы и искусства, быть может, за определенным исключением архитектуры), массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт (как зрелище для болельщиков), структуры по проведению организованного развлекательного досуга (соответствующие типы клубов, дискотеки, танцплощадки и пр.) и иные виды массовых шоу. Здесь потребитель, как правило, выступает не только в роли пассивного зрителя (слушателя), но и постоянно провоцируется на активное включение или экстатическую эмоциональную реакцию на происходящее (порой не без помощи допинговых стимуляторов). При этом используются технические приемы и исполнительское мастерство "высокого" искусства для передачи упрощенного, инфантилизированного смыслового и художественного содержания, адаптированного к невзыскательным вкусам, интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя. Массовая художественная культура достигает эффекта психической релаксации нередко посредством специальной эстетизации вульгарного, безобразного, физиологического. Для этой культуры характерно тиражирование уникального, культурно значимого и сведение его к обыденно-общедоступному, а порой и ирония над этой общедоступностью и т.п. (опять-таки на основе карнавального принципа профанирования сакрального);

– индустрия оздоровительного досуга, физической реабилитации человека и исправления его телесного имиджа (курортная индустрия, массовое физкультурное движение, культуризм и аэробика, спортивный туризм, а также система хирургических, физиотерапевтических, фармацевтических, парфюмерных и косметических услуг для исправления внешности), что, помимо объективно необходимой физической рекреации человеческого организма, дает индивиду возможность "подправить" свою внешность в соответствии с актуальной модой на тип имиджа, со спросом на типажи сексуальных партнеров, укрепляет человека не только физически, но и психологически (поднимает его уверенность в своей физической выносливости, конкурентоспособности и т.п.);

– индустрия интеллектуального и эстетического досуга ("культурный" туризм, художественная самодеятельность, коллекционирование, интеллектуально или эстетически развивающие кружки по интересам, разнообразные общества собирателей, любителей и поклонников чего бы то ни было, научно-просветительские учреждения и объединения, а также все, что попадает под определение "научно-популярное", интеллектуальные игры, викторины, кроссворды и т.п.), приобщающая людей к научно-популярным знаниям, научному и художественному любительству, развивающая общую "гуманитарную эрудицию" у населения, актуализирующая взгляды на торжество просвещенности и гуманности, на "исправление нравов" посредством эстетического воздействия на человека и т.п., что вполне соответствует еще сохраняющемуся в культуре западного типа "просвещенческому" пафосу "прогресса через знание";

– система организации, стимуляции и управления потребительским спросом на вещи, услуги, идеи как индивидуального, так и коллективного пользования (реклама, мода, имиджмейкерство и т.п.), формулирующая в общественном сознании стандарты социально престижных образов и стилей жизни, интересов и потребностей, имитирующая в массовых и доступных по ценам моделях формы элитных образцов, включающая рядового потребителя в ажиотажный спрос как на престижные предметы потребления, так и модели поведения (особенно проведения досуга), типы внешности, кулинарные предпочтения, превращающая процесс безостановочного потребления социальных благ в самоцель существования индивида;

– разного рода игровые комплексы от механических игровых автоматов, электронных приставок, компьютерных игр и т.п. до систем виртуальной реальности, развивающие определенного рода психомоторные реакции человека, приучающие его к быстроте реакции в информационно недостаточных и к выбору в информационно избыточных ситуациях, что находит применение как в программах подготовки определенных специалистов (летчиков, космонавтов), так и в общеразвивающих и развлекательных целях;

– всевозможные словари, справочники, энциклопедии, каталоги, электронные и иные банки информации специальных знаний, публичные библиотеки, Интернет и т.п., рассчитанные не на подготовленных специалистов в соответствующих областях знаний, а на массовых потребителей "с улицы", что по существу возвращает нас к средневековому принципу "реестрового" построения знания.

Необходимым свойством продукции массовой культуры должна быть занимательность, чтобы она имела коммерческий успех, чтобы ее покупали и деньги, затраченные на нее, давали прибыль. Занимательность же задается жесткими структурными условиями текста. Сюжетная и стилистическая фактура продуктов массовой культуры может быть примитивной с точки зрения элитарной культуры, но она не должна быть плохо сделанной, а наоборот, в своей примитивности она должна быть совершенной – только в этом случае ей обеспечен читательский и, стало быть, коммерческий успех. Для массовой литературы нужен четкий сюжет с интригой и перипетиями и, что самое главное, – отчетливое членение на жанры. Это мы хорошо видим на примере массового кинематографа. Жанры четко разграничены, и их не так много. Главные из них: детектив, триллер, комедия, мелодрама, фильм ужасов, фантастика, порнография. Каждый жанр является замкнутым в себе миром со своими языковыми законами, которые ни в коем случае нельзя переступать, особенно в кино, где производство сопряжено с наибольшим количеством финансовых вложений.

Нельзя сказать, что массовая культура вообще освобождает человека от личной ответственности; скорее, речь идет именно о снятии проблемы самостоятельного выбора. Структура бытия (по крайней мере той его части, что касается индивида непосредственно) задается человеку как набор более или менее стандартных ситуаций, где все уже выбрано теми самыми "гидами" по жизни: журналистами, рекламными агентами, публичными политиками, звездами шоу-бизнеса и др. В массовой культуре уже все известно наперед: "правильный" политический строй, единственно верное учение, вожди, место в строю, звезды спорта и эстрады, мода на имидж "классового борца" или "сексуального символа", кинофильмы, где "наши" всегда правы и непременно побеждают, и пр.

Хотя массовая культура не порождает собственных смыслов, а лишь имитирует явления элитарной культуры, пользуется ее формами, смыслами, профессиональными навыками, нередко пародируя их, редуцируя до уровня восприятия "малокультурного" потребителя, не стоит оценивать это явление однозначно негативно. Массовая культура порождается объективными процессами социальной модернизации сообществ, фактически принимает на себя функции инструмента обеспечения первичной социализации личности в условиях национального общества со стертыми сословно-классовыми границами. Вполне вероятно, что массовая культура является эмбриональным предшественником какой-то новой, еще только нарождающейся обыденной культуры.

 


[1] Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс//Вопросы философии. 1989. №3. С. 121-123.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: