Средство – орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-либо деятельности.
Педагогические средства – это материальные объекты, предметы, предназначающиеся непосредственно для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функцию развития учащихся. Педагогические средства входят в состав более широкого понятия «материально-техническая база».
Материально-техническая база (обеспечение) - это система экономических и материальных факторов, обеспечивающих деятельность учебного заведения. Включает финансовое обеспечение, всё имущество учебного заведения. (Ильин М.В.)
Педагогические средства разделяются на следующие группы:
1. Оборудование учебного заведения - все виды учебных помещений, мебель, спортивные комплексы, производственные площади, простейшие средства обучения. (Учебные столы, парты, классные доски, мел, тетради, учебники и т.д.)
2. Учебно-лабораторное оборудование - система учебных кабинетов, лабораторий, спортивные залы (концертные, танцевальные залы) в соответствии с совокупностью учебных предметов.
3. Учебно-производственное оборудование - оборудование мастерских, учебных цехов, концертных залов, специальных кабинетов (инструменты, пульты, подставки и т.п.)
4. Дидактическая техника (средства) - аудиовизуальные средства, компьютеры, усилительная аппаратура и др.
5. Учебно-наглядные пособия - то, что демонстрируется с помощью дидактической техники и вручную. Это плакаты, карты, схемы, кинофильмы, слайды, фонозаписи, фотографии, муляжи и др.
6. Организационно-педагогические средства - учебные планы, учебные программы, экзаменационные билеты, карточки-задания, методические пособия и рекомендации и т.д.
К данной группе средств можно отнести предметные средства обучения
- школы игры на инструментах, предназначенные для начального периода, содержащие в последовательном виде инструктивный и художественный материал
- самоучители (для самостоятельных занятий)
- хрестоматии – сборники произведений или фрагментов из них, подобранных для учебных и развивающих целей
- фонохрестоматии – (комплекты DVD, CD-дисков), как собрание записей музыкальных произведений для прослушивания
- учебные пособия по сольфеджио и музыкальной литературе, достаточно разнообразные, позволяющие варьировать их использование в процессе преподавания.
Формы обучения (организационные формы) - это внешнее выражение согласованной деятельности преподавателей и учащихся, осуществляемой в определённом режиме.
Классификации форм обучения:
- по количеству учащихся – массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые, индивидуальные формы обучения
- по месту учёбы – школьные, внешкольные
- по продолжительности занятий - классный урок, спаренные занятия, спаренные укороченные, уроки «без звонков»
Основной организационной формой обучения является урок (45 минут) - законченная и самостоятельная часть учебного процесса. Он всегда имеет конечную цель и должен завершиться обусловленным результатом.
Особенности классно-урочной формы:
Постоянный состав учащихся
Каждый класс работает по своему учебному плану
Каждый урок посвящён одному предмету
Оснащённость необходимым оборудованием
Творческое применение разнообразных методов и приёмов
Дифференцированный подход к учащимся
Педагогическое управление со стороны учителя
В музыкально-педагогической практике существуют следующие формы:
Индивидуальное обучение (индивидуальные уроки) - творческий характер, вариантность и импровизационность, зависимость методики от характера разучиваемого произведения, стадии работы над музыкальным материалом, индивидуальных различий педагога и учащихся, возрастных особенностей
Групповые уроки (по музыкально-теоретическим предметам) – являются одной из разновидностей совместного обучения. Ввиду того, что процесс обучения остаётся индивидуальным, необходимо соотносить групповое обучение с индивидуальными особенностями ученика.
Коллективные уроки музыки - в ансамблевом, хоровом и оркестровом классах.
Самостоятельные занятия – одна из важнейших форм музыкального обучения и условие овладения профессиональным мастерством исполнителя. Особенностью организации самостоятельных занятий является педагогическое руководство, моделирование домашней работы учащегося на уроке.
Концерты, конкурсы, фестивали, академические вечера - исполнительская практика - играют обучающую и развивающую роль.
Игра, как форма организации музыкального обучения - специально созданные ситуации, стимулирующие познавательный процесс учащихся.
Кроме классно-урочной применяют и другие формы организации обучения: консультации, дополнительные занятия, практикумы, инструктажи, семинары, конференции, учебные экскурсии. Кружковые и факультативные занятия, коллоквиумы, зачёты, экзамены. Занятия по выбору курсовое и дипломное проектирование и др.
Каждый урок направлен на достижение триединой цели: обучать, воспитывать, развивать.
По логическому содержанию работы и по характеру познавательной деятельности различают типы уроков:
1. Вводный
2. Первичного ознакомления с материалом
3. Закрепления знаний
4. Систематизации и обобщений знаний
5. Формирования новых умений, навыков
6. Практического применения знаний, умений
7. Контроля коррекции знаний
8. Комбинированные уроки
Тип урока зависит от его целей и определяет его структуру.
Структура урока формирования новых знаний и умений:
Сообщение темы и цели урока
Проверка домашнего задания
Изложение нового материала
Самостоятельная работа учащихся
Ответы на вопросы учащихся
Проверка усвоения нового материала
Дополнительные разъяснения
Выдача домашнего задания
Структура урока практического применения знаний и умений:
Сообщение темы и цели
Фронтальная беседа по изученному материалу
Практическая работа (самостоятельная, по изученному материалу)
Подведение итогов
Выдача домашнего задания.
Вид урока – лекция, беседа, экскурсия и т.д.
Перечень нестандартных уроков (вид урока):
Ролевые игры
Соревнования и конкурсы
Экскурсии
Театрализованные
Уроки взаимообучения учащихся
Межпредметные уроки
Уроки круговой тренировки и мн. др.
Различают традиционный и современный уроки. Основой традиционного урока являются традиционные способы обучения, в основе современного - развивающие
Традиционное обучение | Развивающее обучение | |
Исходная (главная) цель | Подготовка конкретного исполнителя | Развитие личности, подготовка творчески мыслящего профессионала, создание условий для самообучения, самообразования, самовоспитания |
Установка | Изучить предмет в соответствии с программой | Научить ориентироваться в предмете так, чтобы уметь находить ответы на возникающие вопросы |
Обучающие (дидактические) цели | Формирование знаний, умений, навыков | Учить рассуждать на языке дисциплины, умело пользоваться справочной литературой |
Методы | Информационно-репродуктивный Репродуктивный Проблемный | Проблемный Частично-поисковый Исследовательский Информационно-репродуктивный Репродуктивный |
Формы организации деятельности учащихся | Фронтальные индивидуальные | Парные Групповые Индивидуальные Фронтальные |