Нарушение симметрии в ходе биологической и социально-экономической эволюции




 

Древний математический метод Фибоначчи и физическая модель статистического равновесия объединены нами в единую теорию статистической симметрии. Это оказалось возможным за счет построения модели равновесия на основе постулата о равенстве мер хаоса и порядка в расширенном пространстве событий. Мера хаоса описывает в круговороте природы процессы разбиения чего-то на части, а мера порядка процессы сборки из частей чего-то нового. Мера хаоса для соответствующих параметров в простых случаях может совпадать с обычными термодинамическими представлениями о пространстве, числе частиц, температуре и так далее. В общем случае она не имеет известных антропоморфных аналогов.

Этот новый постулат о статистическом равновесии оказался эквивалентным древней гипотезе о предустановленной гармонии мира. Круговорот энергии в природе находится вечно в глобальном гармоническом равновесии между хаосом и порядком, и его части, описываемые правилом «золотой пропорции», живут конечное время для поддержания этого глобального равновесия.

Как заметил П. Флоренский, если правило «золотой пропорции» не наблюдается на практике, значит либо не правильно выделено целое, либо не правильно определены его части, в силу чего метод Фибоначчи активно использовался в различных областях науки и их технологиях, как и методы статистического описания систем. Разрабатываемая теория, объединяющая оба эти метода в один, оказывается более продуктивной, чем ее составляющие. Действительно, такая теория установила ряд нетривиальных как теоретических, так и практических результатов, которые необходимы даже для повседневной жизни.

1. Термодинамическое равновесие оказывается частным случаем равновесия между хаосом и порядком, когда за счет усреднения свойств системы теряется 2/3 информации о реальных свойствах природы.

2. Имеет место феномен самодвижения природы за счет изменения организации ее частей.

3. Изменение организации описывается с помощью уравнений симметрии между хаосом и порядком для трех различных одновременных процессов: насколько растет хаос по одним параметрам системы, настолько же растет порядок по другим ее параметрам.

Тогда эволюцию природы можно образно представить как изменение границ между хаосом и порядком по трем способам ее движения с помощью символа Инь-Ян, известного из китайской философии. За эволюцию природы отвечает постоянно изменяющаяся граница между двумя равными противоположностями - хаосом и порядком. Рост организации связан с ростом порядка по одним определенным параметрам системы и ростом хаоса по другим параметрам, а не путем перехода от хаоса к порядку или наоборот. При этом устойчивость организации может определяться отношениями значений меры хаоса или порядка для соответствующих параметров по методу Фибоначчи.

Целое задает правило поведения своим частям. Поэтому все части природы, человек, общество, экономика, сложные физические системы, а не только простые физические системы, рассматривая их как независимые объекты, повторяют свойства целого и стремятся к состоянию гармонического равновесия по правилу «золотой пропорции».

Несоизмеримость и неравенство частей приводит по «инерции» при их самодвижении к локальному отклонению от положения равновесия, вызывая тем самым апериодические процессы около положения гармонического равновесия. При этом «соприкосновение» и «сталкивание» частей вызывает динамические взаимодействия между ними. Эти взаимодействия нарушают их организацию, пути и способы самодвижения. Динамические взаимодействия вторичны относительно самодвижения природы, но именно они, динамические взаимодействия, ответственны за эволюцию и все новое в природе. Теория позволила продвинуться в понимании физической специфичности живой природы. Она состоит в первую очередь в способе достижения гармонического равновесия за счет преимущественного роста структурного многообразия природы. Структурный рост имеет место, как правило, за счет полупроницаемых границ на пути стационарного потока энергии. Установленную физическую специфичность живого целесообразно использовать в качестве эталона устойчивого развития для анализа организации других систем. Такая находка открывает новый путь для создания технологий, копирующих свойства живой природы. Они позволят подобно живому организму выстраивать взаимоотношения в обществе и выработать технологию его управления по аналогии с работой мозга человека. Представляя мир в виде круговорота энергии (вещества, информации, ресурсов), можно предположить, что его самодвижение происходит, затрагивая три способа движения:

1) изменение распределения элементов в пространстве,

2) изменение распределения структурного состава вещества и

3) изменения взаимодействия между элементами.

При этом типовым движением круговорота энергии являются апериодические колебания вблизи условий гармонического равновесия по этим трем способам движения. Это типовое движение порождает при взаимодействии частей три универсальных процесса:

1) разделения чего-то на части,

2) сборки чего-то нового,

3) стремления по-новому объектов к гармоническому равновесию.

Для повседневной практики теория рекомендует: находить в любой деле или объекте три главных неравных сущности, и это уже поможет каждому на пути к личному и общественному успеху. С развитием науки о гармонии и симметрии открываются новые законы природы и новые надежды на лучшее будущее цивилизации.

Нарушение симметрии в ходе биологической и социально-экономической эволюции может привести к экологическому кризису.

Нарастание глобальных проблем человечества повышает ответственность ученых за судьбы человечества. Вопрос об исторических судьбах и роли науки в ее отношении к человеку, перспективах его развития никогда так остро не обсуждался, как в настоящее время, в условиях нарастания глобального кризиса цивилизации. Старая проблема гуманистического содержания познавательной деятельности («проблема Руссо») приобрела новое конкретно-историческое выражение: может ли человек (и если может, то в какой степени) рассчитывать на науку в решении глобальных проблем современности? Способна ли наука помочь человеку избавиться от того зла, которое несет в себе современная цивилизация, технологизируя его образ жизни?

Наука - это социальный институт, и он теснейшим образом связан с развитием всего общества. Сложность, противоречивость современной ситуации в том, что наука, безусловно, причастна к порождению глобальных, прежде всего экологических, проблем цивилизации (не сама по себе, а как зависимая от других структур часть общества); в то же время без науки, без дальнейшего ее развития решение этих проблем в принципе невозможно. Это значит, что роль науки в истории человечества постоянно возрастает, поэтому умаление роли науки, естествознания в настоящее время чрезвычайно опасно - оно обезоруживает человечество перед нарастанием глобальных проблем современности. К сожалению, такое умаление подчас имеет место, оно представлено определенными умонастроениями, тенденциями в системе духовной культуры.[4, стр. 157]

Сущность современного экологического кризиса. Экология - цикл научных отраслей, изучающих взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой. В этот цикл входят: общая экология, изучающая основные принципы строения и функционирования различных надорганизменных систем - популяций, биоценозов, биогеоценозов и биосферы, частные экологии, изучающие конкретные биоценозы или биогеоценозы (например, экология млекопитающих, гидробиология, агроэкология и др.). В 1970-х гг. в цикле экологических наук выделилась экология человека, или социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия человеческого общества и окружающей среды. Современная экология - сложная междисциплинарная и комплексная система познания, включающая в себя методы, понятия и принципы как естествознания (биологических, геологических, химических, физических наук), математики, так и социально-гуманитарного знания, философии.

Начиная со средины XX в. рост потребностей человека и его производственной активности привел к тому, что масштабы возможного воздействия человека на природу стали соизмеримыми с масштабами глобальных природных процессов. В результате труда человека создаются каналы и новые моря, исчезают болота и пустыни, перемещаются огромные массы ископаемых пород, синтезируются новые химические материалы. Преобразующая деятельность современного человека распространяется даже на дно океана и космическое пространство.

Однако все возрастающее влияние человека на окружающую среду порождает сложные проблемы в его взаимоотношениях с природой. Неконтролируемая и непредсказуемая деятельность человека стала оказывать отрицательное воздействие на ход природных процессов, вызывать резко негативные необратимые изменения, как окружающей среды, так и биологической природы самого человека.

Это касается буквально всей среды - атмосферы, гидросферы, недр, плодородного слоя; гибнут животные и растения, разрушаются и исчезают биоценозы и биогеоценозы; растет заболеваемость людей. При этом неуклонно увеличивается численность населения земного шара. [4, стр. 178]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: