ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС И НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВ




 

В период финансового кризиса повышается роль и ответственность государственного регулирования экономикой, в частности денежно-кредитного. Предлагается рассмотреть использование обязательных экономических нормативов банков как одного из дополнительных инструментов денежно-кредитной политики, который одновременно применяется и в пруденциальном банковском надзоре.

Одним из методов регулирования и надзора за функционированием банков являются экономические нормативы (их соблюдение контролируется через банковскую отчетность), которые "в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать..." банкам согласно ст. 62 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Экономические нормативы широко применяются во всем мире, но ни в одной стране нет такого широкого спектра и большого количества нормативов, как в России. Так, например, в Японии утверждаются нормативы, регулирующие достаточность собственного капитала, ликвидность активов, предоставление крупного кредита и выплату дивидендов. В Германии регулируются достаточность собственного капитала, ликвидность и предоставление крупных кредитов (см.: Мамонова И.Д. Основные направления повышения эффективности банковского надзора в России. М.: Финансы и статистика, 2003. С. 108 - 109). Причем в России вместо одного общего норматива ликвидности, как в развитых странах, действуют сразу три: Н2, Н3, Н4; по кредитным рискам - четыре: Н6, Н7, Н9.1, Н10.1.

Экономическим нормативам дана характеристика в названном выше Законе в ст. ст. 62 - 72 гл. X "Банковское регулирование и банковский надзор", а в ст. 35 гл. VII "Денежно-кредитная политика" эти нормы не названы в списке основных инструментов денежно-кредитного регулирования, хотя присутствовали в ст. 13 "Денежно-кредитное регулирование" Закона РСФСР от 02.12.1990 N 394-1 "О Центральном банке РСФСР" (названная статья утратила силу с редакции этого Закона от 26.04.1995).

Одна из основных задач нормативов - лимитирование кредитной экспансии коммерческих банков, что при излишнем ограничении может вызвать нехватку денег в экономике.

Обязательные экономические нормативы имеют денежно-кредитную экономическую сущность.

Данные нормативы являются относительными (процентными), кроме перечня видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала. Это следующие нормативы:

- предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;

- максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

- максимальный размер крупных кредитных рисков;

- нормативы ликвидности кредитной организации;

- нормативы достаточности собственных средств (капитала);

- размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

- минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

- нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

- максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).

Значение экономических нормативов настолько велико, что представляется целесообразным рассмотреть эти нормы не только как инструмент "обеспечения устойчивости кредитных организаций", а значительно шире - в плане влияния обязательных экономических нормативов на эффективность работы банков и, главное, как инструмент государственной денежно-кредитной политики на экономику России в целом.

С 01.04.2004 действует Инструкция Банка России от 16.01.2004 N 110-И "Об обязательных нормативах банков" (в статье рассматриваются нормативы, регулируемые этим документом), которая существенно отличается от старой, отмененной Инструкции Банка России от 01.10.1997 N 1 "О порядке регулирования деятельности банков". С 18 до 10, а затем до 9 сократилось число обязательных нормативов, определяемых новой Инструкцией, с сохранением прежней нумерации и названий нормативов и с некоторым изменением методики расчетов и предельных значений двух нормативов Н2 и Н3, зато сама Инструкция увеличилась в объеме почти в полтора раза, вероятно, за счет предусмотренных новым документом положений, которые, по оценке Банка России, будут препятствовать применению кредитными организациями схем по искусственному приведению этих параметров в соответствие с обязательными экономическими нормативами, что раньше делалось в конце месяца.

Величина капитала является базой для расчета большинства экономических нормативов в связи с использованием его расчетной величины при исчислении большинства прочих относительных нормативов, когда капитал фигурирует в числителе или знаменателе расчетной формулы этих норм и, таким образом, является одной из нескольких (чаще всего двух) величин, определяющих значение норматива.

Относительные, "дробные" нормативы определяются соотношением в разнообразном сочетании групп (устанавливаются пропорции и взаимозависимость) активов и пассивов, активов и активов, пассивов и пассивов, где в числителе или знаменателе чаще всего фигурирует расчетная величина капитала. Капитал банка, используемый при расчете экономических нормативов, в соответствии с Положением Банка России от 10.02.2003 N 215-П "О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций", определяется как сумма основного и дополнительного капитала, уменьшенная на целый ряд сумм, например допущенных убытков.

Если вычитание из собственных средств убытков и некоторых других корректировок вполне оправданно, то вызывает сомнение целесообразность уменьшения капитала на целый ряд других активов банка. Например, расчетное уменьшение капитала за счет недосозданных резервов на возможные потери по ссудам и под другие возможные потери. Это представляется дополнительным, двойным "наказанием" за недосоздание резервов, кроме собственно санкций, применяемых к банкам за создание резерва в размере меньшем, чем предусмотрено нормами.

Уменьшение собственных средств за счет определенных корректировок суммы капитала ухудшает значения большинства обязательных экономических нормативов вплоть до критического (максимального или минимального) уровня; при этом величина собственных средств находится в числителе или знаменателе расчетных формул нормативов.

Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка Н1 регулирует (ограничивает) риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственных средств банка, необходимых для покрытия кредитного и рыночного рисков. Норматив достаточности капитала Н1 ограничивает объем активных операций в зависимости от капитала. Норматив стимулирует увеличение капитала банка, что позволяет расширить объем активных операций, а также улучшить качество активов: чем менее рискованные активы, тем большую их сумму может аккумулировать банк в пределах Н1.

Норматив достаточности капитала банка определяется как отношение размера капитала банка и суммы его активов, взвешенных по уровню риска.

Минимально допустимое числовое значение норматива Н1 установлено в зависимости от размера собственных средств (капитала) банка: для банков с размером капитала не менее суммы, эквивалентной 5 млн евро, - 10%; для банков с размером собственных средств менее суммы, эквивалентной 5 млн евро, - 11%.

Дифференциация нормативов стимулирует укрупнения и слияния банков, так как предельно допустимые значения для банков с капиталом выше суммы, эквивалентной 5 млн евро, ниже, чем для малых и средних банков.

В целях контроля над состоянием ликвидности банка, т.е. его способности обеспечить своевременное и полное выполнение своих денежных и иных обязательств, вытекающих из сделок с использованием финансовых инструментов, установлены нормативы ликвидности, которые регулируют риски потери банком ликвидности и определяются как отношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов, других факторов, а также отношение его ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования, краткосрочных ценных бумаг, других легкореализуемых активов) и суммарных активов.

Норматив мгновенной ликвидности банка Н2 ограничивает риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня и определяет минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме пассивов по счетам до востребования, скорректированных на величину минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций) до востребования, определяемую в порядке, установленном Банком России.

Для выполнения норматива требуется, в основном, "замораживание" соответствующих сумм денег на корсчетах в Банке России и кредитных организаций развитых стран, а также в кассе банка, что сокращает активные операции банка, так как данные средства практически не приносят дохода. Норматив также стимулирует сокращение пассивов до востребования. Снижение предельно допустимого значения норматива позволяет расширять активные операции.

Минимально допустимое числовое значение норматива Н2 установлено с 01.04.2004 в размере 15% (уменьшение с 20%).

Либерализация Н2 и других нормативов ликвидности произведена Банком России Указанием от 31.03.2008 N 1991-У. При этом коммерческие банки получили возможность принимать решение об учете в знаменателе расчетной формулы соответствующих корректировок по обязательствам банка с целью оптимизации фактических значений нормативов.

Норматив текущей ликвидности банка Н3 регулирует риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней и определяет минимальное отношение суммы ликвидных активов банка к сумме пассивов по счетам до востребования и со сроком исполнения обязательств в ближайшие 30 календарных дней, скорректированных на величину минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций) с соответствующими сроками исполнения обязательств, определяемую в порядке, установленном Банком России.

Для выполнения норматива необходимо поддержание соответствующей структуры активов и пассивов, приобретение необходимых сумм ликвидных, поэтому и низкодоходных активов, что снижает прибыльность банка.

Минимально допустимое числовое значение норматива Н3 установлено в размере 50% (снижение с 70%). Уменьшение норматива способствует увеличению активных операций, как и снижение Н2, т.е. в этих случаях Банк России несколько смягчает нормативные требования.

Норматив долгосрочной ликвидности банка Н4 ограничивает риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяет максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше 1 года к собственным средствам банка и обязательствам с оставшимся сроком до даты погашения свыше 1 года, скорректированным на величину минимального совокупного остатка средств по счетам со сроком исполнения обязательств до 365 календарных дней и счетам до востребования физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций), определяемую в порядке, установленном эмиссионным банком.

Увеличение максимально допустимого значения позволило бы банку наращивать объем активных операций, в том числе инвестиций; аналогичный эффект (здесь и во всех нормативах, где капитал фигурирует в числителе или знаменателе расчетных формул) вызвал бы отказ от уменьшения расчетной величины капитала на упоминавшиеся выше корректировки.

Норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков Н6 регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении одного заемщика или группы связанных заемщиков и определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований банка к заемщику или группе связанных заемщиков к капиталу банка.

Норматив лимитирует кредитные операции банка, не позволяя среднему банку обслуживать крупного клиента и группу связанных заемщиков в части выдачи крупных (относительно капитала) ссуд.

Предельно допустимое значение норматива не изменилось, однако фактически имеет место ужесточение норматива за счет корректировки методики его расчета. В совокупную сумму ссудных требований кредитной организации к банку-заемщику теперь дополнительно включается величина средств на корреспондентских счетах банка-кредитора в каждой из кредитных организаций-контрагентов, что уменьшает возможности кредитования банком-кредитором банка-заемщика и активные операции в целом. Тем более остатки на корреспондентских счетах не являются ссудой в чистом виде (по ним могут и не начисляться проценты, что обязательно для ссуды), а чаще используются для межбанковских расчетов.

Таким образом, ужесточение Н6 через методику расчета подрывает не только межбанковский кредитный рынок, но и систему расчетов по корреспондентским счетам, делая последнюю неконкурентоспособной по отношению расчетов через Банк России.

Норматив максимального размера крупных кредитных рисков Н7 регулирует (ограничивает) совокупную величину крупных кредитных рисков банка и определяет максимальное отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и размера собственных средств банка.

Норматив ограничивает кредитные операции в отношении суммарной величины крупных кредитов (каждая ссуда - свыше 5% капитала).

Норматив максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам), Н9.1 регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении участников (акционеров) банка и определяет максимальное отношение размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам), к собственным средствам банка.

Норматив ограничивает кредитование участников (акционеров) банка, которые часто являются надежными и выгодными клиентами, формирующими доходную и, главное, ресурсную базу банка и обеспечивающими востребованность размещения кредитов банка.

Норматив совокупной величины риска по инсайдерам банка Н10.1 регулирует (ограничивает) совокупный кредитный риск банка в отношении всех инсайдеров, к которым относятся физические лица, способные воздействовать на принятие решения о выдаче кредита банком. Норматив Н10.1 определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований к инсайдерам к капиталу банка.

Иногда инсайдеры также являются важнейшими клиентами банка, поэтому этот норматив подобно Н9.1 ограничивает активные операции.

Норматив использования собственных средств банка для приобретения акций (долей) других юридических лиц Н12 регулирует (ограничивает) совокупный риск вложений банка в акции (доли) других юридических лиц и определяет максимальное отношение сумм, инвестируемых банком на приобретение акций (долей) других юридических лиц, к капиталу банка.

Норматив Н12 конкретно регламентирует (ограничивает) именно инвестиционную деятельность банка максимально допустимым значением вложения в акции, приобретенные для инвестирования (исключая суммы, уменьшающие расчетный показатель собственных средств) и частично для перепродажи в отношении к капиталу банка.

Здесь риск вложения в акции (доли) лимитирован Банком России в части инвестирования в акции (доли) дочерних и зависимых юридических лиц во второй раз - впервые через корректировки уменьшения капитала, что представляется чрезмерным.

Повышение максимально допустимых значений Н12 позволило бы увеличить инвестиции банка в реальный сектор экономики России.

Банки используют разнообразные схемы, позволяющие им не превышать предельно допустимые значения обязательных экономических нормативов. Чаще всего используется искусственное увеличение капитала (например, за счет ссуд, выдаваемых самими банками), что одновременно "улучшает" значения обязательных экономических нормативов, где в числителе или знаменателе фигурируют собственные средства, в первую очередь Н1 - норматив достаточности капитала. Для соблюдения нормативов ликвидности банки практикуют взаимное открытие корреспондентских счетов. В целях выполнения норматива риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков - Н6 банк может предоставлять ссуды подставным фирмам, переводящим затем деньги конечному получателю, у которого есть уже ссудная задолженность в этом банке.

Банк России достаточно часто вносит коррективы и дополнения в соответствующие редакции нормативных актов, регламентирующих обязательные экономические нормативы, адекватно и активно реагируя на изменения на финансовых рынках. Это корректировки "пороговых" значений (последний пример - нормативы Н2, Н3), методики расчета (капитал), перевод нормативов из обязательных в оценочные и обратно (отмененный норматив Н11 - максимальный размер привлеченных вкладов населения). Это введение новых норм как отклик на конкретные изменения в банковской сфере. Так, недействующий норматив Н14 - норматив ликвидности по операциям с драгметаллами - установлен с активизацией российских банков на рынке драгоценных металлов.

Для повышения надежности кредитных учреждений Банк России с течением времени может ужесточать требования к исполнению банками экономических нормативов как изменением методики расчетов, так и предельно допустимых значений или, напротив, осуществлять либерализацию, например снижение двух нормативов ликвидности с 01.04.2004. Сокращение числа обязательных экономических нормативов также благотворно влияет: а) на активные операции банков, включая инвестиционную деятельность, в частности, освобождая от лимитирования нормативами некоторых операций банков; б) на снижение "зарегулированности" банковского сектора в целом.

Радикальное сокращение обязательных экономических нормативов Банк России произвел с 01.04.2004.

Отменен норматив Н8 - максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика), который лимитировал привлечение банком средств одного или связанных между собой клиентов (в отношении к капиталу). Кроме того, норматив Н8 несколько ограничивал конкуренцию между кредитными учреждениями, так как не позволял малому или среднему банку осуществлять расчетно-кассовое обслуживание крупного клиента.

Ликвидирован норматив Н9 - максимальный размер кредитного риска на одного акционера (участника), ограничивающий кредитование одного крупного акционера (участника).

Следующий недействующий норматив - Н10 - максимальный размер кредитов и займов, предоставленных своим инсайдерам, а также гарантий и поручительств, выданных в их пользу. Лимитировал кредитование одного крупного инсайдера и связанных с ним лиц.

Очередной отмененный норматив - Н11 - максимальный размер привлеченных во вклады средств населения в отношении к собственным средствам. Значение этого норматива для большинства банков было очень велико, ибо деньги населения являются стабильнейшим, а для многих кредитных учреждений основным источником кредитных ресурсов. Ряд банков из-за этого ограничения не могли увеличить (возможно, на более выгодных для граждан условиях) прием средств населения во вклады, что могло быть одной из причин хранения на руках наличных денег, особенно иностранной валюты.

Недействующий норматив - Н11.1 - максимальный размер обязательств банка перед нерезидентами: банками и финансовыми организациями (также в отношении к капиталу); ограничивал увеличение сумм обязательств российских банков перед зарубежными кредитными и финансовыми учреждениями.

Ликвидированный норматив Н12.1 ограничивал инвестиции банка в доли (акции) других юридических лиц к капиталу - приобретение акций (долей) одного юридического лица из круга клиентов, в отношении которых рассчитывался норматив Н12.

Отмененный норматив риска собственных вексельных обязательств Н13 лимитировал в отношении к капиталу банка привлечение средств клиентов под собственные векселя и банковские акцепты с учетом 50% забалансовых обязательств банка из индоссамента векселей, авалей и вексельного посредничества. Норматив Н13 введен Письмом Банка России от 20.08.1996 N 315 как реакция монетарных властей на значительные объемы выписки и насыщение денежного оборота банковскими векселями. Максимально допустимое значение норматива с баланса на 01.10.1996 устанавливалось 200%, с 01.03.1997 - 100%. Объем векселей банков в обращении на 01.12.1997 соответствовал приблизительно 10% денежной массы М2; за счет выписки векселей банковская система на 01.01.1998 сформировала 4,4% привлеченных ресурсов. Однако введение норматива Н13 и его быстрое ужесточение в 2 раза, по мнению экспертов, практически не повлияло на объемы выпуска векселей в обращение, а главная причина проведенной операции видится не в заботе об устойчивости банков, а в стремлении сделать процессы выписки векселей более контролируемыми. Тем более банковские векселя - наиболее ликвидные векселя, являются суррогатом денег, и их выпуск в оборот осуществляется без регистрации и близок эмиссии базовых денег - монополии эмиссионного банка.

Недействующий норматив Н 14 - норматив ликвидности по операциям с драгметаллами - ограничивал активные операции с драгоценными металлами в физической форме.

Далее Указанием Банка России от 18.02.2005 N 1549-У ликвидирован норматив Н5. Норматив общей ликвидности банка Н5 регулировал (ограничивал) общий риск потери банком ликвидности и определял минимальное отношение ликвидных активов к суммарным активам банка. Для выполнения норматива требовалось приобретение необходимых сумм достаточно ликвидных активов в отношении уже к суммарным активам (за вычетом обязательных резервов). Минимально допустимое числовое значение норматива Н5 было определено в размере 20%. Может быть, имело бы смысл, напротив, оставить этот обобщающий норматив вместо трех норм ликвидности Н2 - Н4: мгновенной, текущей и долгосрочной.

При ужесточении нормативов в большинстве случаев сокращается спрос и предложение денег экономике, кредитные ресурсы и активные операции банков. К примеру, уменьшение максимально допустимого значения норматива Н12 с баланса банка на 01.07.1996 с 45 до 35% на 01.10.1996 и до 25% с 01.01.1997 при прочих равных условиях почти в 2 раза в течение полугода сократило возможность вложения собственных средств банка в акции (доли) других юридических лиц. В то же время устойчивость банковской системы должна укрепляться как следствие стабилизации и роста экономики России, в частности, при активизации банковской деятельности, регулирование которой должно предполагать не только достижение надежности, но и стимулирование эффективности функционирования кредитной системы и инвестиционной активности банков.

Напротив, существующие предельно допустимые значения экономических нормативов, а также методика расчета капитала, думается, не стимулируют, а лимитируют активные операции банков, ограничивают предложение денег, что является составной частью современной денежно-кредитной политики России. Причем ужесточение допустимых значений нормативов (или изменение методики расчета в этом направлении) происходит порой в очень сжатые сроки и часто в кратное число раз, а либерализация, напротив, проводится медленно и плавно.

Понятно и в некоторой степени оправданно стремление Банка России к достижению международных стандартов. К примеру, взвешивание риска по категориям банковских активов, используемое при расчете норматива Н1, более или менее соответствует принципам Базельского соглашения. Однако от этих стандартов достаточно далека сама банковская система России.

Сумма активов банков напрямую зависит от предложения денег, уровня монетизации ВВП. При сжатой, недостаточной для развития экономики денежной массе, низком уровнях монетизации ВВП банкам просто не из чего формировать свои активы и пассивы из-за нехватки в обращении национальных денег. Отчасти по этой причине банки все большую часть своих активов формируют в иностранной валюте, пытаются расти за счет инвалютных активов, что вместе с тем является и признаком долларизации. Обязательные экономические нормативы, выполняя важные регулирующие функции, в то же время, особенно при завышенных предельно допустимых значениях, стерилизуют (связывают) часть денежной массы, сокращают ее активную составляющую через ограничение операций банков.

Учитывая изложенное, следует считать обязательные экономические нормативы инструментом государственной денежно-кредитной политики, сдерживающим экспансию (активные операции) банков, включая инвестиции, стимулирующими рост их капитала, а также средством пруденциального банковского надзора (через отчетность банков).

В то же время обязательные экономические нормативы можно отнести к дополнительным инструментам денежно-кредитного регулирования с известной долей условности. При высоком влиянии как метода пруденциального надзора их эффективность как инструмент денежно-кредитной политики ограничена и ее трудно отследить (оценить), они изменяются редко, т.е. не считаются методом быстрого реагирования, являются методом специфического, избирательного действия.

Обязательные экономические нормативы не служат для оперативного управления банковской ликвидностью при кризисных ситуациях, поэтому их использование во время финансовых потрясений представляется нецелесообразным. Корректировка нормативов может привести, например, к увеличению ликвидности и активизации банковской деятельности в целом и одновременно к ослаблению банковского надзора или наоборот, что не отвечает принципам антикризисного регулирования.

 

ПРИЧИНЫВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ

 

Мировой финансово-экономический кризис заставил многих задуматься о его причинах, необходимых мерах по его предотвращению и о путях развития мировой экономики.

Действительно, "эпоха благоденствия" длилась почти 30 лет и сопровождалась практически постоянным экономическим ростом с неглубокими и краткосрочными рецессиями. Целое поколение людей в западных странах не видело сколько-нибудь серьезных экономических потрясений. Наоборот, уровень жизни, доходов и благосостояния постоянно рос. Тем более неожиданным оказался нынешний кризис, начавшийся с небольшого по мировым масштабам локального кризиса ипотечных закладных и приведший к крупнейшему падению ВВП во всех развитых странах. В чем же причина? Почему современные методы стимулирования экономики для обеспечения постоянного устойчивого роста не сработали?

В данной статье мы предлагаем читателям проанализировать некоторые данные по развитию американской экономики за последние 30 - 50 лет и сделать выводы о состоятельности современных принципов американской экономической теории борьбы с рецессией. Мы приведем данные по бизнес-циклам в США за последние 150 лет и рассмотрим в динамике показатели задолженности домохозяйств, бизнеса и государственного сектора, а также попытаемся оценить динамику эффективности американской экономики.

Экономические циклы

Как известно, мировая экономика и экономика отдельных стран с рыночной системой отношений развивается в соответствии с экономическими циклами (Economic Cycle), или бизнес-циклами (Business Cycle). При этом выделяют три основные фазы:

рецессия (Recession) - снижение деловой активности, падение производства, уровня занятости и доходов;

восстановление (Recovery) - подъем экономической активности, рост рыночной конъюнктуры, увеличение выпуска после его падения, имевшего место в период рецессии, до прежнего уровня;

развитие (Expansion) - продолжение роста экономики после стадии восстановления, как правило, до достижения нового максимума выпуска, превосходящего достигнутый в предыдущем цикле; стадия expansion иногда может включать несколько циклов, которые в этом случае именуются циклами роста (growth cycles).

Несмотря на значительное количество исследований по проблеме цикличности, до сих пор нет единого понимания причин существования этого явления. Приведем лишь несколько объяснений.

1. Монетарное объяснение цикла. Процесс цикличности объясняется как результат процессов в сфере обращения, т.е. если денежный поток (или спрос на товары, выраженный в деньгах) увеличивается, то торговля становится более оживленной, производство расширяется, цены растут. Когда денежный поток уменьшается, торговля ослабевает, производство сокращается, цены падают.

2. Психологические объяснения циклов. Данное объяснение основано на взаимосвязи деловой активности со сменой настроений, переходом от массового оптимизма к пессимизму. Оптимизм и пессимизм рассматриваются в этих теориях в качестве факторов, влияющих на рост или падение вложений. В настоящее время есть достаточно серьезное подтверждение данной теории, если вспомнить историю с банкротством Lehman brothers, после объявления которого настроения потребителей и инвесторов резко изменились в худшую сторону, что в конечном счете и привело к глобальному мировому экономическому кризису.

3. Внешние причины возникновения циклов. К внешним причинам, влияющим на циклы, относятся возникновение пятен на солнце, которые ведут к неурожаю и общему экономическому спаду, войны, революции и т.д.

4. Теория реального делового цикла. Предполагается, что причиной макроэкономических колебаний могут быть шоковые изменения производительности в одном или нескольких секторах экономики, а в более широком смысле - шоковые изменения в технологии производства.

Рассмотренные теории имеют право на существование и в каждой есть примеры, их подтверждающие, основной же причиной экономических циклов считается несоответствие между совокупным спросом и совокупным предложением, между совокупными расходами и совокупным объемом производства. Следовательно, циклический характер развития экономики может быть объяснен либо изменением совокупного спроса при неизменной величине совокупного предложения (рост совокупных расходов ведет к подъему, их сокращение обусловливает рецессию), либо изменением совокупного предложения при неизменной величине совокупного спроса (сокращение совокупного предложения означает спад в экономике, его рост - подъем).

Каким же образом строится современная система борьбы со спадами в экономике или антицикличное регулирование?

Начиная с политики Ф. Рузвельта, все развитые страны Запада, как правило, применяют с определенными изменениями кейнсианские методы управления экономикой.

Основными направлениями макроэкономической политики кейнсианцы считают фискальную и денежно-кредитную политику. Рассмотрим их сущность.

Фискальная политика предполагает изменение ставки налога и социальных расходов государства. Если в экономике наблюдается недостаточность совокупных расходов, то:

снижается ставка налога;

увеличиваются расходы государства;

применяются оба метода одновременно.

Если в экономике существует избыточный уровень совокупных расходов, тогда правительству нужно предпринять следующие меры:

увеличение ставки налога;

сокращение расходов государства;

применение обоих методов одновременно.

Данные меры приводят к тому, что в первом случае увеличиваются располагаемый доход и соответственно потребительские расходы, а также расходы государства. Увеличение потребительских и государственных расходов обусловливает многократное повышение совокупного спроса (эффект мультипликатора). Во втором случае, наоборот, происходит сокращение государственных и потребительских расходов, что ведет к многократному сокращению совокупного спроса. В первом случае мы имеем дело со стимулирующей фискальной политикой, во втором случае - со сдерживающей.

Кредитно-денежная политика также направлена на управление совокупным спросом, но для этой цели используются финансовые механизмы. Ее основными инструментами являются:

операции на открытом рынке;

изменение резервной нормы;

изменение учетной ставки.

При помощи указанных инструментов государство регулирует предложение денег, процентную ставку, доступность кредита, инвестиционные расходы и расходы на товары длительного пользования (изменения экономических параметров перечислены в причинно-следственном порядке).

При недостаточности совокупных расходов государство должно проводить так называемую политику "дешевых" денег, которая направлена на увеличение массы денег в обращении и подразумевает:

покупку ценных бумаг;

снижение резервной нормы;

снижение учетной ставки.

В результате проведения перечисленных мер происходит удешевление кредита и облегчение доступа к нему, что в свою очередь является необходимым условием увеличения массы денег в обращении.

Если же в экономике уровень производства и занятости находится на уровне выше равновесного, то необходимо предпринять следующие шаги:

продажа ценных бумаг;

повышение резервной нормы;

повышение учетной ставки.

Такой набор мер получил название политики "дорогих" денег. Эта политика преследует цель подорожания кредита с тем, чтобы ограничить кредитование, массу денег в обращении и совокупный спрос.

Далее мы рассмотрим последствия применения данных мер на текущую макроэкономическую ситуацию США.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: