Осуществление расходов за счет средств федерального бюджета безналичным путем и наличными деньгами




 

Порядок осуществления расчетов наличными деньгами и в безналичной форме регламентируется бюджетным законодательством, нормативными документами Банка России, Минфина России и Федерального казначейства.

Необходимо также учитывать, что в соответствии с частью 4 статьи 215.1 БК РФ кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации возлагается на Федеральное казначейство. При этом в части, касающейся кассового обслуживания исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, данное правило применяется, начиная с 1 января 2010 г.

По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации и наличия в собственности (пользовании, управлении) субъекта Российской Федерации необходимого для их осуществления имущества [8].

Бюджет реализуется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета. Исключение могут составлять операции по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операции, осуществляемые в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 241.1 БК РФ при кассовом обслуживании исполнения бюджетов [2]:

• учет операций со средствами бюджетов осуществляется на единых счетах

бюджетов, открытых в соответствии с БК РФ органам Федерального казначейства отдельно для каждого бюджета в учреждениях Банка России;

• управление средствами на единых счетах бюджетов осуществляют финансовые органы или иные уполномоченные органы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

• кассовые выплаты из бюджета осуществляются органом Федерального казначейства на основании платежных документов, представленных в орган Федерального казначейства, в порядке очередности их представления и в пределах фактического наличия остатка средств на едином счете бюджета;

• все операции по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета проводятся и учитываются органом Федерального казначейства по кодам бюджетной классификации Российской Федерации;

• органы Федерального казначейства представляют финансовым органам информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов, а также информацию о кассовых операциях по исполнению иных бюджетов, входящих в консолидированный бюджет соответствующей территории.

Для реализации принципов единства кассы и подведомственности расходов Федеральное казначейство открывает в Банке России счета, через которые и осуществляются все кассовые операции по исполнению бюджетов.

В свою очередь, главным распорядителям, распорядителям и получателям средств бюджета в органах казначейства открываются лицевые счета для учета операций с соответствующими средствами. Учтенные в установленном порядке на лицевых счетах (счетах) средства используются учреждениями в соответствии с действующим законодательством.

Операции по расходованию бюджетных средств осуществляются учреждениями в соответствии с бюджетной сметой, которая должна вестись в соответствии с положениями БК РФ. Как указано в пункте 1 статьи 221 БК РФ, бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России.

Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений утверждены приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н.

Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, должны производиться в пределах доведенных до него по кодам классификации расходов соответствующих бюджетов лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

При нарушении учреждением установленного финансовым органом порядка учета бюджетных обязательств санкционирование оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения приостанавливается (пункт 2 статьи 161 БК РФ). Для осуществления платежей с открытых в органах казначейства лицевых счетов бюджетные учреждения должны представлять платежные и расчетные документы, которые определены действующим Порядком кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов определен приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н [8]. Он принят во исполнение положений статьи 166.1 БК РФ. Этим же приказом определен порядок осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов.

В соответствии с утвержденным Порядком для осуществления кассовых выплат получатели бюджетных средств и администраторы источников финансирования дефицита соответствующего бюджета должны представлять в орган казначейства по месту своего обслуживания следующие платежные документы [8]:

1. Заявку на кассовый расход (ф. 0531801), которая оформляется согласно приложению № 1 к Порядку;

2. Заявку на получение наличных денег (ф. 0531802), которая оформляется согласно приложению № 2 к Порядку;

3. Заявку на возврат (ф. 0531803), которая оформляется согласно приложению № 3 к Порядку.

Указанные платежные документы применяются участниками бюджетного процесса федерального уровня и получателями средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в случае открытия им лицевых счетов в органах Федерального казначейства в соответствии с соглашением об осуществлении органом Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) при кассовом обслуживании им исполнения бюджета, заключенным между органом Федерального казначейства и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования).

Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета утвержден приказом Минфина России от 01.09.2008 № 87н [6]. В частности, для оплаты денежных обязательств получатели средств федерального бюджета, администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета должны представлять с 1 января 2009 г. в Федеральное казначейство или орган Федерального казначейства по месту их обслуживания Заявку на кассовый расход (ф. 0531801) или Заявку на получение наличных денег (ф. 0531802).

Для подтверждения возникновения денежного обязательства получатель средств федерального бюджета вместе с заявкой должен представить указанные

в ней соответствующий государственный контракт на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) или договор аренды и (или) иной документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства.

Не требуется представления к заявке соответствующих документов при санкционировании оплаты денежных обязательств, связанных с [6]:

• обеспечением выполнения функций бюджетных учреждений (за исключением денежных обязательств по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг, аренде);

• социальными выплатами населению;

• предоставлением бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

• предоставлением субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг;

• предоставлением межбюджетных трансфертов;

• предоставлением платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

• обслуживанием государственного (муниципального) долга;

• исполнением судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти Российской Федерации (государственных органов Российской Федерации) либо должностных лиц этих органов;

• выполнением оперативно розыскных мероприятий.

Финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) при осуществлении кассового обслуживания исполнения соответствующего бюджета с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу представляет в органы Федерального казначейства для осуществления кассового расхода расчетный (а не платежный) документ, которым является платежное поручение.

Платежные поручения оформляются в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

• положением Банка России от 03.10.2002 № 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" [10];

• положением Банка России № 298-П, Минфина России № 173н от 13.12.2006 "Об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства" [11];

• приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н "О Порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов" [8].

При открытии счетов непосредственно в кредитной организации для осуществления платежей учреждение должно представлять оформленные в соответствии с положением Банка России от 03.10.2002 № 2-П [10] платежные поручения и иные предусмотренные законодательством документы.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение курсового исследования необходимо отметить, что новый порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами вступил в силу с 1 января 2009 г. Порядок переоформления ранее открытых учреждениям лицевых счетов был разъяснен в письме Федерального казначейства от 04.12.2008 № 42-7.1-15/1.1-550.

С 2009 г. открываются единые лицевые счета. В частности, на лицевом счете получателя бюджетных средств отражаются операции не только с бюджетными средствами, но и со средствами из внебюджетных источников, и т. д. Разделение источников обеспечивается за счет открытия на едином лицевом счете соответствующих разделов.

Исключение составляют операции, для отражения которых предназначены вышеуказанные специальные лицевые счета (для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, и др.).

Новый порядок открытия лицевых счетов раскрывает положение о том, что только в строго определенных действующим законодательством случаях участникам бюджетного процесса счета могут открываться непосредственно в кредитных организациях.

В соответствии с положениями БК РФ счета участников бюджетного процесса могут открываться в кредитных организациях в следующих случаях:

• при отсутствии учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими функций обслуживания счета бюджетов (пункт 2 статьи 156 БК РФ);

• при предоставлении бюджетных кредитов (пункт 1 статьи 156 БК РФ);

• для осуществления расчетов по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальными ценными бумагами (в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими указанных функций) (пункт 3 статьи 156 БК РФ);

• для осуществления операций в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации (статья 38.2 БК РФ);

• в случаях, определенных нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 38.2 БК РФ).

Осуществление расчетов наличными деньгами и в безналичной форме регламентируется бюджетным законодательством, нормативными документами Банка России, Минфина России и Федерального казначейства. В соответствии с частью 4 статьи 215.1 БК РФ кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации возлагается на Федеральное казначейство.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция РФ (принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (БК РФ) (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 20 августа, 23, 28, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 1 июля, 12 октября, 19, 22, 26, 27 декабря 2005 г., 3 января, 2 февраля 2006 г., 28 ноября 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - № 31. - Ст. 3823.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля 2006 г., 20 февраля 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

4. Федеральный закон РФ от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ" // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. - № 18. – Ст. 2117.

5. Приказ Министерства финансов РФ Федеральное казначейство (Казначейство России) от 28 июля 2009 г. № 4 н "О внесении изменений в приказ Федерального казначейства от 7 октября 2008г. №7н

"О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным

казначейством и его территориальными органами" // Система Гарант, 2009.

6. Приказ Минфина РФ от 01.09.2008 г. № 87 н "О порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств Федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита Федерального бюджета" // Система Гарант, 2008.

7. Приказ Федерального казначейства от 07.10.2008 № 7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами" // Российская газета. – 2009. – 18 февраля.

8. Приказ Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н "О Порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов" // Российская газета. – 2009. – 18 февраля.

9. Письмо Казначейства России от 04.12.2008 № 42-7.1-15/1.1-550 "Об открытии участникам бюджетного процесса новых лицевых счетов и отражении на них операций по доведению бюджетных данных на 2009, 2010, 2011 годы" // Система Гарант, 2008.

10. Положение Банка России от 03.10.2002 № 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" // Система Гарант, 2006.

11. Положение Банка России № 298-П, Минфина России № 173н от 13.12.2006 "Об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства" // Система Гарант, 2006.

12. Король Е.А. Отражение операций по расходам на лицевых счетах Федерального казначейства // Бюджетный учет. – 2008. - № 7.

13. Назарова Е.А. Ведение лицевых казначейских счетов в 2009 г. // Советник бухгалтера. - 2009. - № 1.

14. Новая инструкция по бюджетному учету // Бюджетный учет. – 2009. - № 3-4 (31-32).


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Перечень документов для открытия лицевого счета

 

Вид лицевого счета Перечень документов
01 – лицевой счет главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств Копия приказа или иного распорядительного документа главного распорядителя, утвердившего перечень подведомственных распорядителей и получателей, если в уставе участника бюджетного процесса не указаны данные бюджетные полномочия и вышестоящие участники бюджетного процесса
03 – лицевой счет получателя бюджетных средств 1. Копия учредительного документа (устава) или положения об обособленном подразделении, заверенная учредителем либо нотариально. 2. Копия документа о государственной регистрации юридического лица, заверенная учредителем или нотариально либо органом, осуществившим государственную регистрацию. 3. Копия уведомления о постановке на учет в территориальном органе Федеральной налоговой службы (далее – налоговый орган) юридического лица, образованного в соответствии с законодательством РФ. 4. Ходатайство участника бюджетного процесса, создавшего обособленное подразделение, об открытии лицевых счетов обособленному подразделению (для обособленного подразделения). 5. Копия договора (договоров) на передачу в аренду государственного имущества, заключенного (заключенных) в соответствии с законодательством РФ, в соответствии с которым (которыми) перечисляется арендная плата. 6. Разрешение на ведение приносящей доход деятельности по форме, установленной Минфином России. 7. Отдельное разрешение на осуществление оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с законодательством РФ об оперативно-розыскной деятельности
04 – лицевой счет администратора доходов бюджета Копия приказа, иной распорядительный документ, утвердивший перечень подведомственных участников бюджетного процесса, правовой акт главного администратора доходов бюджета, в ведении которого находится администратор доходов, наделяющий его полномочиями администратора доходов бюджета, с указанием администрируемых им кодов бюджетной классификации
05 – лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение учреждения Копия уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством РФ, либо по месту нахождения подразделения исполнительного производства на территории РФ, заверенная нотариально либо выдавшим его налоговым органом
08 – лицевой счет администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета Копия приказа, иной распорядительный документ, утвердивший перечень подведомственных участников бюджетного процесса
09 – лицевой счет администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета Копия приказа, иной распорядительный документ, утвердивший перечень подведомственных участников бюджетного процесса
10 – лицевой счет иного получателя бюджетных средств Разрешение на открытие счета в учреждении Центрального банка РФ или кредитной организации (филиале) (представляет главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета, в ведении которого находится иной получатель бюджетных средств)
14 – лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств 1. Копия соглашения между получателем бюджетных средств, передающим свои бюджетные полномочия, и получателем бюджетных средств, принимающим бюджетные полномочия, о передаче бюджетных полномочий. 2. Копия учредительного документа получателя бюджетных средств, которому передаются бюджетные полномочия, заверенная учредителем или нотариально. 3. Копия уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством РФ

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: