Формирование каких видов внимания должно быть главной заботой учителя в работе с детьми младшего школьного возраста и почему?




Вопросы

1. Дать понятие темперамента. Описать его физиологические основы. Обосновать наследственность темперамента.

2. Определить сущность темперамента. Перечислить и раскрыть свойства темперамента.

3. Назвать типы темперамента. Дать психологическую характеристику типов темперамента.

4. Перечислить типы темперамента. Раскрыть особенности проявления типов темперамента у младших школьников. Обосновать их учет педагогом.

5. Дать понятие характера. Раскрыть взаимосвязь типичного и индивидуального в характере.

6. Определить понятие «черты характера». Перечислить классификации черт характера. Раскрыть содержание черт характера.

7. Охарактеризовать формирование характера у младших школьников.

8. Определить понятие «способности». Показать взаимосвязь способностей и задатков. Обосновать природу способностей.

9. Назвать и охарактеризовать виды способностей.

10. Перечислить творческие способности. Охарактеризовать одаренность, талант и гениальность. Аргументировать единичность появления гениев.

11. Охарактеризовать условия развития способностей у младших школьников.

12. Дать понятие возрастной психологии. Перечислить ее основные понятия. Раскрыть содержание предмета возрастной психологии.

13. Определить понятие психического развития. Описать взгляды на факторы психического развития в детстве.

14. Определить понятие деятельности. Обосновать влияние деятельности на психическое развитие.

15. Дать понятие возраста и возрастного развития. Обосновать связь ведущей деятельности с понятием периодизации психического развития.

16. Дать определение понятию «возрастное развитие». Охарактеризовать подходы к периодизации психического развития в зарубежной психологии.

17. Раскрыть особенности периода новорожденности. Охарактеризовать развитие ребенка в первом и втором полугодии жизни.

18. Охарактеризовать формирование психики ребенка в раннем детстве.

19. Охарактеризовать психическое развитие детей дошкольного возраста. Обосновать выделение кризиса семи лет.

20. Определить понятие готовности к школе. Описать психологическую готовность к школе: понятие, компоненты, критерии.

21. Охарактеризовать физическое и психофизиологическое развитие младшего школьника.

22. Определить понятие ведущего вида деятельности, новообразований. Обосновать влияние ведущего вида деятельности на становление новообразований.

23. Дать понятие учебной деятельности. Перечислить факторы успешной адаптации. Охарактеризовать процесс адаптации к школе.

24. Назвать структурные компоненты учебной деятельности. Охарактеризовать учебную задачу, учебные действия, действия контроля.

25. Раскрыть теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Обосновать ее соответствие структуре учебной деятельности.

26. Определить понятие неуспеваемости. Назвать причины неуспеваемости школьников. Раскрыть пути ее преодоление в младшем школьном возрасте.

27. Определить понятия ощущения и восприятия. Охарактеризовать особенности ощущения и восприятия младших школьников. Обосновать условия развития перцептивных процессов.

28. Определить понятия внимания и памяти. Дать характеристику внимания и памяти младшего школьника.

29. Определить понятия мышления, речи, воображения. Раскрыть особенности мышления, речи и воображения младшего школьника.

30. Назвать условия овладения основными мыслительными действиями в младшем школьном возрасте. Раскрыть особенности усвоения понятий.

31. Перечислить и охарактеризовать особенности развития эмоциональной сферы младших школьников.

32. Назвать и охарактеризовать условия, способствующие формированию произвольного поведения младшего школьника.

33. Определить понятия межличностного взаимодействия, общения. Охарактеризовать становление отношений со сверстниками, изменение критериев межличностных отношений в период адаптации младшего школьника.

34. Назвать основные анатомо-физиологические особенности развития и новообразования подросткового возраста. Охарактеризовать особенности познавательной и эмоционально-волевой сфер подростка. Перечислить виды девиантного поведение подростка.

35. Охарактеризовать возраст ранней юности. Обосновать появление кризиса юности.

36. Дать понятие педагогической деятельности. Назвать функции педагогической деятельности. Охарактеризовать ее структуру.

37. Дать понятие педагогических способностей. Перечислить виды педагогических способностей. Раскрыть содержание педагогических способностей.

38. Определить понятие профессионализма педагога. Раскрыть психологические основы профессионализма педагога.

39. Определить понятие профессиограммы. Охарактеризовать профессионально значимые черты педагога начальной школы.

40. Дать понятие стиля педагогической деятельности. Назвать и охарактеризовать стили педагогической деятельности. Обосновать зависимость стиля педагогической деятельности от стиля общения педагога.

41. Определить понятие индивидуального стиля деятельности педагога. Перечислить факторы, влияющие на формирование индивидуального стиля деятельности. Охарактеризовать возможные стили индивидуальной деятельности педагога.

42. Определить понятие педагогического взаимодействия. Назвать структурные компоненты педагогического взаимодействия. Охарактеризовать типы педагогического взаимодействия.

43. Определить сущность педагогического общения. Перечислить функции педагогического общения. Охарактеризовать типы педагогического общения.

44. Определить понятие барьера общения. Назвать возможные причины их возникновения. Обосновать пути преодоления барьеров в педагогическом общении.

45. Определить понятие конфликта. Перечислить причины их возникновения. Раскрыть структуру и стадии педагогического конфликта.

46. Охарактеризовать особенности педагогических конфликтов с младшими школьниками. Обосновать приемы их разрешения.

47. Определите понятие межличностного взаимодействия. Перечислите функции общения. Опишите виды общения.

48. Дайте определение понятию «общение». Охарактеризуйте стороны общения. Продемонстрируйте особенности реализации каждой стороны в жизни и деятельности человека.

Практические задания

1. Различия между детьми по темпераменту требуют и различной педагогической тактики:

а) Детей с ________________ темпераментом приходится удерживать от бурных реакций, приучать к сдержанности, самообладанию.

б) У детей с ________________ темпераментом приходится поддерживать веру в свои силы, поощрять их активность.

в) Ученику с _______________ темпераментом труднее, чем другим, выработать у себя быстроту и энергичность действий.

г) Ученика с _____________ темпераментом приходится чаще, чем других, приучать быть более сосредоточенным, не разбрасывать вещи, бороться с неустойчивостью своих влечений.

С учётом различий вставьте в пропусках название темперамента.

2. Таня (6 лет 4мес.) учится в первом классе. Ей трудно даётся учение, особенно чтение. Дома мама усаживает её за стол и начинает спрашивать: "Как называется эта буква?", "Что здесь написано?" Девочка молчит.

- Ну вот, ничего не знаешь! На, учи сама! - И мама уход по своим делам на кухню. Через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений в чтении нет. -Сегодня гулять не пойдёшь, будешь читать!

Дайте психологическое обоснование характеру общения мамы с дочкой. Как построить общение родителей с детьми, начавшими обучение в школе и столкнувшимися с первыми трудностями в учении?

3. « Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться я наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в учении, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, - ради удовольствия исполнять свою обязанность».

Формирование каких видов внимания должно быть главной заботой учителя в работе с детьми младшего школьного возраста и почему?

4. Разговор двух мам. Одна из них с тревогой говорит: " Я слышала. Что к 6 годам у ребёнка пробуждается интерес к учению. Некоторые дети уже в 5 лет читают. Я всё же жду, жду, а у моего Васи ни интереса, ни желания учиться не появилось, хотя ему скоро идти в школу".

Какой фактор, влияющий на психическое развитие ребёнка, не был использован мамой?

5. Исследование показало, что большая часть детей в 6 лет идет в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Дети живо воспринимают слово учителя и активно выполняют его требования в дальнейшем. Некоторые из них сталкиваются со сложностями. Необходимостью уметь сделать выбор между «надо» и «хочу», «интересно» и «неинтересно», «умею», «не хочу»

Назовите причины данного явления? Как приучить детей к учению?

6. Сережа (6 лет 5 мес.) учится в первом классе. Он сообщает маме:

- Саша теперь у нас не главный.

- А когда он был главным? – удивилась мама.

- В детском саду. Он умел хорошо бегать, прыгать и падать, когда мы играли.

- А теперь он не умеет этого делать?

- Мама, как ты не понимаешь? Умеет, конечно, но теперь это не главное!

- А что же теперь главное?

- Теперь главное: как ты учишься.

Как изменилось содержание отношений детей между собой в школе по сравнению с детским садом? Дайте психологическое обоснование. Раскройте особенности общения детей друг с другом в школе.

7. Приведены примеры способностей, навыков и знаний человека:

а) длина рук боксера;

б) стремление быть чем-то постоянно занятым, склонность к труду;

в) широкая осведомленность в какой-либо области;

г) наблюдательность, проявляющаяся в том, что человек систематически замечает в предметах, явлениях, поведении или облике людей много важного для работы с ними;

д) сила мышц рук;

е) хорошая декламация стихотворения, отрепетированного с учителем;

ж) быстрое запоминание формы, цвета, величины предметов;

з) быстрое усваивание новых движений, поз, двигательных действий;

и) хорошее различение запахов и точное их запоминание.

Учитывая характерные для способностей признаки, определите, в каких случаях речь идет о способностях. Укажите, для каких профессий они особенно важны.

8. «У моего сына замедленная реакция на все. Мне кажется, что он «спит на ходу», все делает медленно долго зашнуровывает ботинки, вяло ест. На него постоянно жалуется воспитатель, да и меня -это раздражает, особенно когда я спешу. Но я вижу, когда он играет, он становится совсем другим. А если его не торопить, то он успешно со всем справляется, но как же он будет учиться в шко­ле?» — обеспокоено спрашивает мама шестилетнего мальчика.

Назовите причины такого поведения, ребенка. С какими трудностями ребенок встретится в школе?

9. Восьмиклассница Нина пишет: «Я подружилась с одним мальчиком из соседней школы. Мы вместе готовили уроки, ходили на каток, в кино. Взрослые увидели в нашей дружбе угрозу учебе и опасность, которая будто бы угрожает мне. Они подсмеивались над нами, называли нас «жених и невеста». И распалась наша дружба».

Охарактеризуйте развитие дружбы между мальчиками и девочками на различных возрастных этапах. Как необходимо относиться к дружбе мальчика и девочки в данном возрасте? Мотивируйте свои суждения.

10. «Как определить, готов ли ребенок к школе? Тем более сейчас, когда можно отдавать его в школу в 6 или в 7 лет. Я хотела бы отдать своего шестилетнего сына в школу, но мне не советуют воспитатели. Да и сын не изъявляет большого желания учиться», — огорчается мама будущего школьника. Такие вопросы задают многие родители.

Как определить психологическую готовность детей к обучению в школе? Можно ли предвидеть, как ребенок будет учиться?

11. Света (6 лет 2 мес.) посещает первый класс. Она читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама гордится ею, а Света — сама собой. Как-то идя домой вместе с мамой, девочка сказала: «Учительница меня ненавидит. Не хвалит. Мне дают задания трудней, чем другим, чтобы я не знала, как ответить. В детском саду было лучше».

Назовите возможные причины, повлиявшиена отношения, Светы, с учительницей. Что не учел педагог в работе со Светой? В чем различие взаимоотношений в системе «ребенок — педагог» в детском саду и школе?

12. Дайте психологическое объяснение фактам:

D. Почему на уроках в начальной школе следует использовать динамическую наглядность?

E. Почему в 1-2 классах на уроках чтения первоначальное прочтение текста рекомендуется делать учителю или хорошо читающему ученику?

F. Почему в 1-2 классах не рекомендуется во время урока входить в класс и делать объявления?

13. В психологии принято считать, что из задатков хорошего слуха в процессе развития личности могут сформироваться и музыкальные способности, и способности радиоакустика. Задатки хорошего зрения могут превратиться в художественные способности часовщика или прибориста.

Какой отсюда можно сделать вывод о соотношении задатков и способностей? От чего зависит, какие именно способности разовьются на основе тех или иных задатков?

14. Приведены примеры утверждений, в которых содержится незаконченная или ограниченная мысль:

а) В каждый данный момент поведение человека обуславливается той ситуацией, в которой он находится.

б) Характер человека определяется тем, как он выполняет возложенную на него роль.

в) Поведение человека в каждый данный момент есть результат влияния среды и, прежде всего, его воспитанности.

г) О характере человека следует судить по его речи, внешнему облику, привычным действиям и движениям.

д) О дисциплинированности учащегося можно судить по тому, как он себя ведет на уроке.

С учетом происхождения характера и его структуры определите, в чем состоит ограниченность каждого из утверждений.

15. По предлагаемой характеристике определите, какой тип темперамента у мальчика с отсутствием дисциплинированности.

Саша выделяется среди одноклассников своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, легко приходит в состояние крайнего возбуждения и прерывает рассказ различными восклицаниями и вопросами. На любой вопрос учителя поднимает руку не подумав, и потому часто отвечает невпопад. В досаде и раздражении легко выходит из себя, вступает в драку. Бывали случаи, когда он устраивал драку на уроке. На переменах он никогда не сидит на месте, бегает по коридору или борется с кем-нибудь. Требования дежурного и учителя игнорирует.

16. В исследованиях выяснено, что в группе статус детей разный: всегда выделяются «звезды», «популярные» и «непопулярные» дети.

Зависит ли притязание ребенка от его статуса в группе, от его реальных возможностей руководить? Дайте психологическое обоснование своим выводам.

17. Сережа был довольно развитым мальчиком. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Несмотря на то, что Сережа пошел в школу с большой радостью, с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя.

Пока домашние задания представляли для него какой-то интерес и новизну, он хотя и недостаточно аккуратно, но выполнял их. Но как только Сережа стал обнаруживать трудности в обучении, преодоление которых требовало систематических занятий, волевых усилий, мальчик стал получать плохие отметки.

Что послужило причиной неуспехов Сережи в школе? Как помочь мальчику хорошо учиться?

18. Папа принес Диме (сыну 2 года 3 мес.) цветные карандаши. Дима стал рисовать, но у него ничего не получалось. Он сжимал карандаш в руке, линии выходили слабые, и на рисунке никак не появлялась елка, которую мальчик решил нарисовать.

Мама сказала, что сыну еще рано рисовать. Но папа настойчиво вкладывал карандаш в руку Диме и водил им по бумаге. «Давай сначала вместе порисуем, а потом и у тебя получится», - сказал папа.

Мальчик полюбил рисовать и с нетерпением ждал папу с работу, чтобы вместе с ним заняться любимым делом.

Проанализируйте поведение родителей и укажите, кто из них прав и почему.

19. Особенности темперамента определяются в основном свойствами высшей нервной деятельности человека, такими как сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Сочетание этих свойств соответствует определенному типу темперамента:

а) Сильный возбудительный процесс, но торможение по силе отстает от него.

б) Возбудительный и тормозной процессы одинаково сильные, но смена нервных процессов происходит медленно.

в) Возбудительный и тормозной процессы одинаково сильные, смена нервных процессов происходит быстро.

г) Возбудительный и тормозной процессы слабые.

Определите, о каком типе высшей нервной деятельности идет речь в каждом случае. Какому виду темперамента соответствует каждый из описанных здесь типов?

20. Мише (9 мес.) очень нравится выбрасывать игрушки из кроватки или манежа. Продевая игрушки в отверстия сетки кроватки или просовывая их между стойками манежа, Миша выпускает их из рук: падают колечки, утенок, погремушки и т.д.

Мама постоянно поднимает игрушки и кладет их в кроватку или манеж, а сын достает их и снова бросает на пол.

Как должна вести себя мама в данной ситуации? Какой вид мышления развивается у малыша при подобных действиях с игрушками, предметами?

21. В любом виде труда требуется не одна, а комплекс способностей. Отдельные из них необходимы во многих профессиях и видах деятельности (общие), другие – только для некоторых видов деятельности (специальные). Приведен перечень способностей, важных для профессии педагога:

а) творческое отношение к делу;

б) высокий умственный уровень;

в) способность понимать внутреннее состояние другого человека;

г) организаторские способности;

д) способность хорошо владеть собой, управлять своими чувствами;

е) способность предвидеть изменения в поведении и развитии личности ученика;

ж) способность заражать других своим отношением к делу.

Определите, какие из способностей являются относительно общими, а какие – относительно специальными.

22. По предлагаемой характеристике определите, какой тип темперамента у мальчика с отсутствием дисциплинированности.

Дима — болезненно чувствительный, обидчивый мальчик. Когда его пересадили на другое место, Дима обиделся и долго размышлял, почему так сделали, и на всех уроках сидел расстроенный и подавленный. На уроках часто занимается посторонними делами. Мешает товарищу, способен на каверзный поступок: может ущипнуть соседа, когда тот отвечает с места. Если учителя делают ему замечания, то он краснеет и долго оправдывается. На перемене примыкает к драчунам, хотя сам в драке участия не принимает. При появлении дежурного сразу же убегает.

23. Учительница первого класса, работая с шестилетними детьми, старалась активизировать учебную деятельность учащихся на уроке. Она стремилась, чтобы ее уроки проходили живо, эмоционально. Когда кто-то из учащихся тянул время с ответом, она нетерпеливо прерывала его и спрашивала других. Постепенно класс разделился на очень активных, быстрых учеников и пассивных, медлительных. Среди пассивных оказался шестилетний Петя, который нервно заикался во время ответа. Учительница мгновенно сделала выводы «Садись не выучил!»

Раньше Петя посещал логопедическую группу детского сада. В школе заикание у Пети усилилось.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: